Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Селезнёв Пётр Иванович

Селезнёв Пётр Иванович

15.05.1920 - 19.07.1985

Герой Советского Союза

Даты указов

22.07.1944

Медаль № 4031

Селезнёв Пётр Иванович - штурман эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота, капитан.

Родился 15 мая 1920 года в деревне Мышково Велижского уезда Смоленской губернии (ныне Велижского района Смоленской области). Русский. По окончании Козловской начальной и Городищенской семилетней школ, он в 1936 году поступил на строительное отделение Ленинградского железнодорожного техникума имени Ф.Э. Дзержинского, окончил 2 курса.

С 1938 года - в Красной Армии. Окончил Мелитопольское военное авиационное училище в 1940 году.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года, лейтенант П.И. Селезнев был тогда воздушным стрелком-бомбардиром в 130-м скоростном бомбардировочном авиационном полку на Западном фронте. С августа 1941 воевал в 121-м ближнебомбардировочном авиационном полку на Ленинградском и Волховском фронтах. Затем стал штурманом экипажа. 21 марта 1942 года сбил немецкий истребитель в районе города Любань.

В сентябре 1942 года переведён в ВВС Северного флота, штурман звена 28-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи, затем - штурман эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиаполка ВВС Северного флота. Летал на ближнюю и дальнюю разведку, на бомбёжки и штурмовку, осуществлял барражи над конвоями и сопровождение бомбардировщиков. Был штурманом у капитанов Суворова Р.М. и Вербицкого М.К., ставших Героями Советского Союза.

К июню 1944 года осуществил около 200 боевых вылетов, и участвуя в 11-и воздушных боях, сбил лично 2 и в группе 1 вражеские самолёты. В результате его разведывательных полётов обнаружено 658 кораблей противника. По его разведывательным данным североморской авиацией потоплено 20 транспортов и 35 боевых кораблей охранения противника. Произвёл более двух тысяч квадратных километров маршрутно-площадочной аэрофотосъёмки баз, укреплённых районов и аэродромов противника, пять раз забрасывал наших разведчиков в глубокий тыл врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Селезнёву Петру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

По окончании войны П.И. Селезнёв продолжил службу в Вооружённых Силах СССР. Окончил Высшие офицерские курсы морской авиации в 1947 году, Военно-воздушную академию в 1953 году. Служил начальником отдела издательства Гидрографического управления ВМФ СССР. В 1956 году полковник П.И. Селезнев уволен в запас по сокращению Вооружённых Сил.

жил в городе-герое Москве. Скончался 19 июля 1985 года. Похоронен в городе-герое Москве на Щербинском Центральном кладбище (участок 8).

Награждён орденом Ленина (22.07.1944), двумя орденами Красного Знамени (2.09.1943, 16.03.1944), орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (6.04.1943), медалями.

Бюст П.И. Селезнёва в числе 6-и лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов (малой), открытой 14 августа 1982 года на улице Панина в посёлке Сафоново-1 ЗАТО город Североморск Мурманской области (скульптор Э.И. Китайчук; архитектор В.В. Алексеев).


Рассказ Героя Советского Союза Селезнёва П.И. об одном из разведывательных полётов:

"… Разведка Альтен-фьорда была особо тяжелым и опасным делом. Гитлеровцы берегли его секреты крепко. Несколько самолётов, посланных туда, на аэродром не вернулись. Самолёт-разведчик, которому первому удалось вернуться из Альтен-фьорда, был скоростным бомбардировщиком Пе-3. Пилотировал его капитан Вербицкий - командир экипажа, а штурманом и лётным наблюдателем был я.

Сейчас рассказать, так всё вроде бы просто получилось у нас. Вызвали в штаб, поставили задачу: "Произвести воздушную разведку военно-морской базы Альтен, установить тип и количество базирующихся на ней кораблей противника". Приказ есть приказ. Готовимся к вылету, изучаем карту, силуэты кораблей... а у самих гвоздем сидит в головах вопрос: отчего же никто оттуда не возвращался? Секретное оружие прикрытия или еще что похуже? В общем, до чепухи несусветной договаривались. Потом приступили к разработке маршрута полета и решили посмотреть, кто как туда летать собирался. Прикинули на карте и опешили. Все до одного шли одним примерно маршрутом. Сначала над морем и вдоль норвежского побережья, затем разворот на юг и выход на объект разведки с северного сектора. А на побережье у гитлеровцев была целая сеть наблюдательных постов. Все эти самолеты засекались ими еще над морем, ПВО базы приводилась в готовность, с аэродрома прикрытия взлетали истребители... вот и вся схема. Сегодня, конечно, в уме не укладывается, как можно было раз за разом повторять одну и ту же ошибку, но в начале войны у нас не было боевого опыта и самые простые истины приходилось осваивать кровью.

От северного маршрута мы с Вербицким отказались. Над морем шли на бреющем только до траверза порта Варде, потом набрали высоту, пересекли горную цепь на побережье и за несколько сот километров от Альтен-фьорда углубились в пространство над сушей. Этот манёвр не позволил противнику определить цель нашего полёта, тем более что курс полета мы несколько раз изменяли, запутывая наблюдателей. Гитлеровцы подняли истребители, это мы слышали по радио, но навести их на наш Пе-3 так и не сумели. На Альтен-фьорд мы вышли с юга, откуда никогда еще самолеты-разведчики не появлялись. С кораблей и с суши стали запрашивать огнями, кто мы такие. Я отвечал миганием посадочной фары какую-то абракадабру, лишь бы выиграть секунды. Этих секунд оказалось немного. Противник открыл мощный зенитный огонь, а поднятые с ближайшего аэродрома истребители стали нас атаковать. Но разведка базы была нами уже закончена. Командир увел самолет в облака, там изменил курс полета и вышел в воздушное пространство над морем. Я передал по радио наши данные: обнаружен линкор "Тирпиц", крейсеры "Лютцов" и "Хиппер", восемнадцать других кораблей. При пробеге после посадки у самолета заглохли моторы: кончилось горючее. Его поставили в ремонт, штопать пробоины от пуль и осколков. Это было 27 декабря 1942 года. Почти год мы разведывали второй сектор, пока Елькин не принял его от нас вместе с Альтен-фьордом..."

Александр Ткачёв. Охота на "Тирпица": Документальная повесть. - журнал "Честь имею", 1994, № 9 (1695), с. 67.

Биографию подготовил: Уфаркин Николай Васильевич (1955-2011)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.

Ткачёв А. Охота на "Тирпица": Документ. повесть. ("Честь имею", 1994, №№ 7-10)