Баренбойм Исаак Юлисович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 164
Орден Ленина № 16290
Баренбойм Исаак Юлисович - командир мостовосстановительного
отряда № 3 Управления военно-восстановительных работ № 3
Воронежского фронта, инженер-майор.
Родился 8 (21) октября 1910 года в
городе Вознесенске Херсонской губернии, ныне Николаевской
области Украины. Из семьи служащего. Еврей.
С 1926 года учился в
Одесском судостроительном училище, затем - Одесском
строительном институте по специальности "строительство дорог
и мостов". После окончания института с 1930 года работал в
Донбассе, начальник службы пути Донецких городских железных
дорог. В начале 1930-х годов один год служил в инженерных
войсках РККА. Затем переехал в Киев и работал в Киевском
тресте гидротехнических работ инженером-проектантом,
начальником строительства набережной 9 января.
В 1938 году
назначен начальником строительства уникального сооружения -
подводного туннеля через Днепр. Строительство было
прервано в начале Великой Отечественной войны, все сооружения
были взорваны, а готовый участок туннеля - затоплен.
В Красной Армии - с 27 июля 1941 года. Из
работников строительства был сформирован мостовосстановительный отряд № 2
Народного комиссариата путей сообщения, начальником которого
был назначен военинженер 2 ранга И.Ю. Баренбойм. Отряд действовал в интересах
Юго-Западного фронта.
В январе 1942 года было
сформировано Управление военно-восстановительных и
заградительных работ № 3 (УВВР-3), которое отвечало за все
работы по строительству и восстановлению железнодорожных
магистралей в полосе Южного и Юго-Западного фронтов.
Мостоотряд № 2 был включен в него в полном составе. В 1942 году мостоотряд в кратчайшие сроки
восстановил разбомбленный мост через реку Оскол, затем -
паромную железнодорожную переправу в Астрахани.
В ходе
зимнего наступления советских войск в январе 1943 году
мостоотряду было поручено выполнение приказа Государственного
Комитета обороны о восстановлении железнодорожного моста
через Дон у хутора Ложки. Мост был восстановлен в
двухмесячный срок, но в первый же день подвергся
массированному налету вражеской авиации, в результате прямых
попаданий рухнули два пролета протяженностью свыше 300
метров, погибло более 90 бойцов. Баренбойм возглавил работы
по восстановлению моста и в 16 дней он был вновь
восстановлен. Вскоре руководил восстановлением разрушенного железнодорожного моста через реку Северский Донец у города Белая Калитва. В ходе Курской битвы во главе мостоотряда
работал над восстановлением магистрали Белгород - Харьков, в
том числе взорванного моста через реку Лопать. В сентябре
1943 года мостоотряд № 2 в считанные дни восстановил мост
через реку Ворксла у Полтавы.
За особые
заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного
хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении
железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного
времени, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года инженер-майору Исааку Юлисовичу
Баренбойму присвоено звание Героя Социалистического Труда
с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и
Молот".
В разгар битвы за Днепр в начале ноября 1943
года УВВР-3 генерала П.А. Кабанова получил приказ соорудить в
20-дневный срок железнодорожный мост через Днепр для
обеспечения войск Воронежского фронта. Начальником самого
сложного участка строительства был назначен Баренбойм. Мост
был построен за 14 суток. Затем мостоотряд № 2 участвовал в
сооружении высоководного Дарницкого и Подольского
железнодорожных мостов через Днепр. В составе УВВР-3
командир мостоотряда № 2 Баренбойм воевал до конца
войны.
Сразу после Победы полковник И.Ю. Баренбойм был
демобилизован и вернулся вместе с мостоотрядом в Киев,
зачислен в Наркомат путей сообщения СССР. Ему было присвоено
специальное персональное звание "генерал-директор пути и
строительства II ранга" в 1945 году. В 1946 году назначен
управляющим строительством Дарницкого железнодорожного моста
в Киеве. Там им был впервые применен метод "слепых"
гидронамывочных работ.
С 1950 года до конца жизни
работал управляющим "Мостотрестом-1" в Киеве. Превратил эту
организацию в крупнейшую мостостроительную организацию СССР.
Им была создана школа украинских мостостроителей, получившая
не только общесоюзное, но и мировое признание. Руководил
строительством уникального цельносварного моста имени академика
Е.О. Патона в Киеве, строительством ещё трёх железнодорожных и
одного метромоста через Днепр. Всего "Мостотрест-1" под
руководством Баренбойма соорудил около 3 тысяч искусственных
сооружений (железнодорожные и автомобильные мосты,
путепроводы, подземные переходы, транспортные многоуровневые
развязки и т.д.).
Жил в городе-герое Киеве.
Скоропостижно скончался 27 августа 1984 года (закупорка
сосуда из-за оторвавшегося тромба). Похоронен на Байковом
кладбище Киева.
Награждён 2 орденами Ленина (5.11.1943, 29.07.1945),
орденами Октябрьской Революции (7.05.1971), Красного Знамени (29.04.1943), Отечественной войны 1-й степени (13.09.1943), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (30.08.1944, 21.02.1987*), орденами Трудового Красного Знамени (9.08.1958), Дружбы народов (10.05.1977), Красной Звезды (13.04.1943), медалями, знаком "Почетному
железнодорожнику".
Лауреат Сталинской премии 1 степени (1948). Лауреат премии Совета Министров СССР (1966). Кандидат технических наук (1965). Заслуженный строитель Украинской ССР
(1963).
Именем Героя названа улица в Киеве.
* Награждение этим орденом было произведено несмотря на то, что к тому времени И.Ю. Баренбойма более двух лет не было в живых.
Биографию подготовил:
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
Документы на сайте «Подвиг народа»