Шостакович Дмитрий Дмитриевич – композитор, профессор Московской и Ленинградской консерваторий, народный артист СССР, город Москва.

Родился 12 (25) сентября 1906 года в Санкт-Петербурге в музыкальной семье. Музыку начал сочинять с 9 лет. В 1919 году поступил в Петроградскую консерваторию, где его педагогами были по классу фортепиано А.Розанова и Л.В.Николаев (окончил в 1923) и по классу композиции М.О.Штейнберг (окончил в 1925). Ранние произведения Шостаковича – «Фантастические танцы» и другие пьесы для фортепиано, скерцо для оркестра, «Две басни Крылова» для голоса с оркестром и другие отмечены влиянием школы Н.А.Римского-Корсакова.

Первым по-настоящему оригинальным произведением Шостаковича стала его дипломная работа – симфония №1; после ее премьеры (Ленинград, 1926) критика заговорила о Шостаковиче как о художнике, способном восполнить пустоту, образовавшуюся в русской музыке вследствие эмиграции С.В.Рахманинова, И.Ф.Стравинского и С.С.Прокофьева. Уже в этой юношеской партитуре проявилась склонность Шостаковича к иронии и сарказму, к внезапным, драматически насыщенным контрастам, к широкому использованию мотивов-символов, часто подвергаемых радикальной образной и смысловой трансформации.

В том же 1926 году в творчестве Шостаковича обозначился сдвиг от сравнительно традиционного языка симфонии к смелым стилистическим экспериментам, до которых еще просто не доходили руки официальной идеологии. В произведениях Шостаковича 1926-1931 годов предвосхищаются многие открытия западноевропейского музыкального авангарда 1950-1960-х годов (сонорика, микрополифония, пуантилизм, автоматическое письмо). В симфониях №2 («Октябрю» с хором, 1927) и №3 («Первомайской» с хором, 1929) крайне радикальный по тому времени музыкальный язык ставится на службу пропагандистским задачам.

Вершина раннего Шостаковича – опера «Нос» (по одноименной повести Н.В.Гоголя), написанная в 1928 году и поставленная в Ленинграде в 1930 году. Среди источников, повлиявших на концепцию «Носа», выделяются спектакль «Ревизор» в постановке В.Э.Мейерхольда (1926), опера А.Берга «Воццек» (поставленная в Ленинграде в 1927), а также, возможно, искусство сверстников Шостаковича – писателей ленинградской группы ОБЭРИУ, заложивших основы «литературы абсурда» XX века. В этот же период Шостаковичем были созданы соната №1 (1926) и цикл «Афоризмы» (1927) для фортепиано, балеты «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931), а также ряд экстравагантных партитур для театра и кино. В ряду его ранних произведений особняком стоит романтически утонченный вокальный цикл «Шесть романсов на слова японских поэтов» (1928-1932).

В 1928 году Шостакович работал заведующим музыкальной частью Театра имени В.Э.Мейерхольда (Москва), в 1930-1933 годах – заведующим музыкальной частью Ленинградского Театра рабочей молодежи. В 1927 году он принял участие в 1-м Международном конкурсе пианистов имени Ф.Шопена в Варшаве, где был удостоен почетного диплома.

В 1932 году Шостакович завершил работу над партитурой своей второй оперы – «Леди Макбет Мценского уезда». Сюжет одноименной повести Н.С.Лескова переосмыслен Шостаковичем как драма незаурядной женской натуры в условиях несправедливого общественного устройства. Сам автор назвал свою оперу «трагедией-сатирой». В ее музыкальном языке гротеск в духе «Носа» сочетается с элементами русского романса и протяжной песни. В 1934 году опера была поставлена в Ленинграде и Москве, шла под названием «Катерина Измайлова»; затем последовал ряд премьер в театрах Северной Америки и Европы. Поначалу советская критика почти единодушно оценила новую оперу Шостаковича как замечательную победу советского музыкального театра.

Среди произведений, написанных в течение 1932-1935 годов, выделяются 24 прелюдии для фортепиано, концерт №1 для фортепиано с оркестром, соната для виолончели и фортепиано, а также музыка к фильму «Встречный» со знаменитой «Песней о встречном» (в 1945 ее мелодия на короткое время стала гимном ООН). В 1935-1936 годах Шостакович работал над монументальной симфонией №4, в которой особенно ощутимо воздействие симфонизма Г.Малера, одного из его самых любимых композиторов (наряду с И.С.Бахом, Л.Бетховеном и М.П.Мусоргским).

Между тем над Шостаковичем сгущались тучи. В январе 1936 года спектакль «Катерина Измайлова» посетил И.В.Сталин. Опера шокировала правителя, чей вкус был воспитан на популярной классике и примитивных псевдофольклорных поделках; его реакция нашла свое выражение в редакционной статье «Сумбур вместо музыки», опубликованной в «Правде» и на долгие годы определившей пути развития советской музыки. Спустя несколько дней «Правда» напечатала еще одну редакционную статью на музыкальную тему – «Балетная фальшь»; на этот раз уничтожающей критике был подвергнут балет Шостаковича «Светлый ручей» (1935).

После статей «Правды» большинство произведений Шостаковича, написанных до 1936 года, практически исчезло из культурного обихода страны. Композитор был вынужден отменить назначенную на осень 1936 года премьеру симфонии №4 (впервые она была исполнена в 1961). «Катерина Измайлова» была «реабилитирована» на родине только в 1962 году. Сочинения 1920-х годов (за исключением симфонии №1 и некоторых миниатюр) не исполнялись в СССР вплоть до середины 1960-х годов, а «Нос» был возобновлен только в 1974 году.

Осенью 1937 года в Ленинграде состоялась премьера симфонии №5, которую исполнил оркестр под управлением Е.А.Мравинского. В советской печати это произведение, написанное относительно традиционным музыкальным языком, было благосклонно охарактеризовано как «творческий ответ художника на справедливую критику». С позиций сегодняшнего дня его точнее было бы оценить как глубоко трагический документ эпохи сталинского террора, потрясающий в своей эмоциональной достоверности. Годы между 1937 и 1941 выдались для Шостаковича сравнительно безоблачными, что сказалось на эмоциональном строе партитур этого периода (струнный квартет №1, симфония №6, квинтет для фортепиано и струнных). На фашистское нашествие Шостакович откликнулся симфонией №7 (1941), посвященной городу Ленинграду и получившей всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.

Трагические переживания, связанные с войной, и надежды на послевоенное обновление отразились в наиболее значительных произведениях 1942-1944 годов: сонате для фортепиано №2, симфонии №8, фортепианном трио, струнном квартете №2; как обобщающее размышление о прошедшей войне воспринимается монументальный струнный квартет №3 (1946). С другой стороны, в симфонии №9 (лето-осень 1945) преобладает настроение своего рода «черного юмора». Симфония вызвала неудовольствие официальной критики, ожидавшей от композитора более оптимистического отклика на окончание войны. С этого момента тучи над Шостаковичем начали сгущаться вновь.

В феврале 1948 было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) об опере В.И.Мурадели «Великая дружба», в котором музыка крупнейших советских композиторов – в том числе С.С.Прокофьева, Шостаковича, А.И.Хачатуряна – объявлялась «формалистической» и «чуждой советскому народу». Новая волна нападок на Шостаковича в прессе значительно превзошла ту, что поднялась в 1936 году. Вынужденный подчиниться диктату, Шостакович, «осознав ошибки», выступил с ораторией «Песнь о лесах» (1949), кантатой «Над Родиной нашей солнце сияет» (1952), музыкой к ряду фильмов исторического и военно-патриотического содержания, что отчасти облегчило его положение. Параллельно сочинялись произведения более высокого художественного достоинства – концерт №1 для скрипки с оркестром, вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (оба – 1948), струнные квартеты №4 и №5 (1949, 1952), цикл «24 прелюдии и фуги» для фортепиано (1951); за исключением последнего, все они были исполнены только после смерти И.В.Сталина.

Эпоха «оттепели» в советской музыке символически открылась Симфонией №10 Шостаковича (1953) – глубоко интимной исповедью художника, отстоявшего свое «я» в отчаянном, почти безнадежном противостоянии сталинизму. Вслед за ней в творчестве Шостаковича наступил кризис, продлившийся несколько лет. Даже лучшие его произведения середины 1950-х годов – «Праздничная увертюра» для оркестра (1954), музыка к фильму «Овод» со знаменитым «Романсом» (1955), струнный квартет №6 (1956) – написаны в облегченном стиле.

2 августа 1954 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР».

Творчество Шостаковича последнего двадцатилетия его жизни неоднородно и неоднозначно. И хотя несколько конъюнктурный характер носят созданная в 1957 году симфония №11 «1905 год» (Ленинская премия, 1958), симфония №12 «1917 год», посвящённая памяти В.И.Ленина (1961), симфоническая поэма «Октябрь» (1967), цикл хоровых баллад «Верность» (1970), всё же и в этих произведениях Шостаковичу удавалось оставаться Шостаковичем. А в произведениях на стихи Е.А.Евтушенко – симфонии №13 для баса и мужского хора с оркестром (1962) и вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина» (1964) – проступали явные черты свободомыслия.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии советской музыкальной культуры и в связи с шестидесятилетием со дня рождения Шостаковичу Дмитрию Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Но истинный масштаб позднего Шостаковича проявляется, прежде всего, в удивительной серии автобиографических партитур, каждая из которых представляет собой опыт прощания с прожитой, исчерпавшей себя жизнью. Эту серию скорбных «автоэпитафий» составляют струнный квартет №8 (1960), симфония №14 для сопрано, баса и камерного оркестра на стихи известных поэтов (1969), симфония №15 (1971), струнный квартет №15 (1974), сюита на слова Микеланджело для баса и фортепиано или оркестра (1974-1975), соната для альта и фортепиано (1975, последнее сочинение Шостаковича). Во всех названных произведениях широко используются мотивы-символы, в функции которых порой выступают цитаты из более ранних партитур самого композитора или из музыки других авторов. Отчаяние, протест, трагическая отрешенность определяют эмоциональный климат струнных квартетов №7 (1960) и №№9-14 (1964-1973), сонаты для скрипки и фортепиано (1968), вокальных циклов на стихи А.А.Блока (1967) и М.И.Цветаевой (1973), концертов для виолончели с оркестром (1959, 1966), концерта №2 для скрипки с оркестром (1967). Тогда же был написан ряд произведений юмористического характера («Сатиры» на стихи Саши Чёрного, 1960, 5 романсов на слова из журнала «Крокодил», 1965, «4 стихотворения капитана Лебядкина» на слова из романа «Бесы» Ф.М.Достоевского, 1974).

Депутат Верховного Совета СССР 6-9-го созывов. Был членом Советского комитета защиты мира (с 1949), Славянского комитета СССР (с 1942), Всемирного комитета защиты мира (с 1968). Доктор искусствоведения (1965), профессор Ленинградской (с 1939) и Московской (с 1943) консерваторий. Почётный член шведской Королевской музыкальной академии (1954), итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965). Почетный доктор наук Оксфордского университета (1958), Северо-Западного университета Эванстона (1973, США), Французской академии изящных искусств (1975), член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член Английской королевской музыкальной академии (1958), Национальной академии наук США (1959). Почётный профессор Мексиканской консерватории. Президент общества «СССР – Австрия» (1958).

Жил в городе Москве. Скончался 9 августа 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 2).

Награждён 3 орденами Ленина (28.12.1946; 24.09.1956; 24.09.1966), орденами Октябрьской Революции (02.07.1971), Трудового Красного Знамени (23.05.1940), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.

Лауреат Ленинской премии (1958), Сталинской премии (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1968), Государственной премии РСФСР (1974) и Украинской ССР (1976), Международной премии Мира (1954), премии имени Я.Сибелиуса (1958).

В Санкт-Петербурге установлены его памятник и бюст. В Санкт-Петербурге, Москве, Самаре и Новосибирске на домах, в которых он жил и работал, установлены мемориальные доски.


 

Биографию подготовил: © Виталий Смирнов (г. Северодвинск)