Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Чкалов Валерий Павлович

 
Чкалов Валерий Павлович
02.02.1904 - 15.12.1938
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 24.07.1936 Медаль № 11
Орден Ленина № 3050

    Памятники
  Плита на Красной площади в Москве
  Памятник в Нижнем Новгороде
  Бюст в Санкт-Петербурге
  Памятник в Днепропетровске
  Второй бюст в Санкт-Петербурге
  Памятник в Московской области
  Памятник в Киеве
  Памятник в Химках
  Памятник в Новосибирске
  Мемориальная доска в Москве
  Памятник в Чкаловске
  Бюст в Чкаловске
  Барельеф в Чкаловске
  Памятник в Кстово
  Памятник в Кстово (фрагмент)
  Аннотационная доска в Нижнем Новогороде
  Бюст в селе Нетайлово
  Памятный знак на месте гибели
  Памятник в Одессе
  Мемориальная доска в Гатчине
  Бюст в Борисоглебске (старый вид)
  Бюст в Борисоглебске


Чкалов Валерий Павлович – лётчик-испытатель авиационного завода №39 (город Москва).

Родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Пурехской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск Нижегородской области). Русский. Настоящее имя – Чкалов Валериан Павлович. В 1916 году окончил 4 класса школы в родном селе, в 1916-1918 годах учился в Череповецком ремесленном училище (ныне Вологодской области). В 1918-1919 годах работал молотобойцем в Василёвском затоне, кочегаром на землечерпалке «Волжская №21» и на пароходе «Баян».

В армии с сентября 1919 года. До 1921 года служил слесарем по ремонту и сборке самолётов в 4-м авиационном парке в городе Канавино (ныне в черте города Нижний Новгород).

В апреле 1923 года окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, в октябре 1923 года – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, в мае 1924 года – Московскую школу высшего пилотажа, в ноябре 1924 года – Серпуховскую высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания. Служил в ВВС лётчиком истребительных авиаэскадрилий (в Ленинграде и Брянске). В 1928 года был уволен из армии за аварию самолёта и осуждён на 1 год лишения свободы. В январе 1929 года находился в тюремном заключении в Брянской тюрьме, затем был помилован.

В 1929-1930 годах работал лётчиком-инструктором в Ленинградском аэроклубе (ныне Санкт-Петербург).

Вновь в армии с 1930 года. В 1930-1933 – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы «Звено-1» (бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях). Провёл государственные испытания истребителя И-5, участвовал в испытаниях других истребителей. С января 1933 года – в запасе.

С 1933 – лётчик-испытатель авиазавода №39 и ОКБ Н.Н.Поликарпова. Поднял в небо и провёл испытания истребителей И-15 и И-16, составивших основу истребительной авиации советских ВВС довоенного периода. Провёл испытания И-16 на штопор, а также испытания опытного истребителя И-17.

20-22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве командира экипажа (второй пилот – Г.Ф.Байдуков, штурман – А.В.Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9.374 километров (полётное время 56 ч 20 мин).

За мужество и героизм, проявленные при выполнении перелёта, Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 24 июля 1936 года Чкалову Валерию Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

18-20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) протяжённостью 8.504 километров по прямой (полётное время – 63 ч 16 мин).

Продолжал лётно-испытательную работу в ОКБ Н.Н.Поликарпова. Поднял небо и провёл испытания опытных бомбардировщиков ВИТ-1 и ВИТ-2.

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (с 1937 года).

Погиб 15 декабря 1938 года при выполнении первого вылета на опытном истребителе И-180.

Жил в Москве. Урна с прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади.

Комбриг (1938). Награждён 2 орденами Ленина (5.05.1936; 24.07.1936), орденом Красного Знамени (9.08.1937), медалью.

В августе 1937 года посёлок Василёво был переименован в Чкаловск (ныне город), там открыт мемориальный музей В.П.Чкалова. Его именем также названы город Чкаловск (Согдийская область, Узбекистан) и несколько посёлков, остров на Дальнем Востоке, горный пик в Дагестане, станции метро в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, площадь в Ростове-на-Дону, проспект в Санкт-Петербурге, улицы во многих городах, Государственный лётно-испытательный центр МО РФ, Центральный аэроклуб в Москве, Новосибирское авиационное производственное объединение, Воронежский авиационный техникум, Череповецкий лесомеханический техникум, Егорьевский авиационный технический колледж, школы, теплоход (на Волге), улица в городе Ванкувер (Канада).

В городах Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Кстово и Чкаловск (Нижегородская область), Жуковский, Звенигород и Химки (Московская область); Киев, Днепропетровск и Одесса (Украина) установлены памятники В.П.Чкалову, в городах Казань, Санкт-Петербург, Борисоглебск, Чкаловск, селе Нетайлово Ясиноватского района Донецкой области (Украина) и городе Сиэтл (США) – бюсты В.П.Чкалова, а на месте его гибели в Москве – памятный знак. В городах Гатчина (в черте Санкт-Петербурга) и Москва на домах, в которых он жил, а также на станции Чкаловская (в черте города Щёлково Московской области) на здании, в котором он работал, установлены мемориальные доски. Его имя присвоено стратегическому бомбардировщику Ту-160 Дальней авиации и пассажирскому самолёту Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот».

В 1938 году город Оренбург был переименован в город Чкалов (историческое название возвращено в 1957 году). Имя В.П.Чкалова носили Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков (ныне – Борисоглебская учебная авиационная база), Ташкентское авиационное производственное объединение (ныне – Ташкентский механический завод), Горьковский инженерно-строительный институт (ныне Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет), станция метро в Ташкенте (ныне станция «Дустлик»), улица в Москве (ныне Земляной Вал), крейсер Балтийского флота и танкер Черноморского морского пароходства (ныне утилизированы).

Сочинения:
Наш полёт на АНТ-25 (в соавторстве). М., 1936
Три дня в воздухе (в соавторстве). М., 1937;
История нашего полёта. М., 1937;
Два перелёта. М., 1938;
Наш трансполярный рейс Москва – Северный полюс – Северная Америка. М.. 1938;
Наш трансполярный полёт (на немецком языке). М., 1939;
Пионерам и школьникам Советской страны. Орджоникидзе, 1940;
Высоко над землёй (на болгарском языке). София, 1949;
Моя жизнь принадлежит Родине. М., 1954;
Сталинский маршрут. М., 2013.

 

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Абрамов А.С. У Кремлёвской стены. - Изд. 7-е, доп. - М.: Политиздат, 1987.
 Байдуков Г.Ф. Чкалов. 5-е изд. М.. 1991
 Беляков А. В. В. Чкалов. - M., 1974
 Водопьянов M. В. Лётчик Валерий Чкалов, - M., 1959
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Северного АО г. Москвы. М., 2003
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы Государственного архива Российской Федерации
 Чкалова О.Э. Жизнь Валерия Чкалова. 2-е изд. М., 1984