Герой Труда Российской Федерации
Искусство: Музыканты, певцы
Артемьев Эдуард Николаевич

Артемьев Эдуард Николаевич

30.11.1937 - 29.12.2022

Герой Труда Российской Федерации

Даты указов

14.11.2022

Артемьев Эдуард Николаевич – композитор, член Общероссийской общественной организации «Союз кинематографистов Российской Федерации», город Москва.

Родился 30 ноября 1937 года в городе Новосибирск Новосибирской области в московской семье, которая находилась там проездом. Отец Эдуарда работал в разных городах страны, поэтому в 7 лет мальчик был отправлен в столицу к своему дяде, хоровому дирижёру, профессору Московской консерватории Николаю Демьянову. Любовь к музыке стала проявляться у будущего композитора ещё в детстве, когда он слушал в исполнении своего дяди поздние опусы Александра Скрябина. Благодаря богатой музыкальной библиотеке Эдуард Артемьев с юных лет развивался на произведениях Стравинского, Дебюсси, Доницетти, Пуччини, Беллини.

Первоначальное музыкальное образование получил в Московском хоровом училище имени А. Н. Свешникова. В 1960 году окончил теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по классу композиции Ю. А. Шапорина.

Встретившись в 1960 году с инженером Е. А. Мурзиным, создателем одного из первых в мире синтезаторов, занялся исследованиями синтеза звука и электронной музыки (экспериментировал в студии Музея имени А. Н. Скрябина, работал программистом в научно-исследовательском институте) и работал в первой в СССР экспериментальной студии электронной музыки. В 1968 году на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции был представлен уникальный фотоэлектрический «АНС» (изобретатель – Е. А. Мурзин, электронные композиции – Эдуард Артемьев). Участвовал в деятельности фирм звукозаписи и киностудий в Балтиморе, Бурже (1989). В 1964–1985 годах работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Московском государственном институте культуры. Читает лекции для студентов-композиторов Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и проводит мастер-классы.

Автор множества произведений в самых разных стилях и жанрах. Один из первопроходцев электронной музыки, классик отечественного кино, создатель симфонических, хоровых произведений, инструментальных концертов, вокальных циклов. Широкую известность Эдуарду Николаевичу принесла его работа в кино. В 1961 по совету композитора Вано Мурадели озвучил фильм «Мечте навстречу». Написал музыку более чем к 150 художественным фильмам, документальным и мультипликационным лентам. Среди них – три фильма Андрея Тарковского: «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1979), все фильмы Никиты Михалкова, фильмы Андрона Кончаловского, Вадима Абдрашитова, Карена Шахназарова. Музыка Артемьева к кинофильмам записана на альбом «Территория любви» (1998).

Лучшие из песен Э. Н. Артемьева – песни из кинофильмов (одна из самых известных – «Три товарища» из киноленты «Свой среди чужих, чужой среди своих»), либо песни, возникшие на материале музыки фильмов («Полёт на дельтаплане», «Затихло где-то танго»), оригинальные песни-баллады, песни-поэмы («Здравствуй, день!», «Воспоминание», «Костры рябин», «Звёздные просторы», «Всё зелёное в сердце со мной»), звучащие в исполнении Геннадия Трофимова, Валерия Леонтьева, Жанны Рождественской, Роксаны Бабаян. Пример синтеза электронного рока и симфонической музыки – вокальный цикл Артемьева «Кто я?» на стихи Ю. Рытхэу, созданный по заказу певицы Жанны Рождественской. Для вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» Артемьевым написана рок-опера «Преступление и наказание» (по мотивам романа Ф. М. Достоевского). В 2000 году завершил работу над оперой «Раскольников» по роману Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» (либретто Андрея Кончаловского, Марка Розовского, Юрия Ряшенцева), начатой ещё в 1977 году. В 2016 году она была поставлена в Театре мюзикла в Москве. В 2014 году создал симфоническую сюиту «Мастер», посвящённую 85-летию со дня рождения Василия Шукшина. Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Великобритании, Австралии, Аргентине, Бразилии, Венгрии, Германии, Италии, Канаде, США, Финляндии, Франции и Японии.

Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года за особые трудовые заслуги перед государством и народом Артемьеву Эдуарду Николаевичу присвоено звание Героя Труда Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Герой Труда Российской Федерации».

В последние годы жизни работал над написанием музыки к предстоящему фильму Никиты Михалкова «Шоколадный револьвер».

Жил и работал в Москве. Умер 29 декабря 2022 года.

Народный артист Российской Федерации (08.09.1999). Заслуженный деятель искусств РСФСР (30.10.1985).

Лауреат 4 Государственных премий в области литературы и искусства (1993, 1995, 1999, 2017): за художественные кинофильмы «Урга – территория любви», «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник» и «за вклад в развитие отечественного и мирового музыкального искусства». Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1988) за фильм «Курьер».

Лауреат 4 премий «Ника» за лучшую музыку к фильму (1995, 2004, 2008, 2017) («Лимита», «Водитель для Веры», «12», «Герой»). Лауреат 5 премий «Золотой орёл» за лучшую музыку к фильму (2007, 2008, 2012, 2014, 2015) («Доктор Живаго», «12», «Дом», «Легенда №17», «Солнечный удар»). Лауреат премии «Искусство объединения Человека и информации» в номинации «Искусство» (2000). Лауреат премии «Святой Георгий» XXIII Московского международного кинофестиваля «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» (2001). Лауреат премии имени М. Л. Таривердиева (1999) за музыку к фильму «Мама». Обладатель приза имени М. И. Глинки (2011) за музыку к фильму «Тихая застава» и приза жюри и Российского авторского общества имени Андрея Петрова (2011) (оба приза – за музыку к фильму «Тихая застава»). Лауреат премии «Человек года» (2015). Лауреат премии Д. Д. Шостаковича за вклад в развитие мировой музыкальной культуры (2017). Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Работа композитора в музыкальном театре» за спектакль «Преступление и наказание» (Театр мюзикла, Москва) (2017). Обладатель приза Российской национальной музыкальной премии «Виктория» за неоценимый вклад в российскую музыкальную культуру (2017). Обладатель приза 44-го Московского международного кинофестиваля «Золотой святой Георгий» за вклад в мировой кинематограф (2022).

Почётный гражданин города Балтимор (США, 1988).

Член Союза композиторов и Союза кинематографистов России, президент основанной им же в 1990 году «Российской ассоциации электроакустической музыки», президент Ассоциации электроакустической музыки при ЮНЕСКО, член исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Почётный академик «Национальной гуманитарной академии» (2021).

Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (16.08.2013), Александра Невского (16.07.2018), медалями, а также Малой золотой медалью ВДНХ СССР (09.04.1962, за участие в разработке «АНС» и создании музыки к фильму «Космос» для советских выставок в Лондоне и Париже в 1961 году).


Музыкальные произведения:

Оперы
«Тепло Земли», опера в двух действиях, либретто Е. Компанец; 1988
«Преступление и наказание», опера в двух актах по мотивам романа Ф. М. Достоевского, либретто М. Розовского и А. Кончаловского, стихи Ю. Ряшенцева; 2007

Оратории, кантаты, хоровые и вокально-инструментальные сочинения
«Я убит подо Ржевом», оратория на стихи А. Твардовского для баритона, смешанного хора и симфонического оркестра; 1959
«Вольные песни», кантата для хора и симфонического оркестра на народные тексты; 1967
«Гимн природе», для голоса и рок-ансамбля на стихи П. Грушко; 1976
«Ода доброму вестнику», кантата к Олимпийским играм в Москве для тенора, двух смешанных хоров, детского хора, симфонического оркестра, рок-группы и синтезатора Synthi-100 на слова Пьера де Кубертена в русском переводе Н. Кончаловской; 1980. Вторая редакция кантаты подготовлена для фирмы звукозаписи «Мелодия»; 1984
«Тепло Земли», вокально-инструментальный цикл для меццо-сопрано, рок-группы и синтезатора Synthi-100; 1985 Balandis baltas (рус. Белый голубь), Vision (рус. Видение), Vasara (рус. Лето) — три поэмы для сопрано, скрипки и синтезаторов на стихи литовских поэтов П. Целана и С. Геды; 1982—1989
Impertire tempus cogitation (рус. Посвяти время размышлению), для сопрано и синтезаторов; 1990
«Фантом из Монголии», для народного женского голоса и синтезаторов; 1991
«Там и здесь», терцет для сопрано, тенора, рок-певца и симфонического оркестра на текст Ю. Ряшенцева; 1996


Симфонии, сюиты, инструментальная музыка
«Поэма», для двух скрипок, альта и виолончели; 1956
«Хороводы», сюита для симфонического оркестра; 1960
«Кубки», сюита для симфонического оркестра и хора; 1962
«За мертвыми душами», музыка к балету-пантомиме для симфонического оркестра; 1965
«Океан», симфоническая поэма; 1972
«Семь врат в мир Сатори», квазисимфония в семи частях для ансамбля электронных инструментов, гитары, ударных, скрипки и фонограммы; 1974
«Пилигримы», симфония для сопрано, тенора и рок-группы; 1982 (не окончена)
«Лубки», сюита для женского хора и оркестра; 2010
«Алтайский сказ. Полет над временем», симфоническая сюита; 2012


Произведения для солирующих инструментов с оркестром
Концерт для альта с оркестром (I часть); 1960
Концерт для фортепиано с оркестром; 1994


Фортепианная музыка
«Пасторальная сонатина»; 1956
«Четыре прелюдии»; 1958


Электронные композиции
«В космосе», для синтезатора АНС; 1961 (совм. с С. Крейчи)
«Звёздный ноктюрн», для синтезатора АНС; 1961
«Концертный вальс», для синтезатора АНС; 1964
«Этюд», для синтезатора АНС; 1964
«Мозаика», для синтезатора АНС; 1967
«Двенадцать взглядов на мир звука: Вариации на один тембр»; 1969
«Нетемперированная музыка», для синтезатора АНС; 1969 г.
«Картины-настроения», сюита для синтезатора Synthi-100; 1976—1983
«Ноосфера», для хора и синтезаторов; 1975 (вторая редакция — 2000)
«Мираж», для рок-группы и синтезаторов; 1978
«Движение», для синтезатора Synthi-100 (совместно с Ю. Богдановым); 1980
«Океан Солярис»; 1987
«Credo (из Реквиема)»; 1987
«Памяти А. Тарковского»; 1987
«Три взгляда на революцию. К 200-летию Великой французской революции»; 1989
«Ритуал»; 1991
«I’d like to Return» (рус. Я хотел бы вернуться); 1993
«Touch to the mystery» (рус. Прикосновение к тайне); 1993
«In the nets of time» (рус. В сетях времени); 1993
«Intangible» (рус. Неосязаемый); 1996

Автор музыки к более чем тридцати театральным постановкам:
1961 «Осторожно — листопад»; театр им. Моссовета, реж. О. Ремез
«Гамлет из квартиры № 13»; театр Ленинского комсомола, реж. О. Ремез
1965 «Фунт мяса»; театр им. Ермоловой, реж. В. Андреев.
1966 «Море в конце пути»; театр на Малой Бронной, реж. А. Салтыков
«Визит дамы»; театр на Малой Бронной, реж. А. Гончаров
1966 «Бал воров»; театр им. Ермоловой, реж. В. Андреев (восстановлен в 1974)
1967 «Бег»; театр им. Ермоловой, реж. А. Гончаров
1968 «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; Театр-студия киноактера, реж. А. Орлов (восстановлен в 1990)
1971 «Золотой мальчик»; театр им. Ермоловой, реж. В. Андреев
1975 «Ван Гог»; театр им. Ермоловой, реж. П. Зоданн (ГДР)
«Белое золото»; театр им. Ермоловой, реж. В. Андреев
1977 «Гамлет»; театр «Ленком», реж. А. Тарковский
1978 «Пятая колонна»; МХАТ им. Горького, реж. Н. Скорик
«Берег»; Малый театр, реж. В. Андреев
«Убивец» («Преступление и наказание»); Рижский театр русской драмы, реж. М. Розовский
«Постоялец»; театр им. Вахтангова, реж. Е. Симонов
1984 «Идиот»; ЦАТСА, реж. Ю. Еремин
1985 «Халида и Халидо»; Якутский драматический театр им. П. А. Ойунского, реж. А. Борисов
1986 «Статья»; ЦАТСА, реж. Ю. Еремин, С. Валоков
«Бремя решения»; Театр сатиры, реж. В. Плучек
«Черная невеста»; Свердловский драматический театр, реж. В. Анисимов
1987 «Кресло»; Театр-студия п/р О. Табакова, реж. О Табаков
«Сон о белых горах»; Малый театр, реж. В. Седов
«Игра»; Малый театр, реж. В. Андреев
«Механическое пианино»; «Театро ди Рома» (Рим, Италия), реж. Н. Михалков
«Чайка»; «Одеон» (Париж, Франция), реж. А. Кончаловский (восстановлен в 1989)
1993 «Механическое пианино»; Театр-студия п/р О. Табакова, реж. О. Табаков
«Кабала святош»; МХАТ им. А. П. Чехова, реж. А. Шапиро
1999 «Преступление и наказание»; Санкт-Петербургский театр современной оперы
2006 «Мария Стюарт»; Филиал Малого театра, реж. В. Иванов

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Публикации в сети Интернет