Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Хренников Тихон Николаевич

 
Хренников Тихон Николаевич
10.06.1913 - 14.08.2007
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 09.06.1973 Медаль № 15294
Орден Ленина № 421516

    Памятники
  Надгробие
  Мемориальная доска в Москве
  Памятник в Ельце
  Мемориальная доска в Ельце
  Бюст в Ельце


Хренников Тихон Николаевич – первый секретарь Правления Союза композиторов СССР, народный артист СССР, город Москва.

Родился 28 мая (10 июня) 1913 года в городе Елец Орловской губернии, ныне – Липецкой области, в многодетной крестьянской семье Николая Ивановича и Варвары Васильевны Хренниковых. Русский. В детстве играл на гитаре в струнном оркестре, пел в школьном хоре. С 9 лет начал учиться играть на рояле и довольно скоро стал сочинять музыку. Свой первый опус – этюд для фортепиано он написал в 13 лет, а после этого постоянно сочинял вальсы, марши, этюды и пьесы.

Весной 1929 года Хренников окончил девятилетнюю школу и поступил в техникум Гнесиных. Занимался по двум специальностям: в классе рояля у Э.Г.Гельмана и в классе композиции у М.Ф.Гнесина. Серьезной ступенью к профессионализму стали занятия по полифонии у Г.И.Литинского. По классу рояля он продвигался довольно быстро и уверенно. К концу обучения в техникуме он решил написать фортепианный концерт. В процессе работы советовался с В.Я.Шебалиным; благодаря ему переосмыслил всё написанное, делал новое, заслужив его похвалу.

В 1932 году Хренников окончил Гнесинский техникум и поступил на 2-й курс Московской консерватории, в класс В.Я.Шебалина. К моменту перехода на 3-й курс он завершил свой фортепианный концерт и исполнил его на экзамене. В 1933 году его пригласили работать в Московский детский театр, которым руководила Н.И.Сац. Знакомство с ней переросло в дружбу на долгие годы. Она заказала ему музыку к антифашистской пьесе «Мик» (1934), написанной для театра Н.Шестаковым.

В 1933 году состоялся первый публичный концерт. Это было в городе Воронеже, куда Хренникова пригласил известный дирижер Н.П.Аносов. Вскоре Хренников принял участие в радиопрограмме, предназначенной для Америки. Там он играл свой первый концерт, получил приветственные послания от американских коллег-музыкантов.

В 1934 году Хренников (он тогда еще был студентом 4-го курса консерватории) приступил к работе над симфонией. К 1935 году она была закончена и публично прозвучала в октябре 1935 года, в Большом зале Московской консерватории. В том же году в Ленинграде проходил Второй международный музыкально-театральный фестиваль, на котором Хренников исполнил свой концерт вместе с А.Ш.Мелик-Пашаевым. Это было первое международное выступление.

В консерватории педагогом по фортепиано Хренникова был Г.Г.Нейгауз. Он очень хорошо относился к талантливому студенту, познакомил его со своим учителем – польским пианистом и композитором Л.Годовским. Имя Хренникова стало приобретать известность, появляться в прессе. После премьеры симфонии ему позвонил В.И.Немирович-Данченко, предложил встретиться и заказал оперу для своего театра. В конце долгих поисков и раздумий они остановились на постановке оперы по произведению Н.Е.Вирта «Одиночество» (1939). Либретто писал известный драматург А.М.Файко.

Тем временем Хренников, которого после премьеры Первой симфонии стали называть «московским Шостаковичем», получил заказ от театра Вахтангова – написать музыку к спектаклю «Много шума из ничего». Эту музыку Хренников писал на стыке 1935-1936 годов. Осенью 1936 года состоялась премьера спектакля. За полгода до премьеры спектакля состоялись выпускные экзамены в консерватории. Состав комиссии: С.С.Прокофьев, Н.Я.Мясковский и В.Я.Шебалин. И тут произошло нечто неожиданное. Хренников, уже известный, исполняемый композитор, по специальности получил четвёрку. Ему пояснили, что эта отметка поставлена по настоянию С.С.Прокофьева. Хренников боготворил его и понимал, что С.С.Прокофьеву дано высшее право судить о музыке. Поразмыслив, он положил себе в жизни за правило не огорчаться неудачам и никогда не праздновать свои победы и успехи.

К октябрю 1939 года была завершена опера «В бурю», и вскоре состоялась её премьера, имевшая большой успех. Вскоре на представлении оперы в театре присутствовали И.В.Сталин, В.М.Молотов и К.Е.Ворошилов. В то время это было сенсацией и высшим знаком признания. В конце 1939 года премьера оперы состоялась также в городе Саратов.

В том же году по просьбе И.А.Пырьева Хренников писал музыку к фильму «Свинарка и пастух» (1941). Одновременно приступил к работе над Второй симфонией. Когда началась Великая Отечественная война, жена с ребенком и матерью были эвакуированы в город Свердловск (ныне Екатеринбург). Хренников остался в Москве. Как и большинство композиторов, в своем творчестве он делал акцент на песни, посвященные войне. Среди них наиболее популярными стали «Все за Родину», «Есть на свете хороший городок», «Прощание» (все – 1942). По сюжету песни «Прощание» был сделан фильм под названием «Возвращайся с победой» (1942).

В 1941 году Хренников отправился в Свердловск – навестить семью. В эту пору там находился Театр Красной армии, руководителем которого был А.Д.Попов. Он предложил Хренникову заведовать в Театре музыкальной частью, а также написать музыку к пьесе «Давным-давно» (1942) А.К.Гладкова.

В 1942 году в Лондоне состоялся камерный концерт из произведений советских композиторов. В его программу вошел «Танец» Хренникова. Для композитора 1942 год стал годом напряжённой работы над Второй симфонией, и в январе 1943 года она была исполнена в Колонном зале. Симфония звучала и по Всесоюзному радио. В 1943 году И.А.Пырьев и поэт-сценарист В.М.Гусев предложили Хренникову написать музыку к фильму «В шесть часов вечера после войны» (1944). Песни из фильма стали популярны мгновенно и надолго.

Весной 1945 года Хренников вместе с М.И.Блантером по предложению Политуправления поехали на 1-й Белорусский фронт в армию В.И.Чуйкова. Вместе с легендарным командармом они продвигались к Берлину. Эти последние месяцы войны были наполнены совершенно невероятными событиями, переживаниями, впечатлениями. Выступали в военных частях, госпиталях, и всюду их принимали восторженно.

В 1947 году вступил в ВКП(б)/КПСС. С 1948 года – генеральный, с 1957 – первый секретарь Правления Союза композиторов СССР. Проработал на этой должности в течение более чем 40 лет (1948–1991).

По возвращении в Москву Хренников приступил к работе над новой оперой. В свое время В.И.Немирович-Данченко предложил ему сюжет «Фрола Скобеева». Работа продолжалась около трёх лет. Параллельно Хренников писал музыку к нескольким фильмам: «Поезд идёт на Восток», «Кавалер Золотой Звезды», «Донецкие шахтёры». В 1949 году работа над оперой «Фрол Скобеев» была завершена, и композитор сыграл её в театре К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. К 1950 году спектакль был окончательно готов. Прошла генеральная репетиция, однако оперу запретили. Хренников (к этому времени он уже был секретарём Союза композиторов СССР) решился написать письмо И.В.Сталину. Письмо дошло до адресата. В результате оперу разрешили. Был сделан новый вариант постановки, и она появилась под названием «Безродный зять».

В 1957 году в Большом театре состоялась премьера следующей оперы Хренникова – «Мать» по произведению М.Горького. Опера была поставлена и в Кировском театре в Ленинграде, и в Горьковском театре оперы и балета.

1958 год был годом работы над скрипичным концертом. В 1959 году партитура Первого скрипичного концерта была закончена. Скрипичную партию отредактировал сам Л.Б.Коган, он же был и его первым исполнителем. Вслед за этим концертом был написан виолончельный концерт, завершённый в 1964 году, и исполненный М.Л.Ростроповичем вместе с Г.Н.Рождественским в Большом зале Московской консерватории. В те годы Хренников успешно работал в разных жанрах. Им написаны оперетты «Сто чертей и одна девушка» (1963) и «Белая ночь» (1967). Для театра Н.И.Сац он готовит оперу «Мальчик-великан» (1969).

С 1961 года преподавал в Московской консерватории (с 1966 – профессор). В 1963 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР».

В 1972 году Хренников выпустил Второй фортепианный концерт и приступил к работе над Вторым скрипичным концертом, который позже исполнил И.Д.Ойстрах. В середине 1970-х годов он возвратился к симфоническому жанру и написал Третью симфонию. Впервые она прозвучала в Государственном оркестре под управлением Е.Ф.Светланова. В эти годы Большой театр предложил Хренникову написать балет. В 1976 году состоялась премьера балета «Любовью за любовь». В 1979 году в Кировском театре в Ленинграде состоялась премьера другого балета – «Гусарская баллада».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1973 года за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения Хренникову Тихону Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1983 году был закончен Третий фортепианный концерт. Затем последовали: опера «Доротея» (1983, по комедии Шеридана «Дуэнья»), поставленная в театре К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко; комические оперы «Золотой телёнок» (1985) и «Голый король» (1988, обе – по И.Ильфу и Е.Петрову). После этого композитор решил как бы поставить точку в оперном репертуаре и решил заняться камерными жанрами. Осенью 1988 года сочинил свой первый квартет, потом виолончельную сонату. В 1989 году написал музыку на Три сонета Шекспира.

Хренников был постоянно за работой. На сцене Кремлёвского Дворца съездов с успехом прошло его новое произведение – балет «Наполеон Бонапарт» (1995), а вскоре на той же сцене состоялась премьера еще одного балета – «Капитанская дочка» (1999).

Судьба подарила композитору яркую, долгую творческую жизнь. В его музыке – музыкальный портрет XX века. Эта музыка никогда не теряла молодости, духа, оптимизма. И сегодня она озарена искренностью и увлечённостью, лучится доброй улыбкой и заражает своим темпераментом. Он никогда не изменял себе, своим идеалам ни в жизни, ни в искусстве.

Член Центральной ревизионной комиссии КПСС с 1961 года. Депутат Верховного Совета СССР 6–9-го созывов (1962–1979).

Жил и работал в городе Москве. Скончался 14 августа 2007 года. Похоронен в родном городе Елец. Вопреки воле композитора, он был похоронен не на городском кладбище, где погребены его родители, а во дворе дома, где он родился.

Награждён 4 орденами Ленина (08.06.1963; 02.07.1971; 09.06.1973; 09.06.1983), 2 орденами Трудового Красного Знамени (14.10.1966; 09.06.1988), российским орденом Почёта (08.06.1998), медалями, в том числе «За оборону Москвы» (01.05.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (06.06.1945), а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе болгарским орденом Кирилла и Мефодия 1-й степени (1968), румынским орденом «За заслуги перед культурой» (1985), офицерским знаком французского Ордена литературы и искусства (1994).

Лауреат Ленинской премии (1974), Сталинской премии (1942, 1946, 1951), Государственной премии СССР (1967), Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки (1979), премии Президента Российской Федерации (2003), премии Министерства внутренних дел Российской Федерации (2002), премии Международного музыкального совета ЮНЕСКО (1977).

Почётный гражданин Ельца (01.12.1971) и Липецкой области (2004), а также болгарских городов Русе (1965) и Бургас (1972).

Памятник Герою установлен в городе Ельце. Имя Хренникова присвоено: в Липецке – улице, на которой он жил (2008); в Ельце – переулку, в котором он родился, и скверу, в котором установлен его бюст (2008), а также Елецкому государственному колледжу искусств; в посёлке Княжье Озеро (Истринский район Московской области) – школе искусств (2012). Мемориальные доски открыты в Москве на доме, в котором он жил, и на доме-музее в Ельце (2000).

 

© Биографию подготовил Виталий Смирнов (г. Северодвинск)