Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Байдуков Георгий  Филиппович

 
Байдуков Георгий Филиппович
26.05.1907 - 28.12.1994
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 24.07.1936 Медаль № 10
Орден Ленина № 3089

    Памятники
  Надгробный памятник
  Фрагмент надгробного памятника
  Мемориальная доска в Москве (на доме, где жил)
  Мемориальная доска в Москве (на здании, где работал)
  Памятная доска в аэропорту «Толмачёво»


Байдуков Георгий Филиппович – лётчик-испытатель авиазавода №22 (город Москва), старший лейтенант.

Родился 13 (26) мая 1907 года на разъезде Тарышта Казаткульской волости Каинского уезда Томской губернии (ныне Татарского района Новосибирской области). Русский. С 1915 года бродяжничал. В 1918 году окончил начальную школу в городе Барабинск (ныне Новосибирской области). Был чернорабочим на Омской железной дороге. В 1924 году окончил Омскую железнодорожную профтехшколу. В 1924-1926 – чернорабочий на Томской и Забайкальской железных дорогах.

В армии с марта 1926 года. В октябре 1926 года окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 году – Качинскую военную школу лётчиков. Служил лётчиком в отдельном авиаотряде (в Московском военном округе).

В 1930-1934 – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС). Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С ноября 1934 года учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.

В марте 1935 года откомандирован из академии для подготовки к трансарктическому перелёту на самолёте АНТ-25. 20 августа 1935 года в составе экипажа С.А.Леваневского участвовал в попытке перелёта, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания самолёта АНТ-25. С сентября 1935 – лётчик-испытатель авиазавода №22 (город Москва); испытывал серийные бомбардировщики ТБ-3.

20-22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир – В.П.Чкалов, штурман – А.В.Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9.374 километров (полётное время 56 ч 20 мин).

За мужество и героизм, проявленные при выполнении перелёта, Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 24 июля 1936 года старшему лейтенанту Байдукову Георгию Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

18-20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) протяжённостью 8.504 километров по прямой (полётное время – 63 ч 16 мин).

Одновременно с выполнением перелётов продолжал лётно-испытательную работу на авиазаводе №22. Испытывал серийные бомбардировщики СБ, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. 14 мая 1937 года на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта.

Участник советско-финляндской войны: в январе-феврале 1940 года совершил 8 боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3 в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка.

В марте 1940 – августе 1941 – лётчик-испытатель авиазавода №22; испытывал серийные бомбардировщики Пе-2. В августе-декабре 1941 года находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолётов.

Участник Великой Отечественной войны: с декабря 1941 – заместитель командира, а в феврале-марте 1942 – командир 31-й смешанной авиационной дивизии. В марте-мае 1942 – командующий ВВС 4-й ударной армии, в мае-июне 1942 – командир 211-й смешанной авиационной дивизии, в июне 1942 – декабре 1943 – командир 212-й (с мая 1943 – 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. Воевал на Калининском (декабрь 1941 – март 1943), Воронежском (июль-октябрь 1943) и 1-м Украинском (октябрь-декабрь 1943) фронтах. Участвовал в Московской битве и боях на белыйском направлении, в Ржевско-Сычёвской, Великолукской, Белгородско-Харьковской операциях, битве за Днепр, Киевской и Житомирско-Бердичевской операциях.

В январе 1944 – мае 1945 – командир 4-го штурмового авиационного корпуса. Воевал на 1-м (июнь-август 1944) и 2-м (август 1944 – май 1945) Белорусских фронтах. Участвовал в Бобруйской, Осовецкой, Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.

За время войны совершил 10 боевых вылетов на штурмовике Ил-2.

После войны до июля 1945 года продолжал командовать 4-м штурмовым авиакорпусом (на севере Германии). В декабре 1945 – июле 1946 – заместитель командующего 13-й воздушной армией (в Ленинградском военном округе).

В июле 1946 – декабре 1947 – заместитель начальника Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС по лётной части. Осенью 1947 года принимал участие в испытаниях пассажирского самолёта Ту-70. В декабре 1947 – сентябре 1949 – начальник Главного Управления ГВФ.

В декабре 1951 года окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). Служил в Главном штабе Войск ПВО страны: заместителем начальника (февраль 1952 – май 1953) и заместителем начальника по специальной технике (май 1953 – июнь 1955).

С июня 1955 – 1-й заместитель начальника, а в апреле 1957 – сентябре 1972 – начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР (заказ вооружения для ПВО страны). В 1972-1988 – научный консультант Главнокомандующего Войсками ПВО страны. С мая 1988 года генерал-полковник авиации Г.Ф.Байдуков – в отставке.

Занимался активной литературной деятельностью, член Союза писателей СССР (России).

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 годах).

Жил в Москве. Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Генерал-полковник авиации (1961), лётчик-испытатель 1-го класса (1940). Награждён 2 орденами Ленина (24.07.1936; 15.11.1950), орденом Октябрьской Революции (16.12.1972), 4 орденами Красного Знамени (9.08.1937; 7.04.1940; 5.11.1946; 26.10.1955), орденом Кутузова 1-й (29.05.1945) и 2-й (10.04.1945) степеней, 2 орденами Суворова 2-й степени (10.01.1944; 23.07.1944), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (23.11.1942) степеней, Трудового Красного Знамени (23.05.1977), 4 орденами Красной Звезды (3.11.1944; 20.04.1956; 25.07.1958; 25.05.1967), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 1-й (25.05.1987), 2-й (27.12.1982) и 3-й (30.04.1975) степеней, российским орденом Дружбы народов (7.04.1994), медалями; иностранными наградами – польскими орденами Возрождения Польши 4-й степени (6.10.1973), «Виртути Милитари» 5-й степени (19.12.1968) и «Крест Грюнвальда» 3-й степени (6.04.1946), монгольским орденом «За боевые заслуги» (6.07.1971), другими иностранными наградами. Г.Ф.Байдуков – кавалер наибольшего количества (22-х) орденов СССР и РФ.

Лауреат Государственной премии СССР (1970; за вклад в создание, испытания и внедрение в производство зенитно-ракетного комплекса С-200В «Вега»).

Почётный гражданин города Николаевск-на-Амуре (1981).

В Москве на доме, в котором он жил, и на здании, где он работал, установлены мемориальные доски. Его имя носят улицы в городах Москва, Владивосток, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пенза, Чебоксары (Чувашия), Элиста (Калмыкия), Якутск, Апшеронск (Краснодарский край), Барабинск, Обь и Татарск (Новосибирская область), Богданович и Нижний Тагил (Свердловская область), Волжск (Республика Марий Эл), Кизел (Пермский край), Нижний Ломов (Пензенская область), Новоалтайск (Алтайский край), Новошахтинск и Миллерово (Ростовская область), Осинники и Тайга (Кемеровская область), Старый Оскол (Белгородская область), Чистополь (Татарстан), Чкаловск (Нижегородская область), Витебск и Могилёв (Белоруссия), Донецк (Украина). В его честь переименован остров Лангр в Охотском море (возле острова Чкалова), на котором расположено село Байдуково. Его имя носит самолёт Ан-74 авиации МЧС России и пик Богосского хребта (в Дагестане).

Сочинения:
Наш полёт на АНТ-25 (в соавторстве). М., 1936
Из дневника пилота. М., 1937;
Три дня в воздухе (в соавторстве). М., 1937;
Наш полёт в Америку. М., 1937;
К Северному полюсу (на английском языке). Лондон, 1938;
Наш полёт в Америку (на украинском языке). Киев, 1938;
Разгром фашистской эскадры. Ростов-на-Дону, 1938;
Через два полюса. Ростов-на-Дону, 1938;
Записки пилота. М., 1938;
Через полюс в Америку. Ленинград, 1938;
О Чкалове. М., 1939;
Встречи с товарищем Сталиным. Ленинград, 1939;
Американские впечатления. Куйбышев, 1942;
Чкалов. М., 1975;
Первые перелёты через Ледовитый океан. М., 1977;
Чкалов. 2-е издание. М., 1977;
Первые перелёты через Ледовитый океан. 2-е издание. М., 1983;
Чкалов. 3-е издание. М., 1983;
Рассказы разных лет. М., 1983;
Чкалов (на азербайджанском языке). Баку, 1984;
Чкалов (на белорусском языке). Минск, 1984;
Чкалов (на латышском языке). Рига, 1984;
Чкалов (на казахском языке). Алма-Ата, 1985;
Чкалов. 4-е издание. М., 1986;
Первые перелёты через Ледовитый океан. 3-е издание. М., 1987;
Через полюс в Америку. 2-е издание. М. 1988;
Чкалов. 5-е издание. М., 1991;
Командарм крылатых. М., 2002;
ВВС РККА. Начало. Новосибирск, 2003.

Воинские звания:
Старший лейтенант (14.02.1936)
Капитан (15.12.1936)
Майор (27.07.1937)
Полковник (28.02.1938)
Генерал-майор авиации (17.03.1943)
Генерал-лейтенант авиации (19.08.1944)
Генерал-полковник авиации (9.05.1961)

 

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Великая Отечественная: Комкоры. Том 2. Биогр. словарь. М.-Жуковский, 2006
 Военный энциклопедический словарь РВСН. ‒ Москва, 1999.
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои огненных лет. Книга 5. М.: Московский рабочий, 1982
 Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Северного АО г. Москвы. М., 2003
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации
 Звёзды доблести ратной. Новосибирск: Новосибирское кн. изд. 1986.
 Личное дело
 Московский некрополь Героев. Том 1. – Москва, 2011.
 Новосибирцы – Герои Отечества. – Новосибирск, 2010.
 Солдаты слова. Книга 2. М., 1980
 Цыплаков И.Ф. Имя на карте города. Новосибирск, 2001.


Тут http://egevideo.ru/: подготовительные занятия по биологии для школьников.