Герой Социалистического Труда
Армия: Железнодорожные войска
Ситников Иван Иванович

Ситников Иван Иванович

25.02.1895 - 27.03.1974

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 114

Орден Ленина № 16229

Ситников Иван Иванович - бригадир путевой колонны головного ремонтного поезда №31 (Горем-31) Управления военно-восстановительных работ №12.

Родился 25 февраля 1895 года в селе Ново-Павловка Таганрогского уезда, ныне Кашарского района Ростовской области в семье крестьянина. Русский. В 1903 году отец поджег барскую усадьбу, и семья вынуждена была покинуть родные места. Через два года Ситниковы добрались до Дальнего Востока и осели в селе Ключики ныне Серышевского района Амурской области. Здесь Иван ходил два года в школу, дальше учиться не дал отец. Вместе с братьями работал в поле, батрачил, пас скот. Вскоре перебрались под Оренбург.

В 1914 году был мобилизован в армию, участвовал в боях в первую мировую войну. После революции вступил в Красную гвардию. Переехал в село Ключки, куда в 1918 году вренулись родители в красноармейской форме. В столкновениях с кулаками был тяжело ранен, изрублен шашками. Чудом выжил, выздоровев, с братьями уехал в тайгу на лесозаготовки, пилил лес, колол дрова, грузил в вагоны. Затем устроился путевым рабочим. Когда пришли японские интервенты, ушел в партизаны. После окончания боев вновь стал работать на железной дороге.

Трудился путевым рабочим, стрелочником, потом и бригадиром на небольшой станции Юхта в Приамурье. В 1929 году ездил на стройку Турксиба, но вскоре больной малярией вернулся назад. На станции Михайло-Чесноковская Забайкальской железной дороги работал сперва стрелочником, затем составителем поездов и дежурным по путям. Трудился на совесть, получая премии от профсоюза, от начальника дистанции, а от наркома ему вручили именные серебряные часы.

С первых дней Великой Отечественной войны Ситников рвался на фронт, но призыву не подлежал. Добился зачисления в Горем-31 (головной ремонтный поезд), с которым отправился на Северный Кавказ. Здесь поезд был включен в Управление военно-восстановительных работ №12 (УВВР-12). Прифронтовая полоса фактически ничем не отличалась от переднего края. Под вражескими бомбами и огнем противника железнодорожники восстанавливали пути, взорваные мосты.

Осенью 1942 года по заданию Государственного Комитета Обороны строил 120-километровый путь от Гагры до Сухуми (до этой станции ходили поезда Закавказской магистрали). Горем-31 работал днём и ночью, и боевое задание было выполнено на пять дней раньше срока. Однажды Ситникову с бойцами пришлось разбирать завалы взорванного туннеля, куда перед этим гитлеровцы загнали состав с нашими военнопленными.

В октябре 1943 года командованием Северо-Кавказского фронта Ситников был награжден орденом Красной Звезды. Представление ушло и на присвоение звания Героя Социалистического Труда. В документе говорилось, что Иван Иванович Ситников, являясь командиром отделения, на восстановлении железнодорожного пути показал образцовое отношение к работе. Задания командования выполнялись досрочно. Производительность труда по отделению была 300% и более. Работая на заминированном участке Крымская - Варенниковская, при разрыве мины был ранен, но трудовой пост не оставил, пока не покинули его силы. В госпитале узнал о присвоении высокого звания.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Ситникову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина (№16229) и Золотой медали «Серп и Молот» (№114). 17 декабря в Кремле ему вручили награды родины.

В 1944 году ему было присвоено звание техника-лейтенанта. В марте 1945 года Ситников был списан по состоянию здоровья и вернулся на Дальний Восток. Тяжёлая контузия, травма поясницы, осколки мины в теле давали право на заслуженны отдых. Здоровье не позволяло вернуться на транспорт, и он начал работать в сплавной конторе. Летом - матросом, зимой - кочегаром. Никто не слышал от него даже намёка на былые заслуги и высокие награды.

Военкоматы получили распоряжение вести учёт Героев Советского Союза, но о фронтовиках, удостоенных звания Героя Социалистического Труда, никаких указаний не было. Свободненский военкомат знал, что он был на фронте, медаль «За победу над Германией» вручил.

Жил в городе Свободный Амурской области. Скончался 27 марта 1974 года, дали знать о себе осколки фашисткой мины.

Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, медалями.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т