Лишённый звания Героя Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Мурзич Василий Иванович

Мурзич Василий Иванович

15.05.1909 - 12.08.1979

Лишённый звания Героя Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 74

Орден Ленина № 15484

Мурзич Василий Иванович - паровозный машинист депо Витебск Западной железной дороги.

Родился 15 мая 1909 года в городе Невель, уездном городе Витебской губернии, ныне районный центр Псковской области, в семье железнодорожника. Белорус. В 1917 году поступил в Невельскую учительскую семинарию, но окончил только 4 класс и убыл из-за нехватки средств для обучения. Несколько лет батрачил у разных хозяев.

В 1928 году приехал в город Витебск. Работал на строительстве железной дороги Витебск-Сокольники. Затем трудился в депо станции Витебск кочегаром, потом помощником машиниста, машинистом. В 1932-1934 годах проходил службу в Красной Армии, во 2-м железнодорожном полку, окончил школу младших командиров. После демобилизации вернулся в Витебск.

Когда 1935 году по всей сети железных дорог СССР развернулось соревнование но методу Петра Кривоноса, выступившего с инициативой водить грузовые поезда с удвоенной технической скоростью, молодой машинист Мурзич водил мощный паровоз ФД. Он активно включился в «кривоновсовское» движение, стал водить составы еще с большей скоростью 70 километров в час. В 1939 году. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени, первым из витебских железнодорожников, опыт его новаторской работы освещался на страницах газеты «Гудок».

С началом Великой Отечественной войны продолжал работать машинистом. Эвакуировался на восток в июле, с последним поездом из Витебска, увозящим на восток работников депо и станции. В пути состав неоднократно подвергались обстрелам и бомбёжкам. В Москве продолжал работать по своей специальности в депо имени Ильича станции Москва-Сортировочная Западной железной дороги.

Здесь добровольно записался в формирующуюся разведывательно-диверсионную группы, прошел краткосрочные курсы минёров вместе с Константином Заслоновым. Уже в августе 1941 года в составе группы таких же, как он железнодорожников под прикрытием конницы Льва Доватора перебрался через линию фронта в тыл врага. На первой же мине, установленной им, подорвался вражеский эшелон. После возвращения из вражеского тыла Мурзич водил к фронту поезда, снова работая машинистом депо имени Ильича.

В июле 1942 года второй раз ушел за линию фронта. Партизанско-десантная группа под командованием Лубенца, в которую входил Мурзич, действовала на линии Барановичи-Волковыск в Гродненской области. На участке Гриньки-Озерница движение вражеских поездов было прервано на 42 часа. На участке Слоним-Гриньки под откос был пущен вражеский вспомогательный поезд, шедший для ремонта взорванного железнодорожного полотна. Было убито и ранено 53 фашиста. 12 сентября под откос был пущен воинский эшелон с боевой техникой, движение оказалось прерванным на 33 часа. Уничтожали и вражеские автомашины на шоссе. На личном счету Мурзича значилось 12 уничтоженных вражеских поездов. Не случайно оккупанты распространяли листовку о том, что разыскивается «опасный советский бандит Мурзич». За его поимку обещали 10 000 марок и другие блага. Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Поздней осенью 1942 года Мурзич был отозван в Москву и возвращен на прежнее место работы - в депо имени Ильича. Стал старшим машинистом паровозной колонны особого резерва Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) № 3. Работал на Сталинградском направлении, доставлял танки к Сталинграду. Накануне окружения группировки врага ведомый им эшелон попал под бомбёжку. Осколок насмерть сразил его помощника Петра Устинова, тяжело был контужен кочегар Александр Лебедев. А из пробитого котла на машиниста хлынула мощная струя пара и кипятка, обварив лицо и руки. Почти ослепший, Мурзич на ощупь заделал пробоину в котле и довёл эшелон с танками до места назначения. Из паровозной будки его выносили на носилках. Это единственный случай на всех фронтах и в мировой практике, чтобы обожжённый кипятком, раненый и полуслепой машинист вёл эшелон, не оставив своего боевого поста. В госпитале ему восстановили зрение.

После госпиталя он вернулся на свой паровоз, который был отремонтирован силами самой бригады. На нём в составе витебской паровозной колонны Героя Социалистического Труда Н.А. Макарова Мурзич продолжил подвозить к фронтам всё необходимое.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Мурзичу Василию Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Продолжал работать на самых важных участках фронта. Был прикомандирован к консольному крану 6-й железнодорожной бригады. Только за июль-август 1944 года этим краном при участии Мурзича на восстановлении железнодорожных путей было установлено 28 пролетных строений. Работа требовала высокой точности и самоотверженности, паровоз должен был устанавливаться в 30-40 см от края обрыва высотой до 15-17 метров. За это время благодаря умелой работе машиниста не было ни одной задержки восстановительных работ. Был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

После войны закончил в Москве Центральные технические курсы НКПС и был направлен в Витебск заместителем начальника локомотивного отдела. В 1946 году был избран депутатом Верховного Совета СССР от Лепельского избирательного округа Витебской области.

 Герои пользовались особым почётом и уважением, их приглашали на митинги и торжественные собрания. А потом - на банкет или фуршет, где пили за здоровье Героев, славили их подвиги. И такое испытание далеко не все Герои выдержали. Мурзич стал злоупотреблять спиртным. Мурзич всё чаще и чаще стал появляться в нетрезвом виде, в конце депутатского срока бюро Витебского обкома рассмотрело аморальное поведение Мурзича. Был переведен на Прибалтийскую железную дорогу.

Работая в Даугавпилсе, он, будучи нетрезвым, случайной встретил свою бывшую жену. В состоянии аффекта и обиды за поломанную жизнь нанёс ей травмы. В мае 1954 года был осужден к 8 годам лишения свободы по обвинению в покушении на умышленное убийство. Суд не выходил с ходатайство о лишении наград. При рассмотрении кассационной жалобы Верховный Суд Латвийской ССР назначил дополнительное наказание в виде лишения звания и наград. Направил свое решение в Президиум Верховного Совета СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1954 года В.И. Мурзич был лишен звания Героя Социалистического Труда, а также всех государственных наград.

Был награжден орденом Ленина (05.11.1943), двумя орденами Трудового Красного Знамени (23.11.1939, 01.08.1953), Отечественной войны 1-й (09.09.1944) и 2-й (20.01.1943) степеней, медалями «Партизану Отечественной войны» 1-й степени, «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Отбывал срок в Мехреньгском ИТЛ ( поселок Пуксоозеро, Плесецкий район, Архангельская область). Обращался в Президиум Верховного Совета СССР, указывая на то, что Верховный суд СССР свои решением отменил определение о лишении наград, но Указ о лишении был оставлен в силе. В сентябре 1955 года освобожден из мест заключения.

Вернулся в Латвию, на Прибалтийскую железную дорогу. В марте 1956 года был зачислен дежурным по депо Шкиротава, под самой Ригой. Чтобы вернуться на паровоз, в 1958 году снова окончил курсы машинистов в Рижской дортехшколе. До выхода на пенсию в марте 1965 года трудился машинистом паровоза депо Шкиротава. Обращался с просьбой к начальнику дороги Н.И. Краснобаеву о ходатайстве для возвращения наград, но тот отказал. Скончался 12 августа 1979 года. Похоронен на кладбище латвийского посёлка Улброка.


* Ни один музей или архив не присылает копий документов о Мурзиче. Центральный музей Вооружённых сил, Центральный музей Революции в Москве, Витебский областной краеведческий музей, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, архивы Витебского отделения и Белорусской дороги однотипно извещают, что сведениями о Мурзиче не располагают. 

С вопросом о реабилитации и возвращении наград в настоящее время получился "заколдованный круг". С развалом СССР Республика Латвия не будет ходатайствовать о возвращении Мурзичу наград, ссылаясь, что он прощению по закону 1990 года "О реабилитации незаконно репрессированных лиц" не подлежит. Прокуратура Витебской области Белоруссии теперь не вправе запросить из Даугавпилса или Риги дело об осуждении В. И. Мурзича для выражения протеста даже спустя полвека. Генеральная прокуратура РФ направила заявление сына о реабилитации отца в Ригу...


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004

Документы на сайте «Подвиг народа»

Звягинцев В.Е. Трибунал для академиков. М.: Терра, 2009

Каргапольцев С. Потерянные звёзды – Иваново, 2016.

Публикации в сети Интернет

Подводная археология   Т