Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Кикнадзе Григорий Семёнович

 
Кикнадзе Григорий Семёнович
14.02.1897 - 24.03.1978
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 05.11.1943 Медаль № 109
Орден Ленина № 16227

    Памятники
  Надгробный памятник


Кикнадзе Григорий Семёнович – начальник Закавказской железной дороги.

Родился 14 февраля 1897 года в селении Чхери Шоропанского уезда Кутаисской губернии, ныне Республика грузия в крестьянской семье. Грузин. Окончил сельскую школу в селе Харагули. Когда семье переехала в долину, продолжил учебу в Тифлисском шестиклассном железнодорожном училище. В 9 лет остался без отца. На него, как старшего, выпала тяжёлая доля кормить осиротевшую семью. С помощью дальних родственников удалось окончить железнодорожное училище и сразу поступить на работу.

С 1912 года подросток, а потом и юноша работал на железной дороге: конторщиком, телеграфистом, а позднее дежурным на дальних станциях и небольших разъездах в Закавказье. При наступлении турок на Армению бежал в Тифлис, где был мобилизован в армию. Армейская служба была не долгой, юноша был забракован по зрению. Демобилизовавшись, устроился делопроизводителем в Управление Грузинской железной дороги, а по вечерам упорно учился на общеобразовательных курсах. Позже был ревизором-инструктором, начальником части, инспектором управления дороги. Заочно окончил в Тифлисском политехническом институте, окончить курсы инженеров путей сообщения при Ленинградском институте инженеров путей сообщения.

В ноябре 1933 года Кикнадзе был назначен начальником станции Батум. Новый начальник грамотно организовал учет и контроль передвижения цистерн с топливом, разработал и осуществил систему чёткого учёта выполнения показателей каждой сменой, организовал соревнование между ними. Постоянное внимание уделялось подбору и расстановке кадров в рабочих сменах. Зимой 1934 года в результате внедрения метода Кикнадзе значительно повысилась производительность труда и станция Батум была признана одной из лучших на сети дорог. Сюда стали приезжать делегации с Закавказской, Турксиба и других железных дорог, чтобы перенимать опыт её работы. Опыт его работы пропагандировался в газетах.

Через год новатор был назначен начальником Тифлисского отделения службы эксплуатации. Через три месяца это отделение с последнего места на дороге вышло на первое. В апреле 1936 года Г.С. Кикнадзе был награждён орденом Ленина. Вскоре его назначили начальником грузовой службы магистрали, затем дорожным ревизором по безопасности движения поездов, а в августе 1937 года заместителем начальника дороги.

В апреле 1939 года, после назначения Б.Н. Арутюнова заместителем наркома, Кикнадзе возглавил Закавказскую магистраль и успешно руководил её 15 лет.

С начала Великой Отечественной войны Кикнадзе - Уполномоченный НКПС по Закавказскому фронту и член Военного совета фронта. Годы суровых испытаний были самой яркой страницей работы магистрали. 19 раз присуждались дороге переходящие Красные знамёна ГКО и НКПС.

Особенно трудным был 1942 год, когда гитлеровцы захватили Северный Кавказ до Терека и отрезали дорогу от центра. Наладили доставку нефтепродуктов через Каспийское море в Красноводск и по линии Кизляр-Астрахань с переправой на левый берег Волги и далее до Саратова. Нужно было срочно направлять на уральские заводы чиатурский марганец для повышения прочности танковой брони.

Заботой начальника Закавказской дороги было и южное направление. В 1941 году для предотвращения захвата гитлеровцами иранской нефти в Иран с юга были введены английские войска, с севера - части Красной Армии. Через Закавказскую железную дорогу для контингента советских войск шли военно-снабженческие грузы: продовольствие, фураж, обмундирование и т.д. Кикнадзе осуществлял руководство военно-эксплуатационными отделениями в Тегеране и Тавризе, так как через Иран стали поступать в СССР грузы по лендлизу.

Г.С. Кикнадзе уделял огромное внимание и работе железных дорог Северного Кавказа. В 1942 году он выполнил задание по эвакуации подвижного состава из Крыма, а также с дороги имени К.Е. Ворошилова после занятия Ростова противником. А когда началось освобождение от врага Северного Кавказа и Кубани, Закавказская железная дорога оказала помощь соседям в налаживании движения поездов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Кикнадзе Григорий Семёнович присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Заслуги генерал-директора движения 1-го ранга (соответствовало воинскому званию генерал-полковника) Г.С. Кикнадзе за годы войны были отмечены также двумя орденами Красной Звезды и орденом Кутузова 1-й степени.

После войны оставался на своем посту, продолжая руководить Закавказской магитралью. По его инициативе в послевоенные годы была произведена техническая дорог. На всех важнейших направлениях осуществлялась сплошная электрификация, внедрялась автоблокировка. В горном ущелье построена собственная гидроэлектростанция, что дало государству большие сбережения жидкого и твёрдого топлива. С 1946 года Г.С. Кикнадзе - два срока депутат Верховного Совета СССР. В 1947 году избран депутатом Верховного Совета Грузинской ССР. В 1951 году Г.С. Кикнадзе был награждён третьим орденом Ленина.

Чёрная полоса в жизни Г.С. Кикнадзе началась после смерти И.В. Сталина и в связи с арестом Берия. В августе 1954 года Кикнадзе был освобожден от руководства магистралью. Обвинения почти смехотворны: за эти годы свыкся с недостатками и «обожал подхалимаж». Он был переведен в Минтрансстрой заместителем начальника Главного транспортного управления Принимал активное участие в строительстве новых железных дорог в районах освоения целинных и залежных земель, вторых путей линии Акмолинск-Карталы. Внёс большой вклад в дело внедрения на новостройках тепловозной тяги, участвовал в открытии линии Тайшет-Лена и подготовке строительства линии Абакан-Тайшет.

Только в 1970 году, в возрасте 73 лет, по собственной инициативе ушёл на заслуженный отдых. Скончался 24 марта 1978 года. Похоронен на Сабурталинском кладбище в Тбилиси.

Награждён 3 орденами Ленина (4.04.1936; 5.11.1943; 8.07.1951), орденами Кутузова 1-й степени (29.07.1945), Трудового Красного Знамени (23.11.1939), 2 орденами Красной Звезды (21.07.1942; 3.12.1944), медалями.

 

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003
 Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
Подводная археология   Т