Герой Социалистического Труда
Армия: Железнодорожные войска
Баренбойм Исаак Юлисович

Баренбойм Исаак Юлисович

21.10.1910 - 27.08.1984

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 164

Орден Ленина № 16290

Баренбойм Исаак Юлисович - командир мостовосстановительного отряда № 3 Управления военно-восстановительных работ № 3 Воронежского фронта, инженер-майор.

Родился 8 (21) октября 1910 года в городе Вознесенске Херсонской губернии, ныне Николаевской области Украины. Из семьи служащего. Еврей.

С 1926 года учился в Одесском судостроительном училище, затем - Одесском строительном институте по специальности "строительство дорог и мостов". После окончания института с 1930 года работал в Донбассе, начальник службы пути Донецких городских железных дорог. В начале 1930-х годов один год служил в инженерных войсках РККА. Затем переехал в Киев и работал в Киевском тресте гидротехнических работ инженером-проектантом, начальником строительства набережной 9 января.

В 1938 году назначен начальником строительства уникального сооружения - подводного туннеля через Днепр. Строительство было прервано в начале Великой Отечественной войны, все сооружения были взорваны, а готовый участок туннеля - затоплен.

В Красной Армии - с 27 июля 1941 года. Из работников строительства был сформирован мостовосстановительный отряд № 2 Народного комиссариата путей сообщения, начальником которого был назначен военинженер 2 ранга И.Ю. Баренбойм. Отряд действовал в интересах Юго-Западного фронта.

В январе 1942 года было сформировано Управление военно-восстановительных и заградительных работ № 3 (УВВР-3), которое отвечало за все работы по строительству и восстановлению железнодорожных магистралей в полосе Южного и Юго-Западного фронтов. Мостоотряд № 2 был включен в него в полном составе. В 1942 году мостоотряд в кратчайшие сроки восстановил разбомбленный мост через реку Оскол, затем - паромную железнодорожную переправу в Астрахани.

В ходе зимнего наступления советских войск в январе 1943 году мостоотряду было поручено выполнение приказа Государственного Комитета обороны о восстановлении железнодорожного моста через Дон у хутора Ложки. Мост был восстановлен в двухмесячный срок, но в первый же день подвергся массированному налету вражеской авиации, в результате прямых попаданий рухнули два пролета протяженностью свыше 300 метров, погибло более 90 бойцов. Баренбойм возглавил работы по восстановлению моста и в 16 дней он был вновь восстановлен. Вскоре руководил восстановлением разрушенного железнодорожного моста через реку Северский Донец у города Белая Калитва. В ходе Курской битвы во главе мостоотряда работал над восстановлением магистрали Белгород - Харьков, в том числе взорванного моста через реку Лопать. В сентябре 1943 года мостоотряд № 2 в считанные дни восстановил мост через реку Ворксла у Полтавы.

За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года инженер-майору Исааку Юлисовичу Баренбойму присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот".

В разгар битвы за Днепр в начале ноября 1943 года УВВР-3 генерала П.А. Кабанова получил приказ соорудить в 20-дневный срок железнодорожный мост через Днепр для обеспечения войск Воронежского фронта. Начальником самого сложного участка строительства был назначен Баренбойм. Мост был построен за 14 суток. Затем мостоотряд № 2 участвовал в сооружении высоководного Дарницкого и Подольского железнодорожных мостов через Днепр. В составе УВВР-3 командир мостоотряда № 2 Баренбойм воевал до конца войны.

Сразу после Победы полковник И.Ю. Баренбойм был демобилизован и вернулся вместе с мостоотрядом в Киев, зачислен в Наркомат путей сообщения СССР. Ему было присвоено специальное персональное звание "генерал-директор пути и строительства II ранга" в 1945 году. В 1946 году назначен управляющим строительством Дарницкого железнодорожного моста в Киеве. Там им был впервые применен метод "слепых" гидронамывочных работ.

С 1950 года до конца жизни работал управляющим "Мостотрестом-1" в Киеве. Превратил эту организацию в крупнейшую мостостроительную организацию СССР. Им была создана школа украинских мостостроителей, получившая не только общесоюзное, но и мировое признание. Руководил строительством уникального цельносварного моста имени академика Е.О. Патона в Киеве, строительством ещё трёх железнодорожных и одного метромоста через Днепр. Всего "Мостотрест-1" под руководством Баренбойма соорудил около 3 тысяч искусственных сооружений (железнодорожные и автомобильные мосты, путепроводы, подземные переходы, транспортные многоуровневые развязки и т.д.).

Жил в городе-герое Киеве. Скоропостижно скончался 27 августа 1984 года (закупорка сосуда из-за оторвавшегося тромба). Похоронен на Байковом кладбище Киева.

Награждён 2 орденами Ленина (5.11.1943, 29.07.1945), орденами Октябрьской Революции (7.05.1971), Красного Знамени (29.04.1943), Отечественной войны 1-й степени (13.09.1943), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (30.08.1944, 21.02.1987*), орденами Трудового Красного Знамени (9.08.1958), Дружбы народов (10.05.1977), Красной Звезды (13.04.1943), медалями, знаком "Почетному железнодорожнику".

Лауреат Сталинской премии 1 степени (1948). Лауреат премии Совета Министров СССР (1966). Кандидат технических наук (1965). Заслуженный строитель Украинской ССР (1963).

Именем Героя названа улица в Киеве.

* Награждение этим орденом было произведено несмотря на то, что к тому времени И.Ю. Баренбойма более двух лет не было в живых.


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Документы на сайте «Подвиг народа»