Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Микулин Александр Александрович

Микулин Александр Александрович

14.02.1895 - 13.05.1985

Герой Социалистического Труда

Даты указов

28.10.1940

Медаль № 8

Орден Ленина № 6569

Микулин Александр Александрович – главный конструктор Московского авиамоторного завода имени М. В. Фрунзе Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.

Родился 2 (14) февраля 1895 года в городе Владимир в семье инженера-механика. Окончил реальное училище в Киеве. Увидев показательные полёты одного из первых русских авиаторов С. И. Уточкина, Микулин заинтересовался авиацией. Учился в Киевском политехническом институте, где тогда курс лекций читал выдающийся ученый, «отец русской авиации» Н. Е. Жуковский, которому Микулин приходился племянником по материнской линии. Из-за недостатка средств Микулин не смог завершить обучение.

Тогда он переехал в Ригу и поступил там на Русско-Балтийский завод, где в то время осваивали производство первых авиационных моторов. Там работал слесарем, формировщиком, помощником начальника сборочного отделения. В 1914 году переехал в Москву, где поступил в Московское высшее техническое училище, которое окончил в 1922 году. Во время учёбы Микулин участвовал в создании первой в стране аэродинамической лаборатории, его коллегами по работе и по учёбы были А. Н. Туполев, В. П. Ветчинкин, Б. С. Стечкин, Б. Н. Юрьев, А. А. Архангельский. В этой лаборатории Микулин и Стечкин создали мотор двухтактного действия мощностью 300 лошадиных сил, в котором топливо должно было подаваться непосредственно в цилиндры. Этот принцип подачи топлива впоследствии применялся во всех поршневых двигателях.

С 1923 года – чертёжник-конструктор в Научном автомоторном институте, с 1925 года – главный конструктор этого института. Первой конструкторской работой стал автомобильный двигатель НАМИ-100. Затем Микулин приступил к созданию первых отечественных авиадвигателей, один из которых – 12-цилиндровый V-образный двигатель, созданный в 1928 году, – в 1933 году получил наименование АМ-34 и был запущен в серийное производство.

Создание АМ-34 стало прорывом для советского авиационного двигателестроения. Этот двигатель был выполнен на мировом уровне. АМ-34 были установлены на самолёте АНТ-25 А. Н. Туполева, совершившем перелёт через Северный полюс в Соединённые Штаты Америки, на самолёте-гиганте «Максим Горький», а также на бомбардировщиках ТБ-3 и ТБ-7. Удачная конструкция АМ-34 позволила сделать его базовым двигателем для модификаций, устанавливаемых в различных типах самолётов.

В 1930–1936 годах А. А. Микулин работал в Центральном институте авиационного моторостроения имени П. И. Баранова, в то время единственной организации, где были сосредоточены научные и конструкторские силы авиационного моторостроения. C 1936 года – главный конструктор Московского авиамоторного завода имени М. В. Фрунзе.

В 1939 году он создал двигатель АМ-35А, который на высоте 6000 метров развивал мощность около 880 киловатт (1200 лошадиных сил). Его устанавливали на истребителях конструкции А. И. Микояна и бомбардировщиках Пе-8.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Микулину Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Во время Великой Отечественной войны руководил созданием мощных двигателей АМ-38, АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10, двигателей ГАМ-35Ф для торпедных катеров и речных бронекатеров.

В 1943 году А. А. Микулин назначен генеральным конструктором авиационных двигателей и главным конструктором опытного авиамоторостроительного завода №300 в Москве. Ему принадлежит ряд новых идей в двигателестроении: он ввёл регулирование нагнетателей поворотными лопатками, двухскоростные нагнетатели, высокий наддув и охлаждение воздуха перед карбюраторами; разработал первый советский турбокомпрессор и винт переменного шага.

В 1943 году избран академиком Академии наук СССР, минуя ступень члена-корреспондента. При этом Микулин имел только среднее техническое образование. Диплом об окончании Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского был ему вручён только в 1950 году в знак признания научных достижений.

В послевоенный период под его руководством создан двигатель ТКРД-1 (турбокомпрессорный реактивный двигатель первый) с тягой 3780 кгс (1947), затем по его схеме разрабатывались двигатели, которые долгое время оставались самыми мощными в тяжёлой бомбардировочной и пассажирской реактивной авиации СССР. Вслед за ним созданы мощные турбореактивные двигатели АМ-1, АМ-2, АМ-3 (последний много лет успешно работал на самолёте Ту-104), а также турбореактивные двигатели для истребителей Микояна и разведчиков А. С. Яковлева. Всего в 1943–1955 годах под руководством А. А. Микулина были созданы десятки типов авиадвигателей, из которых 8 были запущены в массовое серийное производство. В 1935–1955 годах одновременно с огромной занятостью на конструкторской и производственной работе преподавал в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана и в Военно-воздушной инженерной академии РККА. В 1955 году вступил в КПСС.

Выдающаяся деятельность крупнейшего советского конструктора авиадвигателей завершилась внезапно в 1955 году. После снятия с должности Председателя Совета Министров СССР Г. М. Маленкова, который высоко ценил деятельность А. А. Микулина, министр авиационной промышленности П. В. Дементьев решил избавиться от него. Микулин был не только снят с должности главного конструктора, он был вообще отстранён от работы в авиационной промышленности.

Старый товарищ и соратник Микулина академик Б. С. Стечкин принял Микулина на работу научным сотрудником в лабораторию двигателей АН СССР, где он работал до 1959 года.

На пенсии Микулин остался таким же неугомонным и творческим человеком, каким был всегда. Он занялся проблемами сохранения здоровья, предложил ряд новых идей, часть которых применялась в санаторном лечении больных. Когда Министерство здравоохранения отказалось издавать книгу Микулина, посвящённую медицинской тематике, академик в 76 лет поступил в медицинский институт и в 1975 году сдал на отлично государственные экзамены. В следующем году он защитил кандидатскую диссертацию по медицине по подготовленной им книге. Тогда она была опубликована под названием «Активное долголетие». Все свои медицинские идеи испытывал на себе и, имея в середине жизни большие проблемы со здоровьем, сумел укрепить свой организм и достигнуть 90-летнего рубежа.

Скончался 13 мая 1985 года, на 91-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Лауреат Сталинских премий СССР (1941, 1942, 1943, 1946).

Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944). Награждён 3 орденами Ленина (28.10.1940; 02.07.1945; 24.01.1947), орденами Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й (19.08.1944) степени, 3 орденами Трудового Красного Знамени (10.07.1943; 10.06.1945; 14.02.1975), орденами Дружбы народов (14.02.1985), Красной Звезды (21.02.1933), «Знак Почёта» (13.08.1936), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (05.11.1954).

А. А. Микулин явился прообразом героя романа А. А. Бека «Талант» Алексея Николаевича Бережкова.


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Йолтуховский В.М., Колесников Ю.Н., Щербина Г.Ф. Морские соколы России. СПб, 2016.

Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. Москва, 1990.