Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Кутепов Николай Петрович

Кутепов Николай Петрович

19.11.1882 - 19.10.1951

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 106

Орден Ленина № 16216

Кутепов Николай Петрович – начальник поездной бригады паровозный машинист колонна паровозов № 10 особого резерва Народного комиссариата путей сообщения. (в Указе – паровозный машинист депо Харьков Южной железной дороги, по довоенному месту работы).

Родился 19 ноября 1882 года в посёлке Близнецы ныне Близнюковского района Харьковской области. Русский. В 1898 году начал трудовую деятельность рабочим паровозного депо Славянск. С 1901 года он уже слесарь по ремонту паровозов, а с 1902 года — помощник машиниста паровоза 2-го класса.

С 1904 по 1908 год служил в армии, в Закавказье в железнодорожных войсках. В 1905-1906 годах обучался на курсах машинистов Закавказской железной дороги, а в 1906-1908 годах (во время службы в армии) был машинистом 2-го участка службы тяги станции Елисаветполь. В 1909 году Кутепов прибыл в Харьков, работал истопником в паровозном депо и только в 1911 году стал помощником машиниста. Во время 1-й мировой войны работал машинистом в депо Погодино и Орша Александровской железной дороги в Белоруссии, а также в депо Вязьма под Смоленском.

С конца 1917 года постоянно трудился в депо «Октябрь» в Харькове. В 1928 году стал машинистом 1-го разряда. Работая по-кривоносовски, механики этого локомотива Кутепова в октябре 1938 года сэкономили более 50 тонн угля. Бригада работала безаварийно — и в течение длительного времени паровоз не имел ни одного случая межпоездного ремонта. За успешную работу Кутепов был награждён именными часами.

Как только началась Великая Отечественная война, Кутепов пересел на паровоз ФД и стал водить воинские поезда к фронту, а эвакогрузы транспортировать в тыл. Использование тяжёлых паровозов в прифронтовой полосе было небезопасно, так как разбиваемый снарядами и бомбами путь восстанавливали по ускоренной схеме, и Кутепов увел сплотку тяжелых паровозов в Казань. Старый машинист, которому было уже шестьдесят, прибыл на станцию Ожерелье, где формировалась колонна паровозов особого резерва НКПС № 10, и возглавил поездную бригаду.

Для обеспечения всем необходимым защитников Сталинграда 10-я паровозная колонна была поднята по тревоге и повезла воинские грузы к Иловле. Когда гитлеровцы перерезали путь от Иловли к Котлубани, пришлось возить грузы по рокаде вдоль левого берега Волги.

Героизмом и мужеством выделялся в колонне Н. П. Кутепов. Машинист с дореволюционным стажем, он любил свой паровоз Эу 677-49 и содержал его в образцовой чистоте. Н. П. Кутепов отличался аккуратностью в работе, абсолютным спокойствием и бесстрашием, умением сохранять самообладание в самых сложных и тяжёлых условиях. Эти черты его характера особенно проявились в период Сталинградской битвы.

В жаркий день 2 августа 1942 года Николай Петрович принял на станции Эльтон состав с бензином, прибывший из Астрахани и должен был отправиться затемно дальше. В сумерках на станцию Эльтон налетели бомбардировщики, кроме состава Кутепова там находились эшелоны с людьми и боеприпасами. В случае попадания бомб в вагоны с боекомплектом пожар мог охватить и цистерны. Дорога была каждая минута. В этой чрезвычайной обстановке Кутепов проехал закрытый семафор, послав главного кондуктора на перегон, чтобы предотвратить столкновение со встречным поездом, если такой будет двигаться от Сталинграда. Наливной состав Кутепова был обстрелян из пулемётов, из отверстий цистерн вытекал бензин, но помощник и другие члены поездной бригады забивали в пробоины деревянные пробки. Выведя эшелон с бензином на перегон, в безопасное место, Н. П. Кутепов тем самым спас ценный груз, да и станцию. Только умение ориентироваться в сложной обстановке и быстрая реакция помогли избежать беды.

На счету Кутепова было много подвигов по спасению эшелонов с боеприпасами, людьми, техникой и особенно санитарных поездов. И во всех этих случаях он не думал о своей жизни, а только о том, как спасти доверенный ему поезд.

В феврале 1943 года Гитлер распорядился во что бы то ни стало уничтожить вагоны с пленёнными гитлеровскими генералами и фельдмаршалом. Поэтому операция по их вывозу в тыл держалась в строгом секрете. Паровоз Эу 677-49, ведомый Кутеповым, как бы поставил символическую точку в Сталинградской битве. Он во время движения этого поезда находился со своей сменой в турной теплушке при паровозе, готовый в любой момент заменить напарника. Были приняты и другие меры предосторожности, и этот секретный рейс прошёл благополучно.

После Сталинграда Кутепову довелось возить освободившиеся войска с Донского фронта в район Курска. Не один подвиг совершил ветеран и в период Курской битвы, за что неоднократно отмечался военным и железнодорожным командованием.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Кутепову Николаю Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

В 1943 году, после освобождения Харькова, его откомандировали на Южную дорогу. Вложил немало сил и труда в возрождение депо «Октябрь» и Малой Южной железной дороги, на которой и трудился до последнего дня своей жизни, передавая свой богатый опыт молодым железнодорожникам Харькова. В 1944 года был инженером-консультантом Дома техники при управлении Южной железной дороги.

Более 50 лет проработал на железнодорожном транспорте. За время работы машинистом наездил два с половиной миллиона километров, перевёз огромное количество грузов и пять миллионов пассажиров. Только во время войны доставил на линию огня около миллиона тонн вооружений и боеприпасов, горючего и продовольствия, целые армии военнослужащих.

Жил в городе Харькове. Скончался 19 октября 1951 года.

Награжден орденом Ленина, медалями; знаком «Почетный железнодорожник».

В Харькове, в депо «Октябрь» на пьедестале установлен паровоз-памятник Эу 677-49, на котором в военные годы работал Герой.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т