Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Геладзе Николай Васильевич

Геладзе Николай Васильевич

15.08.1900 - 14.03.1973

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 121

Орден Ленина № 16252

Геладзе Николай Васильевич – паровозный машинист Тбилисского депо Закавказской железной дороги.

Родился 15 августа 1900 года в городе Тифлисе, с 1936 года – Тбилиси, столице Грузии, в семье сапожника. Грузин. Семья была многодетнаой, и Николай смог проучиться в школе только 2 года, затем его устроили учеником к кузнецу.

В 1914 году подросток пришёл работать в депо станции Тифлис, три года был на побегушках, числясь учеником слесаря, затем сам слесарничал. В 1919 году добровольцем ушел в Красную Армию, участник Гражданской войны. После демобилизации вернулся на железнодорожный транспорт, стал помощником машиниста в депо Кировоград, и в 1927 году машинистом. Вернулся в Тифлис, в депо, в котором начинал трудовой путь.

В 1930 году принял в депо Тифлис старый паровоз Э5197, досконально изучил конструкцию паровоза, произвёл ряд ремонтов, привёл его в порядок. Через год стал перевыполнять план и экономить топливо. Весь мелкий ремонт машинист выполнял сам. Ни один деповский ремонт не проводился без его личного участия. В результате на втором Всесоюзном конкурсе спаренных бригад паровоз Э5197 по содержанию занял призовое место.

Ударно трудился на вождении нефтемаршрутов из Баку в Батум, систематически перевыполнял норму пробега, экономил топливо, не имел опозданий в пути, передавал свой опыт товарищам. Когда на Чиатурских копях скопились горы марганца, а многие машинисты депо Самтредиа отказывались водить тяжеловесы, Геладзе пришёл на помощь. Он изучил горный профиль пути, сделал несколько пробных поездок. И вскоре из Шаропани в Поти спустился поезд весом в 1650 тонн, а нормой считалось 1200. Затем обучил самтредских машинистов.

Вскоре окончил курсы повышения квалификации, одним из первых в Закавказье отказался от толкачей на трудных перегонах. Когда в июле 1935 года на сети развернулось кривоносовское движение, Геладзе стал одним из его инициаторов в своём депо. В 1936 году награждён орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Почётному железнодорожнику».

Благодаря умелому управлению и уходу паровоз Геладзе без промывочного ремонта пробежал 29 тысяч 492 километра. Всё это время он водил поезда на высоких скоростях без аварий и брака в работе. За 15 лет работы предотвратил на горных дорогах шесть крушений поездов. В октябре 1937 года был назначен машинистом-инструктором. А вскоре наркомат назначил Н.В. Геладзе своим инспектором при депо Тбилиси по приёмке паровозов из ремонта. В 1938 году заслуженный железнодорожник был избран депутатом Верховного Совета Грузинской ССР.

В суровые годы войны продолжал работать на Закавказской магистрали. Не зная отдыха, он водил эшелоны с военными грузами, нефтемаршруты, санитарные составы. Широко используя лунинский метод ухода за локомотивом силами паровозной бригады, обеспечил бесперебойную работу.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Геладзе* Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Высокая награда требовала ещё более ответственно относиться к своим должностным обязанностям. 5 июня 1944 года Н.В. Геладзе назначили начальником паровозного депо Батуми, ему было присвоено звание инженер-майора тяги. Благодаря его исключительным организаторским способностям, умению сплотить коллектив депо, успешно справлялся с поставленными перед ним задачами.

В 1949 году он вернулся в депо Тбилиси, где продолжал работать машинистом-инструктором до 1964 года, хотя имел право уйти на заслуженный отдых еще в 1955 году. В 1951 году награждён вторым орденом Ленина, много внимания уделял молодёжи, подготовил десятки первоклассных машинистов.

Жил в столице Грузии городе Тбилиси. Скончался 14 марта 1973 года.

Награждён 3 орденами Ленина (29.11.1939; 05.11.1943; 02.07.1951), Трудового Красного Знамени (22.03.1936), медалями; двумя знаками «Почётному железнодорожнику».

_______
* В указе с ошибкой – Мгеладзе.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т