Герой Социалистического Труда
Производство: Машиностроители
Мещеряков Алексей Владимирович

Мещеряков Алексей Владимирович

08.03.1910 - 05.02.1987

Герой Социалистического Труда

Даты указов

22.09.1972

Медаль № 18286

Орден Ленина № 400094

Мещеряков Алексей Владимирович - главный инженер Московского машиностроительного завода «Опыт» Министерства авиационной промышленности СССР.

Родился 8 марта 1910 года в городе Никольск Пензенской области в семье рабочего. Русский. В 1927 году окончил среднюю школу в Никольске. Работал разнорабочим.

С 1929 года по 1934 учился в Московском механико-машиностроительном институте (МВТУ им. Н.Э.Баумана) и одновременно продолжал работать на разных работах, повышая свою квалификацию в соответствии с программой теоретического курса института.

В 1934-36 годах работал конструктором на заводе опытных конструкций (ЗОК) при ЦАГИ. В 1936 году завод был выведен из ЦАГИ и переименован в авиазавод №156 Наркомтяжпрома. На этом авиазаводе А.В.Мещеряков до 1941 года работал последовательно конструктором, начальником конструкторского отдела, главным технологом. В 1938-1941 годах на его территории располагалось ЦКБ-29 НКВД, в котором работали репрессированные авиационные специалисты (в том числе и А.Н.Туполев).

В июле 1941 года вместе с заводом А.В.Мещеряков был эвакуирован в Омск. В середине 1943 года завод №156 возобновил свою работу в Москве. Член КПСС с 1944 года.

Всю войну А.В.Мещеряков проработал на должности главного инженера. Завод выпускал как довоенные самолёты Туполева и Петлякова: ТБ-1, ТБ-3, Р-6, ПС-9, СБ, ТБ-7, Пе-8 - так и около 800 новых бомбардировщиков Ту-2, которые во многом обеспечили победное завершение войны.

После окончания войны, с июля 1945 года работал на должности главного инженера завода № 156, ставшего производственной базой ОКБ А.Н.Туполева. В 1966 году ОКБ-156 и завод № 156 были переименован в Московский машиностроительный завод "Опыт".

В 1945-80 годах под его руководством производилась сборка разработанных в ОКБ различных модификаций военных и пассажирских самолётов Ту-16, Ту-22, Ту-95, Ту-104, Ту-114, Ту-116, Ту-126, Ту-128, Ту-134, Ту-141, Ту-142, Ту-143, Ту-144, Ту-154, Ту-156, Ту-160.

31 декабря 1968 года в воздух поднялся первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Все испытательные экземпляры этого самолёта были собраны и доведены до предполётного состояния коллективом, руководимым А.В.Мещеряковым. После успешных испытаний самолёт был сдан в серийное производство.

В период разработки и военного турбореактивного ракетоносца Ту-160 на ММЗ "Опыт" под руководством А.В.Мещерякова была создана мощная лабораторная база для опережающей отработки различных агрегатов и систем. В общей сложности было построено 112 стендов и установок, которые позволили не только решить многочисленные задачи по совершенствованию конструкции, но и сократить время для его доводки и лётных испытаний. В их числе: стенд узла поворота консолей крыла, натурный стенд управления, стенд аварийного покидания (на ракетной дорожке), стенд электроснабжения, комплексный стенд полунатурного моделирования КПМ-1600, комплекс стендов топливной системы, стенд воздухозаборника, летающая лаборатория на базе первого прототипа самолёта Ту-142М для отработки двигателя НК-32, стенд шасси, стенд грузовых отсеков.

Технология производства самолёта, полностью апробированная на ММЗ "Опыт", включала наиболее современные технологические процессы, такие, как сварка титана, механическая обработка крупногабаритных панелей и узлов, клейка трехслойных панелей.

Для производства агрегатов самолёта коллективом под руководством главного инженера завода А.В.Мещерякова был разработан и изготовлен целый комплекс технологического оборудования, включавший линии крупногабаритных металлообрабатывающих станков, обтяжных прессов, закалочных, сварочных и термообрабатывающих печей и установок, многие из которых были уникальны (ЭЛУ-24 и УВН-4500м). Удалось освоить производство сварного центроплана совместно с узлами поворота консолей крыла.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1972 года за выдающиеся заслуги в деле создания новой авиационной техники Мещерякову Алексею Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Почти 40 лет А.В.Мещеряков проработал на ММЗ "Опыт" В 1980 году он вышел на пенсию. Жил в Москве, являлся пенсионером союзного значения. Умер 5 февраля 1987 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Награждён 4 орденами Ленина (05.02.1944; 06.12.1949; 12.07.1957; 22.09.1972), орденами Трудового Красного Знамени (08.08.1947), Красной Звезды (02.07.1945), медалями. Лауреат Государственной премии СССР (1949).

 


 

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)