Герой Советского Союза
Транспорт: Полярные лётчики
Леваневский Сигизмунд Александрович

Леваневский Сигизмунд Александрович

15.05.1902 - 13.08.1937

Герой Советского Союза

Даты указов

20.04.1934

Леваневский Сигизмунд Александрович – полярный лётчик Главсевморпути.

Родился 2 (15) мая 1902 года в городе Санкт-Петербург. Поляк. В детстве и юности продолжительное время жил в деревне Сокулка Гродненской губернии (ныне – город Сокулки, Польша). В 1916 году окончил 3 класса уездного училища. Работал чернорабочим на заводе.

Участник Октябрьской революции 1917 года, красногвардеец. Участвовал в проведении массовых обысков в городе, разыскивал продовольственные запасы на товарных станциях.

В Красной Армии с 1918 года, боец продотряда в Вятской губернии. Участник гражданской войны: с 1919 года – командир роты и батальона, начальник штаба и командир стрелкового полка (Восточный фронт). В 1921 году участвовал в ликвидации бандформирований в Дагестане.

С 1921 года – завхоз 4-го воздухоплавательного отряда (город Петроград). Осенью 1923 года направлен на учёбу в Севастопольскую военную авиационную школу морских лётчиков, но опоздал к началу занятий. Временно работал завхозом Севастопольской военной школы морских лётчиков (ВШМЛ). С 1924 года – курсант Севастопольской ВШМЛ, окончил её в 1925 году. Служил в строевых частях ВВС Красной Армии. Затем – лётчик-инструктор Севастопольской ВШМЛ. С 1928 года С.А.Леваневский – в запасе.

В 1928-1929 годах – лётчик-инструктор Николаевской лётной школы Осоавиахима. В 1929-1933 годах – начальник Всеукраинской лётной школы Осоавиахима (город Полтава). С весны 1933 года – в Полярной авиации. Летом 1933 года перегнал летающую лодку «Дорнье-Валь» из Севастополя в Хабаровск. 13 июля 1933 года вылетел на Чукотку для оказания помощи потерпевшему аварию при выполнении кругосветного перелёта американскому лётчику Дж.Маттерну. 20 июля 1933 года доставил американца в город Ном (Аляска). Осенью 1933 года совершил ряд агитперелётов по Украине.

В феврале 1934 года через Европу вылетел с Г.А.Ушаковым и М.Т.Слепнёвым в США для закупки самолётов. На них они должны были участвовать в спасении челюскинцев. Были закуплены два самолёта «Консолидейтед Флейстер».

29 марта 1934 года на одном из них вылетел с Г.А.Ушаковым из Нома в Ванкарем. Из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку. Самолёт был разбит, и поэтому С.А.Леваневский не смог принять участие в полётах к лагерю челюскинцев. Но, тем не менее, он всё же (потеряв самолёт) доставил в Ванкарем руководителя спасательной операции Г.А.Ушакова.

Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 20 апреля 1934 года за беспримерную героическую работу лётчиков, осуществивших спасение челюскинцев, Леваневскому Сигизмунду Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

С 1934 года учился в Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В начале 1935 года прервал учёбу для подготовки трансарктического перелёта в США через Северный полюс, идею которого он выдвинул на страницах газеты «Правда».

3 августа 1935 года на самолёте АНТ-25 (второй пилот – Г.Ф.Байдуков, штурман – В.И.Левченко) предпринял попытку перелёта Москва – Северный полюс – Сан-Франциско (США). Однако из-за технических неполадок полёт был прерван над Баренцевым морем, самолёт совершил посадку на аэродроме Кречевицы (в районе Новгорода).

Летом 1936 года С.А.Леваневский выехал в США для закупки самолёта для нового трансарктического перелёта. Не найдя там ничего подходящего, закупил гидросамолёт «Валти» V-1А, и 5 августа 1936 года вылетел на нём из Лос-Анджелеса и, через Сан-Франциско, Уэлен, Якутск и Свердловск, 13 сентября 1936 года прибыл в Москву.

В апреле-мае 1937 года испытал в Севастополе, а затем перегнал в Москву закупленные в США амфибию S-43 и летающую лодку «Дуглас» DF.

12 августа 1937 года в 18.15 на четырёхмоторном самолёте ДБ-А (бортовой номер Н-209) (второй пилот – Н.Г.Кастанаев, штурман – В.И.Левченко, бортрадист – Н.Я.Галковский, бортмеханики – Г.Т.Побежимов и Н.Н.Годовиков) С.А.Леваневский стартовал по маршруту Москва – Северный полюс – Фэрбенкс (США). Из Фэрбенкса самолёт, после дозаправки, должен был перелететь в Нью-Йорк. Полёт проходил в сложных метеоусловиях. 13 августа 1937 года в 13.40 самолёт прошёл Северный полюс. В 14.32 с борта самолёта поступила радиограмма с сообщением, что остановился крайний правый мотор. На этом связь оборвалась. Несмотря на поиски, продолжавшиеся около года, самолёт так и не был найден. По одной из наиболее аргументированных версий, Н-209 потерпел катастрофу недалеко от берегов Аляски.

Жил в Москве.

Награждён орденами Ленина (20.04.1934, №618), Трудового Красного Знамени (13.09.1936), Красной Звезды (17.08.1933).

Его именем названы улицы в Архангельске, Казани, Липецке, Москве, Полтаве, Пятигорске, Севастополе, Сумах, Туле и других городах, остров в Баренцевом море, гора в Антарктиде. Николаевское военное авиационное училище морских лётчиков носило имя Героя. В городе Полтава (Украина) на доме, в котором жил С.А.Леваневский, установлена мемориальная доска.

Сочинения:
Моя стихия. Ростов-на-Дону, 1935.


 

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Водопьянов М.В. Повесть о первых Героях. - М.: ДОСААФ, 1980

Герои огненных лет. Книга 8. М.: Московский рабочий, 1985

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.