Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Вербицкий Михаил Константинович

Вербицкий Михаил Константинович

02.06.1917 - 04.03.1944

Герой Советского Союза

Даты указов

22.01.1944

Медаль № 1045

Вербицкий Михаил Константинович - командир звена 118-го отдельного разведывательного авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота, капитан.

Родился 20 мая (2 июня) 1917 года в поселке Уваровка, ныне Можайского района Московской области в семье крестьянина. Русский. Детство провел в деревне Серково Даниловского района Ярославской области (в ряде публикации ошибочно указывается как место рождения), здесь окончил 7 классов. Уехал в город Москву, окончил школу фабрично-заводского обучения в Можайске, работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Авиаприбор», окончил школу инструкторов-парашютистов в Тушино.

В Военно-Морском Флоте с 1935 года (по комсомольскому набору). В 1937 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина. С 1937 года службу проходил на Краснознамённом Балтийском флоте. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Старший лётчик 57-го скоростного бомбардировочного авиационного полка М.К. Вербицкий совершил 37 боевых вылетов на бомбовые удары по стратегическим центрам Финляндии, в том числе по городу Хельсинки, портам Або и Ханко.

С ноября 1940 года служил в 73-м бомбардировочном авиационном полку ВВС Балтийского флота, с середины июня 1941 года - командир звена в нём. В составе полка встретил начало Великой Отечественной войны. С первых дней участвовал в боевых вылетах на бомбовые удары по базам, аэродромам, кораблям и транспортам противника, штурмовку войск, ближнюю и дальнюю разведку на вражеских коммуникациях. В июне-октябре 1941 года совершил 46 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку скоплений живой силы и техники противника в районах городов Рига и Псков. В июле 1941 года участвовал в потоплении вражеского транспорта водоизмещением 12000 т в Рижском заливе. Принимал участие в обороне полуострова Ханко, потоплении вражеского эсминца.

С октября 1941 по март 1942 года - командир звена в родном Ейском военно-морском авиационном училище, эвакуированном в город Моздок. Затем продолжил службу командиром звена в 28-м бомбардирочно-пикировочном авиационном полку Особой морской авиагруппы Ставки Верховного Главнокомандования. Принимал участие в боевых действиях на Волховском фронте. В конце июня 1942 года в составе полка убыл на Северный флот. К августу в составе полка совершил 10 успешных боевых вылетов, был награжден орденом Красного Знамени. В 1942 году вступил в ВКП(б).

С ноября 1942 года воевал в составе 28-й отдельной разведывательной эскадрильи ВВС Северного флота. 27 декабря 1942 года капитан Вербицкий вместе со штурманом Селезнёвым первым на флоте произвел успешную разведку военно-морской базы противника в Альтен-фьорде, на расстоянии 420 км от наших аэродромов. Обнаружил стоянку линкора «Тирпиц», двух крейсеров 3 эсминцев и других боевых кораблей. В дальнейшем в сложных метеоусловиях совершил еще 10 успешных вылетов в Альтен-фьорд, установил систематическое наблюдение за кораблями Германии. К марту 1943 года в составе эскадрильи произвел 25 успешных вылетов, был награжден вторым орденом Красного Знамени.

С марта 1943 года воевал в составе 118-го отдельного разведывательного авиаполка ВВС Северного флота, командир звена. Выполнял задания по дальней и ближней разведке глубоких тылов врага, военно-морских баз, аэродромов на территории северной Финляндии, северной и северо-западной Норвегии, вел систематическую разведку основных коммуникаций противника. Произвел успешную плановую аэрофотосъемку всех портов и аэродромов противника в Северной Норвегии.

М.К. Вербицкий «смелый, решительный, инициативный воздушный разведчик. Летает на самолетах Пе-2 и Пе-3 днем в сложных метеоусловиях. Техника пилотирования хорошая... Считается одним из лучших воздушных разведчиков на Севере, имеющим богатый опыт в воздушной разведке... Звено тов. Вербицкого и по дисциплине и по качеству выполнения боевых заданий считается лучшим в авиаэскадрилье», - отмечалось в боевой характеристике 1943 года.

К декабрю командир звена капитан Вербицкий М.К. совершил 267 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 19 самолётов противника в группе и 2 сбил лично, потопил эсминец и транспорт врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Вербицкому Михаилу Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В январе 1944 года принял командование эскадрильей в своем полку. 4 марта 1944 года М.К. Вербицкий не вернулся с боевого задания на разведку коммуникаций в Баренцевом море. За годы войны лично выполнил 273 боевых вылета.

Награждён орденом Ленина (22.01.1944), тремя орденами Красного Знамени (22.09.1942, 26.03.1943, 03.09.1943).

Приказом Главнокомандующего ВМФ СССР от 22 мая 1964 года навечно зачислен в списки Киркинесского Краснознамённого отдеьного противолодочного полка дальнего действия ВВС Северного флота. Бюст М.К. Вербицкого в числе 6-и лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов в посёлке Сафоново-1 ЗАТО город Североморск Мурманской области. Фамилия Героя выбита на каменных плитах мемориала в числе лётчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Краснознамённого Северного флота погибших в море в 1941 - 1945 годах. Его имя было присвоено рыболовецкому траулеру управления «Северрыбпромразведка».


Рассказ Героя Советского Союза Селезнёва П.И. об одном из разведывательных полётов:

"… Разведка Альтен-фьорда была особо тяжелым и опасным делом. Гитлеровцы берегли его секреты крепко. Несколько самолётов, посланных туда, на аэродром не вернулись. Самолёт-разведчик, которому первому удалось вернуться из Альтен-фьорда, был скоростным бомбардировщиком Пе-3. Пилотировал его капитан Вербицкий - командир экипажа, а штурманом и лётным наблюдателем был я.

Сейчас рассказать, так всё вроде бы просто получилось у нас. Вызвали в штаб, поставили задачу: "Произвести воздушную разведку военно-морской базы Альтен, установить тип и количество базирующихся на ней кораблей противника". Приказ есть приказ. Готовимся к вылету, изучаем карту, силуэты кораблей... а у самих гвоздем сидит в головах вопрос: отчего же никто оттуда не возвращался? Секретное оружие прикрытия или еще что похуже? В общем, до чепухи несусветной договаривались. Потом приступили к разработке маршрута полета и решили посмотреть, кто как туда летать собирался. Прикинули на карте и опешили. Все до одного шли одним примерно маршрутом. Сначала над морем и вдоль норвежского побережья, затем разворот на юг и выход на объект разведки с северного сектора. А на побережье у гитлеровцев была целая сеть наблюдательных постов. Все эти самолеты засекались ими еще над морем, ПВО базы приводилась в готовность, с аэродрома прикрытия взлетали истребители... вот и вся схема. Сегодня, конечно, в уме не укладывается, как можно было раз за разом повторять одну и ту же ошибку, но в начале войны у нас не было боевого опыта и самые простые истины приходилось осваивать кровью.

От северного маршрута мы с Вербицким отказались. Над морем шли на бреющем только до траверза порта Варде, потом набрали высоту, пересекли горную цепь на побережье и за несколько сот километров от Альтен-фьорда углубились в пространство над сушей. Этот манёвр не позволил противнику определить цель нашего полёта, тем более что курс полета мы несколько раз изменяли, запутывая наблюдателей. Гитлеровцы подняли истребители, это мы слышали по радио, но навести их на наш Пе-3 так и не сумели. На Альтен-фьорд мы вышли с юга, откуда никогда еще самолеты-разведчики не появлялись. С кораблей и с суши стали запрашивать огнями, кто мы такие. Я отвечал миганием посадочной фары какую-то абракадабру, лишь бы выиграть секунды. Этих секунд оказалось немного. Противник открыл мощный зенитный огонь, а поднятые с ближайшего аэродрома истребители стали нас атаковать. Но разведка базы была нами уже закончена. Командир увел самолет в облака, там изменил курс полета и вышел в воздушное пространство над морем. Я передал по радио наши данные: обнаружен линкор "Тирпиц", крейсеры "Лютцов" и "Хиппер", восемнадцать других кораблей. При пробеге после посадки у самолета заглохли моторы: кончилось горючее. Его поставили в ремонт, штопать пробоины от пуль и осколков. Это было 27 декабря 1942 года. Почти год мы разведывали второй сектор, пока Елькин не принял его от нас вместе с Альтен-фьордом..."

Александр Ткачёв. Охота на "Тирпица": Документальная повесть. - журнал "Честь имею", 1994, № 9 (1695), с. 67.

Биографию подготовил: Уфаркин Николай Васильевич (1955-2011)

Источники

"Морской сборник", 2012, №11

Герасименко Д.Я., и др. Славен героями Северный флот. Мурманск, 1982

Герои войны. - Таллин, 1984

Герои огненных лет. Книга 8. М.: Московский рабочий, 1985

Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. - М.: Воениздат, 1977

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Сидоров И. И. Поколение огненных лет. Ярославль, 1980

Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.