Герой Социалистического Труда
Армия: Железнодорожные войска
Бизюков Иван Егорович

Бизюков Иван Егорович

22.08.1919 - 07.12.1999

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 119

Орден Ленина № 16250

Бизюков Иван Егорович - командир отделения минно-подрывного взвода 82-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона 17-й железнодорожной бригады, сержант.

Родился 22 августа 1919 года в деревне Лахи Рославльского уезда Смоленской губернии, ныне - Рославльского района Смоленской области, в семье железнодорожника. Русский. В 1937 году, продолжая семейную традицию, пошел работать на железную дорогу стрелочником.

В 1939 году был призван в Красную Армию и направлен в железнодорожные войска. Служил в 82-м отдельном железнодорожном батальоне, расквартированном на Западной Украине.

С первых дней Великой Отечественной войны командир отделения сержант Бизюков - на фронте. Первый бой принял в Тернополе, где активизировались националисты. Потом были Киев и Полтава, Харьков, Воронеж и Елец. Основной специальностью сержанта на войне стало саперное дело. Отступая, 82-й железнодорожный батальон выполнял заградительные работы, и саперы Бизкжова на всём пути от Прикарпатья до Воронежа и Ельца взрывал мосты, пути и другие железнодорожные объекты.

Когда наши войска перешли в наступление, саперы отделения сержанта Бизюкова шли впереди железнодорожной части, очищая от мин насыпи, станции, опоры мостов и другие сооружения. Сложность работы воинов-железнодорожников заключалась в том, что нельзя было пользоваться обычными миноискателями, так как они реагируют на металл, а на мостах и на путях он всюду. Пользовались только щупами и другими приспособлениями. Сержант Бизюков считался одним из лучших саперов части, на его счету были сотни обезвреженных. Особенно сложным было разминирование под артиллерийским или миномётным обстрелом врага. И каждый раз сержант показывал подчинённым пример солдатского мужества, отваги, трудолюбия и мастерства.

Так осенью 1942 года отделению Бизюкова было приказано срочно разминировать перегон. Железнодорожное полотно, откосы, полоса отвода, трубы для пропуска вод — всё было напичкано минами. Пожухлая высокая трава, консервные банки, оборванные провода, проволока и груды других предметов затрудняли воинам поиск и обезвреживание заминированных мест. Лёгкое прикосновение — и неминуем взрыв. На этом перегоне обезвредили более 290 мин. Выручали интуиция, опыт, изучение хитростей врага и осторожность, помноженная на бдительность.

С февраля 1943 года линии Елец - Верховье и Елец - Касторная приобрели стратегическое значение. По ним, когда развернулась подготовка Курской битве, сотни эшелонов перевозили от Волги к Орлу и Курску войска генерала К. К. Рокоссовского. Сапёры Бизюкова обезвреживали вражеские мины, в том числе и замедленного действия, только после их работы можно было приступать к восстановлению мостовых переходов, пути и организовывать движение поездов. Боевой путь привёл Бизюкова на Верховье и в Орёл, где он со своим отделением разминировал территорию Орловского узла. Отступая, фашисты старались привести железнодорожные линии в такое состояние, чтобы их невозможно было восстановить. На станции Орёл они взорвали буквально каждый рельс, каждое станционное здание и сооружение. Затем были Брянск и Гомель. Командованием Брянского фронта сержант Бизюков был представлен к боевой награде.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени сержанту Бизюкову Ивану Егоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

21 декабря 1943 года заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР А. М. Кирхенштейн в Кремле вручил ему орден Ленина и медаль «Серп и Молот».

Из Москвы вернулся в Гомель, продолжал разминировать Белорусскую железную дорогу и везде оставлял «визитную карточку»: «Проверено. Мин нет. Сержант Бизюков». В 1943 году его принят в члены ВКП(б)/КПСС.

В апреле 1944 года Бизюков был направлен на учёбу в Ярославль, где тогда находилось Ленинградское ордена Ленина Краснознамённое училище военных сообщений имени М. В. Фрунзе. Здесь было создано отделение героев во главе со старшиной Гаркавенко. Окончив учебу, вернулся в свою часть офицером. Войну закончил в столице Латвии городе Риге. Весной 1946 года был демобилизован.

Переехал в Брянскую область к жене. Получил назначение на станцию Орджоникидзеград в Брянской области, где и работал дежурным по станции. В 1950 году закончил Московскую дортехшколу и был направлен в Брянск начальником станции. В 1954 году переведен на станцию Белые Берега между Брянском и Карачевом; затем была Волоста-Пятница у город Вязьма Смоленской области. В 1962 году Иван Егорович снова вернулся в Брянск, где работал на заводе «Литий» диспетчером.

В 1979 году стал персональным пенсионером союзного значения. Жил в городе Брянске. Умер 7 декабря 1999 года. Похоронен на Ковшовском кладбище Брянска.

Награждён орденами Ленина (05.11.1943), Отечественной войны 1-й степени, медалями.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Золотые звезды железнодорожных войск. Ленинград, 1985

Подводная археология   Т