Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Гареев Муса Гайсинович

 
Гареев Муса Гайсинович
09.07.1922 - 17.09.1987
Дважды Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 23.02.1945 Медаль № 6227
Орден Ленина № 30780
2. 19.04.1945 Медаль № 41

    Памятники
  Бронзовый бюст в Уфе
  Бронзовый бюст в Уфе (фрагмент)
  Надгробный памятник
  Надгробный памятник (общий вид)
  Мемориальная доска в Уфе
  Мемориальная доска в Уфе (на здании ДОСААФ)
  Бюст в селе Верхнеяркеево
  Памятный знак в деревне Илякшиде


Гареев Муса Гайсинович – командир авиаэскадрильи 76-го гвардейского штурмового авиационного полка (1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии капитан;
командир авиаэскадрильи 76-го гвардейского штурмового авиационного полка (1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии майор.

Родился 9 июля 1922 года* в деревне Илякшиде Илишевской волости Бирского уезда Башкирской АССР (ныне Илишевского района Башкортостана). Башкир. С 1929 года жил в деревне Ташчишма (ныне Илишевского района Башкортостана). В 1934 году окончил 4 класса школы в родной деревне, в 1937 году – 7 классов школы в селе Бишкураево (ныне Илишевского района), в 1940 году – 2 курса Уфимского железнодорожного техникума и Уфимский аэроклуб.

В армии с декабря 1940 года. В июне 1942 года окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. В июне – сентябре 1942 – лётчик 10-го запасного авиационного полка (город Каменка Пензенской области).

Участник Великой Отечественной войны: в сентябре – декабре 1942 – лётчик 944-го штурмового авиационного полка, в декабре 1942 – январе 1943 – лётчик 505-го штурмового авиационного полка, в январе – апреле 1943 – лётчик 504-го (с марта 1943 – 74-го гвардейского) штурмового авиационного полка, с апреля 1943 – командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи, командир авиаэскадрильи и штурман 76-го гвардейского штурмового авиационного полка.

Воевал на Сталинградском (сентябрь 1942 – январь 1943), Южном (январь – октябрь 1943), 4-м Украинском (октябрь 1943 – май 1944) и 3-м Белорусском (июнь 1944 – май 1945) фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, Ростовской, Миусской, Донбасской, Мелитопольской, Никопольско-Криворожской, Крымской, Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской, Мемельской, Восточно-Прусской, Кёнигсбергской и Земландской операциях.

1 августа 1943 года в воздушном бою с тремя вражескими истребителями ФВ-190 его Ил-2 был подбит и загорелся. Лётчик сумел перелететь линию фронта и совершил вынужденную посадку с убранным шасси в 800 метрах от передовой.

На боевые задания летал с воздушным стрелком-радистом, полным кавалером ордена Славы гвардии старшиной Александром Ивановичем Кирьяновым.

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии майору Гарееву Мусе Гайсиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»**.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года гвардии майор Гареев Муса Гайсинович награждён второй медалью «Золотая Звезда»***.

За время войны совершил 250 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения бомбо-штурмовых ударов по живой силе и технике противника, провёл более 30 воздушных боёв, в которых сбил 2 самолёта противника.

После войны до июня 1946 года продолжал службу в ВВС штурманом 76-го гвардейского штурмового авиационного полка (в Белорусском военном округе; город Лида Гродненской области, Беларусь). Летал на самолёте Ил-2. Летом 1946 года по состоянию здоровья был переведён в военно-транспортную авиацию.

В сентябре 1946 – октябре 1948 – заместитель командира авиаэскадрильи 1-го транспортного авиационного полка 2-й авиационной дивизии особого назначения (город Москва). Участвовал в перевозке руководства страны и высшего командного состава армии на самолётах Ли-2 и Ил-12.

В ноябре 1951 года окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. С декабря 1951 – заместитель командира полка по лётной подготовке, а в мае 1955 – ноябре 1957 – командир 600-го транспортного авиационного полка (город Люберцы Московской области). Участвовал в перевозке важных грузов в интересах «атомного проекта» и армии на самолёте Ил-12.

В сентябре 1959 года окончил Военную академию Генерального штаба. С сентября 1959 – заместитель командира 2-й авиационной дивизии особого назначения (город Москва), в апреле 1960 – мае 1964 – заместитель командира 10-й отдельной авиационной бригады особого назначения по лётной подготовке (город Щёлково Московской области). Осуществлял перевозку высшего командного состава армии на самолётах Ил-14 и Ил-18 по всей стране, выполнял рейсы во все страны Варшавского Договора, а также в Китай, Югославию, Алжир, Афганистан, Бирму и Индонезию. С мая 1964 года полковник М.Г. Гареев – в отставке.

В октябре 1965 – январе 1977 – председатель Башкирского республиканского комитета ДОСААФ.

Депутат Верховного Совета СССР 2–4-го созывов (в 1946–1958 годах) и Верховного Совета Башкирской АССР 7–9-го созывов (в 1967–1980 годах).

Жил в городе Уфа (Башкортостан). Умер 17 сентября 1987 года. Похоронен в Уфе в Парке Победы.

Военный лётчик 1-го класса. Награждён орденом Ленина (23.02.1945), 3 орденами Красного Знамени (20.08.1943; 23.02.1944; 02.11.1944), орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени (02.03.1945), Александра Невского (14.07.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (02.04.1945; 11.03.1985), орденом Трудового Красного Знамени (31.08.1971), 3 орденами Красной Звезды (24.07.1943; 22.02.1955; 30.12.1956), медалями «За отвагу» (30.04.1943), «За боевые заслуги» (17.05.1951), другими медалями.

Почётный гражданин городов Уфа (июль 1987) и Лида (Гродненская область, Беларусь; 1982).

Бронзовый бюст М.Г. Гареева был установлен в деревне Илякшиде (в 1967 году перенесён в Уфу). Его именем названы улицы в городах Уфа, Ишимбай, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Сибай, Стерлитамак и Учалы (все – в Башкортостане). В Уфе на домах, в которых он жил и работал, установлены мемориальные доски. Имя М.Г. Гареева присвоено средней общеобразовательной школе в селе Бишкураево (Илишевский район Башкортостана), Уфимской общеобразовательной школе-интернату с первоначальной лётной подготовкой и Центральному аэроклубу Республики Башкортостан.

В селе Верхнеяркеево (Илишевский район Башкортостана) создан Музей Мусы Гареева и установлен его бюст, а в деревне Таш-Чишма (Шаранский район Башкортостана) открыт филиал Музея. В деревне Илякшиде (Илишевский район Башкортостана) установлен памятный знак. С 1988 года имя Героя носит пассажирский речной теплоход «Муса Гареев» (порт приписки – Уфа).

Примечания:
1) Дата рождения уточнена на основании анкеты и автобиографии, собственноручно заполненных М.Г. Гареевым. В ряде документов фигурирует ошибочная дата рождения – 9 июня 1922 года;
2) Награждён за выполнение 164 боевых вылетов (на 23 февраля 1945 года);
3) Награждён за выполнение 207 боевых вылетов (на 19 апреля 1945 года).

Воинские звания:
сержант (06.1942)
младший лейтенант (19.02.1943)
лейтенант (10.09.1943)
старший лейтенант (24.02.1944)
капитан (31.07.1944)
майор (27.01.1945)
подполковник (07.01.1950)
полковник (29.03.1956)

Сочинения
Штурмовики идут на цель. М.: Изд-во ДОСААФ, 1972;
Штурмовики идут на цель. 2-е издание. Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1973;
Штурмовики идут на цель. 3-е издание. Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1977;
Сегодня – подросток, завтра – воин. Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1979;
Ветераны остаются в строю. М.: Изд-во ДОСААФ, 1980;
Штурмовики идут на цель (на башкирском языке). Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1981;
Штурмовики идут на цель. 4-е издание. Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1984;
Штурмовики идут на цель. 5-е издание. Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1990;
Живу и помню. Уфа: Китап, 1997;
Штурмовики идут на цель. 6-е издание. Уфа: Китап, 2010.

Из наградного листа на гвардии капитана М.Г. Гареева от 28 августа 1944 года:

«... Боевую работу на «Ильюшине» тов. Гареев начал в 1942 г. над пылавшим Сталинградом... Несмотря на то, что над Сталинградом было ещё преимущество самолётов в воздухе противника, огромнейшее количество зенитной артиллерии, тов. Гареев летал, выполнял отлично боевые задания.

Всего за защиту города Сталинграда он произвёл 11 успешных боевых вылетов на «Ильюшине». Это была добрая Сталинградская закалка, высшая школа доблести и геройства...

Придонские степи и в особенности Миус-фронт были следующей ступенью воинской доблести и героизма, мастерства и воспитания для тов. Гареева... Здесь он уже с успехом летал на боевые задания ведущим пары и звена. Летал он в крупных группах – до 100 самолётов, работал в качестве «фотографа», в одиночку вися над группой, обрабатывал и передний край, взламывая прочные оборонительные укрепления немцев, жёг танки и уничтожал живую силу.

... мощные бомбардировочные и штурмовые удары тов. Гареева стали грозой для танков противника. Как никто другой, он отличался своим мастерством и отвагой, желанием отстаивать свою Родину в дни, когда была разгромлена немецкая танковая дивизия «Мёртвая голова». Она была наголову разбита ещё до вступления её в бой. На штурмовку этой танковой группировки тов. Гареев произвёл 7 боевых вылетов. Пятьдесят восемь танков было уничтожено в результате умелой и совместной работы групп наших штурмовиков. Только один тов. Гареев из этого числа уничтожил четыре танка...

В борьбе по освобождению Донбасса тов. Гареев стал лейтенантом. К тому времени, когда началась операция по очищению Донбасса от немцев, он владел изрядным боевым опытом... Он не знал усталости, летал по три и четыре раза в день на штурмовку вражеских отступающих колонн, уничтожал с бреющего полёта живую силу и технику противника. В один из боевых дней Гареев шестёркой ИЛов уничтожил на вражеском аэродроме до 15 немецких самолётов. На самые сложные боевые задачи всегда посылался тов. Гареев. Он исключительно умело наносил штурмовые удары по вражеским аэродромам.

Под г. Никополем он стал охотником, летал в паре, выискивал танки и автомашины противника и уничтожал их. С каждым днём заметно рос его опыт, расширялся круг боевой работы, вырастало чувство ответственности. Здесь он стал водить группы. Замещал уже командира эскадрильи.

Освобождая Крым и город Севастополь, он стал старшим лейтенантом и первым вывел свой самолёт за Сиваш. В Крыму он проработал много и напряжённо. Последние «севастопольские» вылеты были особенно трудные и напряжённые. Такого зенитного огня он, да и каждый лётчик, не видел со времени своих первых налётов на Сталинград... Штурмовка при таких условиях была трудной и чрезвычайно сложной, опасной задачей. Несмотря на эту трудность, тов. Гареев здесь провёл до трёх десятков штурмовок по вражеским целям...

Освобождение Белоруссии и Литвы он начал в звании капитана и командиром эскадрильи. Каждый полет группы тов. Гареева немцы чувствовали как грозную силу советского оружия. Он всегда действует смело и решительно, умело и внезапно. Бомбит и штурмует противника, делая всегда не меньше шести заходов над целью. Всегда в любой обстановке выходит победителем... В настоящее время лётчики эскадрильи тов. Гареева под его командованием наносят мощные удары немецким захватчикам у Восточной Пруссии...

За героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими оккупантами, за успешно произведённые 164 боевых вылета на самолёте Ил-2, в результате которых нанесён большой урон противнику в живой силе и технике, гвардии капитан тов. Гареев достоин представления к высшей правительственной награде, к присвоению звания Героя Советского Союза».

Из наградного листа на гвардии майора М.Г. Гареева от 13 марта 1945 года:

«... В небесах Восточной Пруссии тов. Гареев сражается в звании майора. Здесь он с ещё большей ненавистью и умением громит немецкие полчища. При плохих метеорологических условиях он успешно водит в бой свою эскадрилью и задачи выполняет точно, сокрушая технику и живую силу врага. Его эскадрилья является одной из первых в полку во всей боевой работе...

Пять раз приходилось вести воздушный бой с превосходящим числом истребителей противника типа ФВ-190. Всегда в этих случаях гвардии майор тов. Гареев сразу принимал правильные решения. Врезаясь в строй истребителей противника, расстраивал их боевые порядки, заставлял их оставлять поле боя. Благодаря умелой организации боя ни разу не имел потери ведомых экипажей.

Гвардии майор тов. Гареев обладает исключительно твёрдой силой воли. Если он не может выполнять задачу с заданной высоты, то снижается до высоты бреющего полёта и штурмовыми действиями уничтожает противника. Так неоднократно действовал по уничтожению отступающего противника в Восточной Пруссии. Над полем боя действует с исключительной меткостью. Сброшенная им каждая бомба, пущенный каждый снаряд и пуля попадают точно в цель...

27.10.1944 ведущим группы произвёл бомбардировочно-штурмовой удар по танкам противника в районе Лабегаллен, где пятью заходами уничтожил 2 танка и подбил один бронетранспортёр.

15.01.1945 ведущим группы произвёл вылет с задачей на сопровождение нашей наступающей пехоты в районе Тутшен, где, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии, разбил 2 орудия полевой артиллерии и вызвал 3 очага пожара.

20.01.1945 гвардии майору тов. Гарееву была поставлена задача: сопровождать наши танки в направлении на Инстербург. Район действий прикрывался зенитной артиллерией, одновременно патрулировали истребители противника. Несмотря на это тов. Гареев разрушил прочный узел сопротивления в хуторе Варкенен, где уничтожил 4 артиллерийских орудия и 2 бронетранспортёра.

05.02.1945 ведущим группы произвёл удар по уничтожению танков в районе Кройцбург, где лично уничтожил один танк и одно самоходное орудие. После работы группы населённый пункт, над которым работала группа, был занят нашими частями.

21.02.1945 ведущим группы произвёл удар по уничтожению артиллерии противника в сильно укреплённом пункте Раушбах, где лично уничтожил 2 самоходных орудия и вызвал 3 очага пожара.

Тяжёлый и трудный путь от Сталинграда до подступов к Кёнигсбергу прошёл гвардии майор тов. Гареев. Этот путь овеян славой и направлен героическими подвигами личной его боевой работы. Его мастерство штурмовых ударов знали защитники Сталинграда, освободители Донбасса и Крыма. Теперь видят и знают освободители Белоруссии и Литвы и с увлечением следят за работой тов. Гареева над полем боя в небе Восточной Пруссии...

С исключительной, безмерной преданностью социалистической Родине он на протяжении всей Отечественной войны громит немецко-фашистских разбойников, умножая славу Сталинской авиации и увеличивая великие подвиги наших лётчиков...

За героизм, мужество и отвагу, проявленные при выполнении 207 успешных боевых вылетов на самолёте Ил-2, в результате которых нанесён большой урон противнику в живой силе и технике, Герой Советского Союза майор тов. Гареев достоин представления к награждению второй медалью «Золотая Звезда»».

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Башкортостан: Краткая энциклопедия. - Уфа, 1996.
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.
 Дриго С.В. За подвигом - подвиг. Калининградское кн.изд.,1984.
 Личное дело
 Люди бессмертного подвига. Книга 1. М., 1975
 Паль Р. Есть у неба земля. Уфа, 1975
 Подвиги Героев Советского Союза. М., 1981
 Симонов А.А., Бодрихин Н.Г. Боевые лётчики – дважды и трижды Герои Советского Союза. – М., 2017.
 Славные сыны Башкирии. Книга 1. Уфа, 1965
 Учётно-послужная карта