Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Арутюнов Баграт Николаевич

 
Арутюнов Баграт Николаевич
31.10.1889 - 24.01.1953
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 05.11.1943 Медаль № 58
Орден Ленина № 15468

    Памятники
  Надгробный памятник


Арутюнов Баграт Николаевич – заместитель Народного комиссара путей сообщения СССР.

Родился 31 октября 1889 года в городе Тифлисе, с 1936 года – Тбилиси, столице Грузии в семье ремесленника-шорника. Армянин. Окончил двухгодичное церковно-приходское училище, затем городское начальное училище и 1907 году Тбилисское ремесленное училище, слесарно-механическое отделение.

Стал работать слесарем механического завода. Через два года перешел помощником мастера в ремесленное училище, в котором учился сам. В мае 1925 года стал начальником фабрично-заводского училища (ФЗУ), в которое было реорганизовано ремесленное училище. В 1928-1931 годах на профсоюзной работе - ответственный секретарь Союза работников просвещения, а потом Совета профсоюзов Грузии.

В 1931 году Решением Закавказского крайкома Арутюнов был утверждён начальником Тифлисского паровозоремонтного завода. В следующем год «энергичный и настойчивый хозяйственник» Центральным Исполнительным Комитетом Советов депутатов Грузии был награжден республиканским орденом Трудового Красного Знамени. В 1933 году был избран членом ЦК КП(б) Грузии и назначен управляющим Чиатурским марганцевым трестом. Должность был очень ответственная, в то время Чиатура был едва ли не единственным разведанным марганцевым рудником с СССР. Арутюнов стремился оправдать оказанное ему высокое доверие, а потому, не будучи специалистом, досконально изучил металлургическое производство.

В июне 1937 года по просьбе секретаря ЦК КП(б) Грузии Л.П. Берии Арутюнова, работающего в то время снова директором Тбилисского паровозоремонтного завода, принял с докладом Л.М. Каганович.. В октябре того же год Арутюнов был назначен начальником Закавказской железной дороги.

Всю свою энергию и административные способности Арутюнов применил на посту начальника Закавказской железной дороги. По его инициативе на дороге стали внедряться кривоносовские методы работы, широко применяться кольцевая езда. Это улучшило работу паровозного парка, дало возможность повысить вес грузовых поездов, увеличить суточный пробег паровозов. На кольцевую езду был переведён и труднейший участок Тбилиси - Хашури, где использовались мощные электровозы. Б.Н. Арутюнов особое внимание уделял работе новаторов. Именно тогда прославились машинисты Агаев, Геладзе, Хачатрян, Циклаури, удостоенные в 1943 году звания Героя Социалистического Труда.

1 апреля 1939 года Арутюнов был назначен заместителем наркома путей сообщения СССР и в конце года утвержден первым заместителем наркома. Занятый по линии Политбюро, выполнявший одновременно обязанности наркома нефтяной, а затем топливной промышленности, Л.М. Каганович вполне мог положиться на своего первого заместителя. Арутюнову по проблемам и задачам железнодорожного транспорта довелось вместо Кагановича выступить на XVIII Всесоюзной партконференции. Именно им был разработал график движения поездов на случай войны.

22 июня 1941 года, пока нарком Каганович был в Кремле на экстренном совещании у Сталина, Арутюнов и другие заместители наркома по селекторной связи уточняли обстановку на приграничных дорогах, намечали неотложные меры перехода железнодорожного транспорта на работу в условиях войны. В июле 1941 года Арутюнов от Наркомата путей сообщения, как заместитель Кагановича, был включен в созданный Совет по эвакуации.

В годы войны помимо паровозного и вагонного управления Наркомата путей сообщения Арутюнов курировал работу заводов железнодорожного транспорта и отвечал за производство на этих заводах боеприпасов. Решением Государственного комитета обороны его сделали ответственным за доставку фронту и оборонной промышленности нефтепродуктов, используя, видимо, опыт работы на Закавказской дороге, снабжавшей до войны всю огромную страну бензином, керосином, мазутом и смазочными материалами.

В октябре 1941 года в Куйбышев были эвакуированы правительственные учреждения и все дипломатические представительства. На Арутюнова было возложено непосредственное руководство эвакуированным аппаратом НКПС и оперативная связь со всеми наркоматами и железными дорогами. Двойное руководство из Москвы и Куйбышева осложняло работу железнодорожного транспорта, поэтому 14 февраля 1942 года при ГКО был создан Транспортный комитет во главе с И.В. Сталиным. В состав комитета был включен и Арутюнов.

Об авторитете Арутюнова как специалиста, говорит факт, что когда при назначении наркомом путей сообщения А.В. Хрулёва кто-то из членов Ставки или Политбюро стал возражать, дескать, Хрулёв «не железнодорожник, как же можно его назначать наркомом путей сообщения?» Сталин парировал: «Но ведь там же есть Арутюнов!». Сам А.В. Хрулёв, имевший большой опыт государственного деятеля, вникал во все тонкости деятельности железнодорожного транспорта, советовался не только с Арутюновым, но и с другими руководителями и специалистами отрасли. Но первым помощником был Арутюнов, и не только по должности.

Будучи заместителем наркома Арутюнов многократно выезжал в командировки на самые сложные участки железнодорожной сети и решал на месте неотложные вопросы. Так было в июле 1942 года под Сталинградом и на Северном Кавказе. В частности, нужно было ускорить вывоз хлеба из Сталинградской области, к которой рвался враг, а на Северном Кавказе нужно было решать задачи с перевозкой нефтегрузов к фронту и на нефтеперерабатывающие заводы, а также ускорить строительство железнодорожной линии Кизляр - Астрахань. Из Дагестана он прибыл в Баку для организации лучшей работы переправы эвакогрузов, марганца и нефти в Красноводск на восточный берег Каспийского моря.

Ежесуточно за его подписью начальникам дорог шли указания и оперативные распоряжения. Он неустанно руководил работой предприятий и организаций железнодорожного транспорта. За достигнутые успехи отрасли, выполнение заданий правительства и военного командования по организации перевозок оборонных и народно-хозяйственных грузов в ноябре 1942 года Арутюнов был награжден вторым орденом Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Арутюнову Баграту Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

После окончания войны, в январе 1946 года Арутюнов возглавил Кавказский округ железных дорог, куда входили Северо-Кавказская, Орджоникидзевская и Закавказская магистрали. В 1951 году был назначен заместителем министра чёрной металлургии по транспорту.

Скончался 24 января 1953 года на 64-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы (уч. 2, ряд 38, могила 13)

Награжден тремя орденами Ленина (23.11.1939, 24.11.1942, 05.11.1943), орденами Кутузова 1-й степени (29.07.1945), Отечественной войны 1-й степени (24.02.1945), Трудового Красного знамени ЗСФСР (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики) (23.3.1935), медалями.

 

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003
 Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
Подводная археология   Т