Герой Труда Российской Федерации
Искусство: Музыканты, певцы
Кажлаев Мурад Магомедович

Кажлаев Мурад Магомедович

15.01.1931 - 23.12.2023

Герой Труда Российской Федерации

Даты указов

30.04.2021

Кажлаев Мурад Магомедович – художественный руководитель – директор государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Дагестан «Республиканская школа искусств М. Кажлаева для особо одарённых детей».

Родился 15 января 1931 года в городе Баку Азербайджанской ССР (ныне – Азербайджан) в семье медицинских работников Магомеда Давудовича (1893-1963) и Елены Михайловны (1908-1983) Кажлаевых – выходцев из села Кумух ныне Лакского района Республики Дагестан. Лакец. Музыкальные способности у мальчика проявились весьма рано. Его мать, страстная поклонница музыки, разглядела в сыне склонность к музыкальному сочинительству и определила сына в музыкальную школу для одарённых детей при Азербайджанской государственной консерватории.

В 1949 году он поступил на композиторское отделение консерватории в класс выдающегося педагога профессора Б. И. Зейдмана. Но того вскоре командировали в Узбекистан готовить композиторские кадры, и Кажлаева определили в класс Джевдета Гаджиева. Настоящий фурор произвели в Баку гастроли Эдди Рознера и Леонида Утёсова. Сердце покорил оркестр Гленна Миллера в фильме «Серенада Солнечной долины». Его очаровывала фантастически красивая музыка К. Дебюсси, М. Равеля, кружили голову неподражаемые песни И. Дунаевского из фильмов «Весёлые ребята» и «Волга-Волга». Огромный наплыв музыкальных впечатлений искал отражения в сочинениях молодого композитора.

Однако свобода музыкального творчества неожиданно попала под жёсткий контроль партийного постановления 1948 года «О формализме и музыке». Новаторские «Прелюдии для фортепиано» М. М. Кажлаева экзаменационная комиссия сочла произведением «абстрактным», «формалистичным», «джазированным». После чего его исключили из консерватории. Исключение из консерватории наделало в Баку много шума. Как музыкант он уже успел заявить о себе творческими успехами и игрой в оркестрах. Ректор консерватории, замечательный композитор Кара Караев и вернувшийся к тому времени в Баку Б. И. Зейдман заступились за Кажлаева и содействовали его восстановлению в вузе. Наверное, с тех тревожных дней и замысловатых «Прелюдий для фортепиано» и начался будущий именитый композитор.

Он искал, фантазировал, экспериментировал. И всё больше чувствовал, что его композиторский путь лежит в сфере взаимопроникновения жанров, в сплаве джазовой «моторики» с симфоническим мышлением. Элементы этой жанровой диффузии были заметны уже в раннем сочинении «Романтической сонатине», выдержавшей затем несколько изданий. Со временем важное место в его творчестве занял и третий элемент – фольклорный.

В Баку из Дагестана приехал на гастроли композитор Готфрид Алиевич Гасанов. После концерта знаменитый земляк побывал в доме Кажлаевых. Он внимательно слушал музыку молодого композитора, после чего сам сел за инструмент и сыграл народные дагестанские мелодии пленительной красоты. Свою дипломную работу, первую симфонию «Дагестан. Симфонические картины», молодой человек посвятил земле предков, и в 1955 году, успешно окончив консерваторию, переехал в Дагестан.

В 1955-1958 годах – преподаватель музыкального училища имени П. И. Чайковского в Махачкале. В творческом багаже 24-летнего композитора помимо «Романтической сонатины», симфонических картин «Дагестан», было много новых произведений, в том числе – симфоническая поэма «Памяти 28 героев-панфиловцев», «Молодёжный квартет», «Прелюдии для фортепиано».

После московского триумфа дагестанских композиторов Секретариат Союза композиторов СССР одобрил идею создания в Дагестане местного отделения Союза. Дагестанские композиторы были полны решимости поднять музыкальную культуру республики на новую высоту, обогатить национальную мелодику симфоническим звучанием, показать безграничные возможности фольклора как источника вдохновения композитора. Костяк Дагестанского отделения Союза композиторов составили Наби Дагиров, Сергей Агабабов, Мурад Кажлаев и уже признанный композитор Готфрид Гасанов, которого младшие коллеги решили избрать своим председателем.

На гастроли в Махачкалу приехал Азербайджанский государственный симфонический оркестр под управлением Ниязи. Впервые в республике «живьём» зазвучали симфонические произведения Дагирова («Праздничная увертюра»), Агабабова «Дагестанская сюита»), Гасанова («Концерт») и Кажлаева («Дагестан»). Переполненный зал Русского драматического театра рукоплескал авторам и исполнителями.

В 1957 году ему было предложено стать художественным руководителем и дирижёром симфонического оркестра Дагестанского радио, который ему же предстояло и создать. Премьера оркестра состоялась на первом авторском концерте М. М. Кажлаева 21 марта 1957 года (возглавлял оркестр до 1958 года). Успех был огромный. С программой «Дагестанская музыка» он начал гастролировать и по стране, дирижируя разными оркестрами. Впервые зазвучала симфоническая музыка и в горах Дагестана.

Он продолжал активную творческую деятельность, писал новые произведения, в том числе музыку к театральным спектаклям, выступал в прессе. На Втором Всесоюзном съезде композиторов в Москве Т. Н. Хренников в своём докладе назвал молодого композитора в числе представителей поколения, которое талантливо заявило о себе в симфонической музыке.

Музыка и песни М. М. Кажлаева с успехом звучали в концерте Первого фестиваля молодёжи города Махачкалы. А летом он вновь отправился в Москву как член дагестанской делегации на IV Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Представляя музыкальную культуру Дагестана, М. М. Кажлаев с интересом знакомился с музыкой всех континентов мира.

Тогда же состоялась и знаменательная встреча с французским композитором Мишелем Леграном. Он был так же молод, как и Кажлаев, но уже имел мировую славу и свой джазовый оркестр, с которым и приехал в Москву. Эта встреча помогла Кажлаеву, поддержав его творческие поиски в сфере джаза, который многие ещё считали чужеродным жанром.

Он стал много писать для детей, создал музыку к первому дагестанскому художественному фильму «Тучи покидают небо». На Международном конкурсе молодых композиторов к предстоящему VII Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Вене М.М. Кажлаеву были присуждены Золотая медаль и Диплом 1-й степени в жанре «Танцевальная музыка» за «Концертную лезгинку». В Вене – столице вальса – по достоинству оценили дагестанский танец.

В апреле 1960 года на первом съезде композиторов РСФСР он был избран членом правления Союза композиторов, а в концерте, посвящённом открытию съезда, вместе с музыкой А. Новикова, Н. Жиганова, А. Хачатуряна, Г. Свиридова и других выдающихся мастеров исполнялись его произведения «Шествие» и «Лезгинка» из симфонических картин «Дагестан».

Его музыка становилась всё более исполняемой, и не только в стране, но и за её пределами. Ю. В. Силантьев, руководитель знаменитого эстрадного оркестра Всесоюзного радио и телевидения, включил её в программы зарубежных гастролей своего оркестра. На Пражском международном фестивале 1966 года он был удостоен Второй премии и стал лауреатом Государственного приза имени Ярослава Ежека как самый популярный иностранный джазовый композитор. Этого же приза был удостоен великий Луи Армстронг, который незадолго до своей кончины посетил Прагу с концертами.

В 1960-х годах талант М. М. Кажлаева раскрылся во всей полноте своего жанрового разнообразия. Творческий универсализм мастера находил выражение в симфонических произведениях, камерной инструментальной музыке, джазовых сочинениях, романсах, эстрадных песнях, музыке к кино и телефильмам, к театральным спектаклям. Массовыми тиражами издавались нотные сборники и грампластинки композитора. Творчество композитора находило широкое признание, а его подвижничество на ниве культуры сделало М. М. Кажлаева влиятельным общественным деятелем. И уже никого не удивило, что в 1963 году коллеги избрали его председателем правления Союза композиторов Дагестана, а жители горных районов – своим депутатом в Верховном Совете Дагестанской АССР.

Став депутатом, он первым делом организовал фестиваль симфонической музыки «По горным дорогам». Во главе симфонического оркестра Дагестанского радио и телевидения, с лучшими певцами республики, он впервые в истории Дагестана отправился в горные районы. В программу концертов входили произведения классиков русской музыки, а также дагестанских композиторов Г. Гасанова, М. Кажлаева, Н. Дагирова, А. Цурмилова, С. Агабабова. Они, как и певцы М. Гасанова, А. Гаджиев, Б. Ибрагимова, З. Джафарова, певшие на родных языках, представляли разные народы Дагестана, но были близки и понятны всем. Заканчивались концерты выступлением местных музыкантов и певцов, у которых тоже было чему поучиться. Горцы любят и тонко понимают музыку, и концерты превращались в грандиозные пиршества искусств.

Концерты симфонического оркестра в горах положили начало доброй традиции, ещё раз подтвердившей правоту идеи о том, что искусство действительно должно принадлежать народу. Особенно ярким событием для национальной культуры стал созданный Кажлаевым в 1965 году вокально-инструментальный ансамбль «Гуниб» (позже известный как «Гая»), который многие годы пользовался необычайной популярностью. Ансамбль был немногочислен по составу – всего 13 участников, но это были универсалы эстрады. Каждый – и музыкант, и певец, и танцор.

Композитору представилась возможность попробовать себя в новом амплуа – автора эстрадных песен. Вокальное произведение невозможно без творческого содружества композитора и поэта. В этом смысле Кажлаеву посчастливилось: его друг Расул Гамзатов был неисчерпаемой поэтической кладовой. Его мелодичные стихи прекрасно ложились на музыку. Песни на стихи Гамзатова «Далалай», «У того окна», «Зов там-тамов», «Жёлтые листья», «Часто я вспоминаю» сразу вошли в репертуар «Гуниба» и стали своего рода визитной карточкой молодого эстрадного коллектива.

Ансамбль под его руководством стал ярким культурным явлением, о чём свидетельствовали насыщенная гастрольная программа, записи на Всесоюзном радио. «Гуниб» получил признание у любителей эстрады и среди профессионалов, став лауреатом Всесоюзного конкурса мастеров эстрады.

В 1989 году М. М. Кажлаев был избран художественным руководителем и главным дирижёром Академического Большого концертного оркестра имени Ю. В. Силантьева. На этом посту он отдаёт много сил сохранению и развитию великих музыкальных традиций, активно пропагандирует отечественную музыку в стране и за рубежом. Возглавлял оркестр до 2007 года.

В списках сочинений композитора – более 300 наименований, среди которых первая национальная симфония «Дагестан», первый национальный балет «Горянка», ревю «Миллион новобрачных», оперетта «Валида» (в честь его супруги), симфонические иллюстрации «Имам Шамиль». Наряду с многочисленными симфоническими, эстрадными и джазовыми произведениями М. М. Кажлаев написал музыку к более чем 40 отечественным и зарубежным фильмам, многочисленным балетным миниатюрам, к театральным постановкам и цирку.

Многократно ему доводилось представлять страну в жюри международных конкурсов «Золотой Орфей», «Сопот», «Братиславская лира», «Красная гвоздика». С триумфальным успехом проходили авторские концерты М. М. Кажлаева во многих городах страны и за рубежом – от США до Японии. Особыми вехами в творчестве композитора и дирижёра стало сотрудничество с великими Дюком Эллингтоном и Нино Рота. Во многих странах выпущены грампластинки, диски и кассеты с музыкой выдающегося мастера.

Избирался председателем правления Союза композиторов Дагестанской АССР (в 1963-1973 годах), секретарём правления Союза композиторов РСФСР (в 1968-1990 годах). Избирался депутатом Верховного Совета Дагестанской АССР (с 1963 года), депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации 1-го созыва (в 1993-1996 годах).

В 2010 году основал в Дагестане музыкальную школу для одарённых детей, а в 2011 году создал при ней уникальный музей, посвящённый дагестанской музыкальной культуре.

Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2021 года за особые трудовые заслуги перед государством и народом Кажлаеву Мураду Магомедовичу присвоено звание Героя Труда Российской Федерации с вручением знака особого отличия – золотой медали «Герой Труда Российской Федерации».

Жил в Москве, последние годы жизни – в Махачкале (Республика Дагестан). Умер 23 декабря 2023 года. Похоронен в Махачкале на кладбище по улице Танкаева.

Почётные звания:
заслуженный деятель искусств РСФСР (23.04.1960);
народный артист РСФСР (17.01.1978);
народный артист СССР (16.09.1981);
народный артист Республики Дагестан (2016).

Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й (10.01.2008) и 4-й (30.05.1995) степени, Дружбы (23.06.2014), советским орденом Трудового Красного Знамени, медалями, орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан» (2011), а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе орденом «Дружба» (15.01.2016, Азербайджан).

Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1970), Государственной премии Дагестанской АССР (1967), Государственной премии Республики Дагестан (1997).


 

Биографию подготовил: © Виталий Смирнов (г. Северодвинск)

Источники

Народные артисты Советского Союза. Том 1. – Москва, 2007.