Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Нога Митрофан Петрович

Нога Митрофан Петрович

19.08.1914 - 22.12.1986

Герой Советского Союза

Даты указов

17.11.1939

Медаль № 185

Орден Ленина № 2480

Нога Митрофан Петрович - командир эскадрильи 70-го истребительного авиационного полка 110-й смешанной авиационной дивизии 1-й армейской группы, старший лейтенант.

Родился 19 августа 1914 года на хуторе Ключеводск Харьковской губернии, ныне село Ключеводское Нововодолажского района Харьковской области (Украинa). Из крестьянской семьи. Украинец. Окончил семь классов неполной средней школы. С 1931 года работал слесарем на Харьковском авиационном заводе.

В Красной Армии с апреля 1932 год, по комсомольскому спецнабору. Окончил 9-ю военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в городе Харькове в 1933 году. С июня 1933 года - пилот 109-й истребительной авиационной эскадрильи ВВС Украинского военного округа (Киев), с марта 1934 года - старший лётчик 760-го истребительного авиаотряда (затем эскадрилья особого назначения и 29-я истребительная эскадрилья) ВВС Забайкальского военного округа, с августа 1936 года - командир звена там же. Эскадрилья базировалась на территории Монгольской Народной Республики. С июля 1938 года - командир звена и эскадрильи 70-го истребительного авиационного полка ВВС 57-го Особого корпуса, также дислоцированного в Монголии. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года.

С 11 мая по 16 сентября 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол в Монголии в должности командира эскадрильи того же полка.

За время боёв на Халхин-Голе старший лейтенант М.П.Нога совершил 109 боевых вылетов, многократно участвовал в штурмовках наземных целей. Только с 20 по 28 августа 1939 года со своим подразделением во время налёта на аэродром противника сжёг 16 самолётов, в том числе 2 бомбардировщика. За время боевых действий его эскадрилья сбила 82 японских самолёта. Сам же командир эскадрильи в 109 боевых вылетах и в 22 воздушных боях уничтожил 9 истребителей противника лично и 2 бомбардировщика - в группе. Стал третьим советским асом-истребителем этой войны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года за образцовое выполнение боевых заданий Правительства и проявленное при этом геройство старшему лейтенанту Ноге Митрофану Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В сентябре 1939 года старший лейтенант М.П.Нога назначен командиром 41-го истребительного авиационного полка ВВС Белорусского Особого военного округа, участвовал в освободительном походе советских войск в Западную Белоруссию в том же сентябре. Командовал полком до января 1941 года, когда убыл на учёбу. В июле 1941 года досрочно выпущен из Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии.

Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Тогда был назначен командиром 182-го истребительного авиационного полка противовоздушной обороны, который формировался в Рязани. Во главе полка сражался в составе ВВС 9-й армии Южного фронта, Войск Крыма, ВВС 51-й и 56-й отдельных армий, а с февраля 1942 года - в составе 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Участник оборонительного сражения на юге Украины, Тираспольско-Мелитопольской, Донбасской и Ростовской оборонительных и Ростовской наступательной операций.

.С 30 июля 1942 года подполковник М.П.Нога командовал 144-й истребительной авиационной дивизией ПВО (144-й и 963-й истребительный авиационный полк), которая входила в состав Саратовско-Балашовского дивизионного района ПВО. Неоднократно лётчики дивизии вступали в бои по отражению ночных налётов врага на Саратов.

С мая 1943 года - командир 322-й истребительной авиационной дивизией (2-й гвардейский истребительный авиационный полк, 482-й и 937-й истребительный авиационный полк) 2-го истребительного авиационного корпуса на Западном. Брянском, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. Символичен тот факт, что в составе 322-й истребительной авиационной дивизии сражалась и эскадрилья "Монгольский арат", построенная на добровольные пожертвования монгольского народа, свободу которого он защищал на Халхин-Голе. Во главе дивизии сражался в Орловской, Брянской, Невельско-Городокской и в Белорусской стратегической наступательных операциях.

С 16 ноября 1944 года до Победы командовал 256-й истребительной авиационной Киевской Краснознамённой орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизией (5-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт. На этом посту участвовал в Висло-Одерской, Верхне-Силезской, Нижне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях.

Свой последний воздушный бой он провёл 2 мая 1945 года над Берлином, тогда же одержал и свою последнюю победу, сбив вражеский истребитель.

Всего в боях Великой Отечественной войны выполнил 236 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 6 самолётов противника лично и 2 - в группе. Был дважды ранен. Освоил многие типы истребителей: И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, "Яки" различных модификаций, после войны - реактивные "МиГи".

После войны М.П.Нога продолжил служить в авиации. С ноября 1945 года -командир 181-й истребительной авиационной дивизии (Таврический военный округ), в ноябре 1947 года убыл на учёбу. В 1949 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С декабря 1949 года - командир 65-го истребительного авиационного корпуса, с февраля 1952 - командир 52-го истребительного авиационного корпуса (57-я воздушная армия, Прикарпатский военный округ). С ноября 1955 года - заместитель командующего по ПВО 29-й воздушной армии. С января 1957 года - командир Сахалинского корпуса ПВО, с апреля 1960 - командир 12-го корпуса ПВО. С июля 1963 года генерал-лейтенант авиации М.П.Нога - в запасе.

Жил в городе-герое Киеве. Работал в авиационной промышленности, вёл активную общественную работу.

Умер 22 декабря 1986 года. Похоронен на городском кладбище "Берковцы" в Киеве.

Воинские звания:
лейтенант (19.03.1936),
старший лейтенант (27.08.1937),
майор (29.11.1939, минуя звание капитана),
подполковник (30.07.1942),
полковник (24.10.1943),
генерал-майор авиации (3.08.1953),
генерал-лейтенант авиации (18.02.1958).

Награжден орденом Ленина (17.11.1939), 4 орденами Красного Знамени (29.08.1939; 22.09.1944; 6.05.1945; 13.06.1952), орденом Суворова 3-й степени (14.09.1943), орденом Кутузова 2-й степени (29.05.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (14.02.1943; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (30.04.1947; 22.02.1955), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (03.11.1944), иностранной наградой - орденом Красного Знамени (Монгольская Народная Республика, 17.08.1939).

В городе Харьков (Украина) на памятнике воинам-интернационалистам в честь Героя установлена памятная доска.

Биография дополнена Антоном Бочаровым (пос.Кольцово Новосибирской области).


18 июня 1939 года М.П.Нога девять раз поднимал в воздух свою эскадрилью. Каждый вылет сопровождался напряжёнными боями. За восемь вылетов лётчики его эскадрильи сбили девять вражеских самолётов И-97, не потеряв ни одного своего. Солнце уже клонилось к закату и все думали, что закончен трудный день. Но над юртой командного пункта, похожей на огромный шлем половецких воинов, взвились два красных шарика. Это означало: "Все в воздух" Уже в девятый раз!

Аэродром ожил. От юрт и палаток бежали к самолётам лётчики. Возле машин хлопотали техники, мотористы и оружейники. Вся округа сразу наполнилась рёвом моторов. Эскадрилья звеньями уходила в небо. Её командиру старшему лейтенанту М.П.Ноге по телефону сообщили, что в районе горы Хамар-Даба на колонну стрелкового полка, следовавшую к фронту, напали японские истребители. Задача состояла в том, чтобы сорвать штурмовые действия японской авиации и очистить от врага монгольское небо.

То, что увидел М.П.Нога, заставило содрогнуться: Восемнадцать И-97, разделившись на три группы, пикируя, яростно поливали огнём колонну пехоты. Автомашины, повозки, орудийные упряжки мчались по степи в разные стороны. Солдаты, спешившись с машин, мелкой сыпью покрыли прилегающую к дороге степь. В сущности, колонны уже не было, была неорганизованная масса людей и машин, спасавшихся от жестокого вражеского огня. Во многих местах пылали автомашины, валялись опрокинутые повозки.

М.П.Нога на большой скорости вёл эскадрилью справа от дороги, прошёл за реку, давая понять японцам, что выполняет другую задачу. Затем резко развернулся и со стороны солнца обрушился с высоты на врага. Японские истребители, окрашенные в серебристый цвет, были хорошо видны на фоне зелёной степи.

Первая атака была для японцев неожиданной и стоила им шести истребителей. Одного самурая сбил М.П. Нога. Остальные японские лётчики растерялись. Прекратив штурмовку пехоты, они вступили в схватку с нашими И-16. Завязался бой, в ходе которого наши лётчики свалили на землю ещё пять японских истребителей. Пехотинцы ликовали: махали руками, бросали в воздух пилотки.

Оставшиеся японские истребители поспешили на свои аэродромы. Однако один из них всё-таки был зажат в кольцо. Путь на восток был ему отрезан. Но японский лётчик отстреливался в любом положении. Прицелиться по нему было невозможно. М.П.Нога дал сигнал прекратить атаки. Он решил сам расправиться с японским асом.

После сложных маневров М.П.Нога зашёл в хвост И-97 и открыл огонь. На какую-то долю секунды японец опередил нашего лётчика и отскочил в сторону. Пули прошли мимо. Затем японец стал крутить бочки, перевороты, виражи, бросался в отвесное пике, но всё-таки М.П.Нога уловил удачный момент и меткой очередью запалил вражескую машину. Лётчик выбросился с парашютом.

Увидев, что к месту его приземления бегут советские и монгольские бойцы, самурай пустил себе пулю в лоб. Этому японскому асу не удалось уйти от опытного советского лётчика. Как выяснилось впоследствии, японец был очень опытным пилотом, полковником, командиром соединения истребителей, отмеченный многими наградами за победы в Китае и Монголии.

В этом бою эскадрилья М.П.Ноги потерь не имела. Все пятнадцать лётчиков вернулись на свой аэродром.

В период подготовки к наступательной операции над расположением советско-монгольских войск всё чаще и чаще стали появляться японские самолёты-разведчики Р-97. Они часами висели в воздухе, вели разведку, фотографировали, корректировали огонь своей артиллерии. Японских лётчиков особенно интересовали Хамар-Даба, где был расположен командный пункт 1-й армейской группы, и прилегающие к этой горе районы, в которых сосредоточивались резервы для предстоящего наступления.

Комкор Г.К.Жуков приказал воспретить полёты японских разведчиков над расположением наших войск. Эта задача была возложена на эскадрилью М.П.Ноги. Для выработки плана действий были приглашены командиры звеньев. М.П.Нога выслушал каждого из них, а потом объявил своё решение.

На следующий день эскадрилья поднялась в воздух. Намеченный план выполнялся точно. Шли в колонне звеньев на бреющем полёте, в 10-15 метрах от земли. Через несколько минут был замечен японский самолёт Р-97. Он висел над Хамар-Дабой и корректировал огонь дальнобойной артиллерии. М.П.Нога и лётчики его ведущего звена на максимальной скорости, не доходя до объекта атаки около двух километров, взмыли вверх под углом сорок градусов. Японец даже не успел отреагировать на столь стремительный маневр советских лётчиков и был сбит первой же пулемётной очередью.

Едва эскадрилья успела вернуться на аэродром и полниться горючим и боеприпасами, как с командного пункта ВВС группы по телефону сообщили: "Японская "муха" снова над нами!"

Эскадрилья М.П.Ноги вновь поднялась в воздух. На этот раз наши лётчики подошли к Хамар-Дабе не с юга, как это было утром, а с запада. Первому звену сбить корректировщика не удалось - японец вовремя уклонился от пулемётной очереди, нырнул вниз, но попал под огонь второго звена. Загоревшись в воздухе, Р-97 врезался в обрывистый берег Халхин-Гола в районе горы Баян-Цаган.

Потеряв несколько своих разведчиков и корректировщиков, японское командование решило выждать. На следующий день ни один японский Р-97 над расположением наших войск не появлялся. И только 6 августа 1939 года к вечеру "муха" повисла над центральной переправой и стала корректировать огонь своей артиллерии.

Шаблонный план атаки уже не годился. На этот раз М.П.Нога на большой высоте увёл эскадрилью на маньчжурскую территорию, с тем, чтобы атаковать лазутчика с востока. Он считал, что, потеряв несколько своих самолётов-корректировщиков, японцы для прикрытия Р-97 выделят истребители, которые будут нести дежурство где-то невдалеке от разведчика. И он не ошибся. Когда над Деп-Ден-Сумэ эскадрилья легла на обратный курс, справа показалась девятка И-97.

Она шла наперерез нашим примерно на одной высоте. Как и было намечено, М.П.Нога с тремя звеньями вступил в бой с японскими истребителями, а два других звена, увеличив скорость, устремились на японского корректировщика. На этот раз японский лётчик оказался на редкость опытным. На подбитой машине он ушёл под прикрытием огня зенитной батареи и произвёл посадку на своём аэродроме. В самый последний момент его удалось зажечь уже на земле.

Так стало известно место базирования японских разведчиков-корректировщиков. М.П.Нога доложил командованию план штурмовки вражеского аэродрома. Он был одобрен. На рассвете следующего дня в воздух были подняты три эскадрильи истребителей. Одна эскадрилья нанесла удар по зенитной батарее и подавила её. Другая - прикрывал с воздуха действия своих товарищей. А М.П.Нога со своими лётчиками атаковал стоявшие на аэродроме самолёты.

В итоге было сожжено 15 японских самолётов Р-97. Отдельная разведывательно-корректировочная эскадрилья японцев перестала существовать. До конца боёв вражеские самолеты-разведчики и корректировщики в небе Халхин-Гола не появлялись.

Так же геройски воевал и на фронтах Великой Отечественной войны. 26 августа 1941 года М.П.Нога получил задание сопровождать наш разведывательный самолёт и самому провести доразведку в глубоком тылу противника на 300 километров. Выполнив задание, М.П.Нога и его напарник возвращались на свой аэродром. Внезапно их атаковали два немецких истребителя. Советские лётчики приняли бой. Один вражеский самолёт был сбит южнее Каховки, а второй скрылся.

Только М.П.Нога взял курс на свой аэродром, как его атаковали сразу восемь "Мессеров". Он выполнил резкий маневр и "потерялся". Немцы долго кружили над лесом, а М.П. Нога, не дотянув 400 метров до своего аэродрома, благополучно спланировал и посадил на поляне с остановленным винтом - в баках кончилось топливо.

В сентябре 1941 года, М.П.Нога одержал ещё одну победу, уничтожив истребитель Ме-109 из эскадры "Мёльдерс". "Мессеры" встретились им при возвращении с сопровождения. В ходе боя у его ведомого кончилось горючее. Планируя, он повёл свою машину к земле, надеясь совершить вынужденную посадку. В этот момент появилась новая группа истребителей противника.

Стараясь отвлечь их от ведомого, капитан М.П.Нога решительно атаковал неприятеля и увлёк на предельно малую высоту - имея крайне ограниченный боезапас, он мог рассчитывать только на свои исключительно пилотажные способности. И расчёт его оправдался: увлекшийся преследователь не смог повторить резкого боевого разворота и врезался в дерево.

Биографию подготовил: Уфаркин Николай Васильевич (1955-2011)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Голотюк В.Л., Цапаев Д.А. Командный состав Войск ПВО Красной Армии... М., 2012.

Кузнецов И.И., Джога И.М.Первые Герои Советского Союза (1936-1939).-Иркутск:1983

Подвиги во имя Отчизны. - 2-е изд.,- Харьков: "Прапор", 1985.