Герой Социалистического Труда
Партийные и советские деятели
Каганович Лазарь Моисеевич

Каганович Лазарь Моисеевич

22.11.1893 - 25.07.1991

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 55

Орден Ленина № 15465

Каганович Лазарь Моисеевич – Народный Комиссар путей сообщения СССР, город Москва.

Родился 10 (22) ноября 1893 года в деревне Кабаны ныне – Чернобыльского района Киевской области Украины в бедной семье прасола (поставщика скота на бойни). Еврей. Получив в 13-летнем возрасте начальное образование, уехал в поисках заработка в город Киев, где устроился на кожевенный завод. В 1911 году вовлечён в революционное движение старшим братом Михаилом. Член РСДРП(б)/КПСС с 1911 года. Принимал активное участие в работе профсоюза кожевенников.

В 1915 году Лазарь Каганович арестован и выслан в родную деревню Кабаны, после чего перешёл на нелегальное положение и вместе с женой Марией перебрался в Юзовку (с 1924 года – город Донецк), где после Февральской революции стал заместителем председателя Юзовского Совета и председателем союза кожевников.

Весной 1917 года Каганович по заданию партии направлен в армию для пропагандистской работы. В марте – апреле 1917 года он – председатель военной организации большевиков в Самаре. В июне 1917 года принимал участие в заседаниях Всероссийской конференции военных организаций при ЦК РСДРП(б) в Петрограде (ныне – Санкт-Петербург), где его избрали в состав Всероссийского бюро военных организаций.

После возвращения из армии Кагановича вновь арестовали и направили на фронт, но в Гомеле (ныне – Белоруссия) усилиями местных большевиков его освободили, и в августе 1917 года он стал в Гомеле председателем Полесского комитета РСДРП(б), сыграв важную роль в приходе большевиков к власти в Гомеле и Могилёве.

После Великой Октябрьской социалистической революции Л.М. Каганович стал одним из организаторов создания Красной Армии: в 1918 году он – комиссар организационно-агитационного отдела Всероссийской коллегии по организации Красной Армии, что позволило ему установить личные связи с рядом известных большевиков.

В середине лета 1918 года Каганович направлен в Нижний Новгород, ставший прифронтовым городом в связи с продвижением частей чехословацкого корпуса. Здесь, с мая 1918 года по август 1919 года, он занимал должности председателя Нижегородского губернского комитета РКП(б) и губернского исполнительного комитета.

Проявлявшаяся в этот период приверженность Л.М. Кагановича идеям сверхцентрализации партийного и государственного руководства и безжалостность к врагам революции ещё более укрепились в нём с сентября 1919 года по август 1920 года во время обороны Воронежа, когда он занимал посты председателя Воронежского губернского Революционного комитета и губернского исполнительного комитета и при подавления басмачества в Туркестане в 1920–1921 годах, где он являлся членом Туркестанского бюро ЦК РКП(б), Турккомиссии ВЦИК и СНК РСФСР, Народным комиссаром Рабоче-крестьянской инспекции Туркменской АССР, председателем Ташкентского городского Совета.

С 1921 года Л.М. Каганович направлен на профсоюзную работу: инструктор ВЦСПС, инструктор и секретарь Московского комитета и секретарь ЦК Союза кожевников.

В 1922 году, после того как И.В. Сталин стал генеральным секретарем ЦК РКП(б), Каганович по рекомендации В.В. Куйбышева был переведён в Москву на работу в аппарат ЦК РКП(б) на должность заведующего организационно-инструкторским, а затем организационно-распределительным отделом. Через этот отдел проходили все назначения и перемещения на ответственные посты.

С 1923 года Л.М. Каганович – кандидат в члены, с мая 1924 года – член ЦК РКП(б), с июня 1924 года по декабрь 1925 года – член Организационного бюро ЦК, с июня 1924 года по апрель 1925 года – секретарь ЦК РКП(б). Работая рядом с секретарями ЦК ВКП(б) И.В. Сталиным, В.М. Молотовым, В.В. Куйбышевым, Каганович установил с ними тесные отношения. Он ярко проявил себя незаменимым помощником И.В. Сталина в борьбе с оппозицией в высшем партийном руководстве. Активно помогал ему в борьбе с троцкистами и «правыми».

В апреле 1925 года Л.М. Каганович назначен Генеральным секретарем ЦК КП(б) Украины. Полностью поддерживал линию И.В. Сталина в отношении нэпа, боролся за наращивание капитальных вложений в индустриальное развитие Украины, в частности был приверженцем строительства Днепровской электростанции. Трудности в ходе кампании хлебозаготовок объяснял в своем выступлении на июльском (1928 года) Пленуме ЦК ВКП(б) исключительно сопротивлением кулачества.

В июне 1926 года избран кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б), а в июле 1928 года возвратился в Москву на должность секретаря ЦК ВКП(б).

С июля 1930 года он – член Политбюро ЦК ВКП(б). В декабре 1930 года, после назначения В.М. Молотова председателем Совета Народных Комиссаров СССР, И.В. Сталин назначил Кагановича своим заместителем по партии. Лазарь Моисеевич не только возглавил работу Организационного бюро ЦК ВКП(б) и ряда важнейших отделов ЦК, но и руководил заседаниями Политбюро ЦК ВКП(б) в период отпусков И.В. Сталина, председательствовал в многочисленных комиссиях Политбюро.

В 1930–1935 годах – первый секретарь Московского комитета ВКП(б). На этом ответственном посту он мобилизовал партийную организацию и трудящихся Москвы и Московской области на выполнение решений ЦК ВКП(б) по осуществлению генерального плана реконструкции столицы. В 1931 году в Москве было начато строительство метрополитена, непосредственное руководство которым осуществлял Л.М. Каганович.

13 мая 1935 года Центральный Исполнительный Комитет Союза CСP постановил присвоить Московскому метрополитену имя Л.М. Кагановича.

За период работы на посту секретаря Московского комитета партии коммунисты Москвы и Московской области добились успешного превращения Московской области из потребляющей в производящую.

В 1933 году возглавлял сельскохозяйственный отдел ЦК ВКП(б). В руководстве политотделами машинно-тракторных станций (МТС) и совхозов ему принадлежит большая заслуга. В качестве председателя Центральной комиссии по проверке партийных рядов руководил происходившей в 1933–1934 годах чисткой партии.

В 1934 году на XVII съезде ВКП(б) выступил с докладом «Организационные вопросы (партийное и советское строительство)».

После XVII съезда ВКП(б) избран председателем Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б). В 1934 году он возглавлял транспортную комиссию ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР, впоследствии – транспортный отдел ЦК ВКП(б).

В 1935–1944 годах – Народный Комиссар путей сообщения СССР. С 1937 года он по совместительству – Народный Комиссар тяжёлой промышленности, с января 1939 года – Народный Комиссар топливной промышленности и с октября 1939 года по июль 1940 года – Народный Комиссар нефтяной промышленности СССР. С августа 1938 года одновременно являлся заместителем председателя Совета Народных Комиссаров СССР.

В годы Великой Отечественной войны Л.М. Каганович – член Государственного Комитета Обороны, член Военного совета Северо-Кавказского, а затем Закавказского фронтов.

В военные годы отвечал в первую очередь за бесперебойную работу железных дорог, на которые в условиях войны легла особая ответственность. Железные дороги, и без того перегруженные в СССР, должны были осуществлять теперь огромный объём военных перевозок и эвакуацию многих тысяч предприятий в восточные районы страны. Железные дороги справились с невероятно трудными задачами военных лет, и в этом была, несомненно, заслуга «железного наркома» Л.М. Кагановича.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Кагановичу Лазарю Моисеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Будучи умелым организатором и человеком неутомимой работоспособности, в то же время он был крайне грубым и властным человеком, жестоким в отношении к подчинённым. Активнейший участник массовых репрессий, сам был их инициатором на железнодорожном транспорте и в других возглавляемых им ведомствах.

С декабря 1944 года – заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР и заместитель председателя транспортного комитета при Совете Министров СССР.

В марте 1947 года избран первым секретарём ЦК КП(б) Украины вместо Н.С. Хрущёва, который остался Председателем Совета Министров Украинской ССР. Через 9 месяцев Сталин вернул Хрущёва и Кагановича на свои прежние места. С декабря 1947 года – заместитель, а с марта 1953 года – первый заместитель Председателя Совета Министров СССР. На пленуме ЦК КПСС в октябре 1952 года, после XIX съезда КПСС, избран членом Президиума ЦК КПСС.

После смерти 5 марта 1953 года И.В. Сталина Л.М. Кагановичу доверен пост первого заместителя Председателя Совета Министров СССР, одновременно с мая 1955 года по июнь 1956 года он – председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, а с сентября 1956 года по май 1957 года – Министр промышленности строительных материалов СССР.

Являясь членом Президиума ЦК КПСС, поддержал Н.С. Хрущёва в борьбе против Л.П. Берия, дал согласие на его арест и казнь. Однако попытки Хрущёва провести кампанию осторожной, половинчатой десталинизации вызвали у Кагановича негативную реакцию.

Вместе с В.М. Молотовым и Г.М. Маленковым выступил против Хрущёва, получив поддержку большинства членов Президиума ЦК КПСС. В итоге так называемая «антипартийная группа Молотова – Кагановича – Маленкова и примкнувшего к ним Шепилова» потерпела поражение, и за причастность к ней 29 июня 1957 года решением Пленума ЦК КПСС Каганович был смещён со всех постов, выведен из состава Президиума ЦК КПСС и из ЦК КПСС. Он получил строгий выговор с занесением в учётную карточку «за поведение, недостойное звания члена КПСС, за издевательство над подчинёнными сотрудниками», был направлен на работу директором Уральского калийного завода.

В 1961 году на XXII съезде КПСС его подвергли критике и обвинили в организации массовых репрессий 1930-х годов. В декабре 1961 года был исключен из рядов КПСС партийной организацией Краснопресненского районного комитета КПСС города Москвы.

С 1961 года – персональный пенсионер союзного значения. Жил в Москве на Фрунзенской набережной, дом №50, квартира 384.

После отставки Хрущёва предпринимал неоднократные безуспешные попытки восстановить членство в КПСС.

Скоропостижно скончался 25 июля 1991 года в возрасте 97 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 1).

Генерал-директор путей сообщения (06.11.1943).

Награждён 4 орденами Ленина (15.03.1935, 05.11.1943, 21.11.1943; 21.11.1953), орденом Трудового Красного Знамени (17.01.1936), медалями.

Имя Л.М. Кагановича до 1955 года носил Московский метрополитен, а затем, до 1957 года, станция «Охотный ряд». Первый советский троллейбус имел в его честь марку «ЛК». Его именем была названа Каширская электростанция в Московской области.


 

Биографию подготовил: Уфаркин Николай Васильевич (1955-2011)

Источники

Зенькович Н. А. Самые закрытые люди. Энциклопедия биографий. - М., 2004.

Медведев Рой. Они окружали Сталина. Москва, "Политиздат", 1990.