Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Барсуков Василий Николаевич

Барсуков Василий Николаевич

06.08.1922 - 26.09.1990

Герой Советского Союза

Даты указов

19.04.1945

Медаль № 6142

Орден Ленина № 30788

Барсуков Василий Николаевич – командир авиаэскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии капитан.

Родился 6 августа 1922 года в деревне Гремучей Ручей Моркино-Горской волости Бежецкого уезда Тверской губернии (ныне не существует; территория Моркиногорского сельского поселения Бежецкого района Тверской области). Русский. С 1929 года жил в посёлке Реутово (ныне город Реутов Московской области). В 1938 году окончил 7 классов школы, в 1940 году – школу ФЗУ в Москве. В декабре 1940 – марте 1941 работал слесарем на Московском заводе точных измерительных приборов «Тизприбор». В марте 1941 года окончил аэроклуб Метростроя, занимался в изобразительной студии ВЦСПС.

В армии с марта 1941 года. В апреле 1942 года окончил Черниговскую военную авиационную школу лётчиков, находившуюся в эвакуации в городе Кызыл-Арват (Туркмения). В апреле-августе 1942 года проходил переобучение в запасном авиационном полку.

Участник Великой Отечественной войны: в августе-октябре 1942 – лётчик 519-го истребительного авиационного полка, в октябре 1942 – мае 1945 – лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал на Западном (август-октябрь 1942 и февраль 1943 – апрель 1944) и 3-м Белорусском (апрель 1944 – май 1945) фронтах.

Участвовал в Ржевско-Сычёвской, Ржевско-Вяземской, Смоленско-Рославльской, Витебско-Оршанской, Минской, Мемельской, Гумбинненской, Инстербургско-Кёнигсбергской, Кёнигсбергской и Земландской операциях. 22 августа 1942 года в воздушном бою в районе города Ржев (Тверская область) получил осколочные ранения в голову и грудь.

За время войны совершил 346 боевых вылетов на истребителях Як-1, Як-7Б, Як-9 и Як-3, в 72 воздушных боях сбил лично 22 и в составе группы 4 самолёта противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года гвардии капитану Барсукову Василию Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

После войны до февраля 1946 года продолжал командовать авиаэскадрильей истребительного авиаполка (в Белорусском военном округе). В феврале-июле 1946 года находился на лечении в санатории в посёлке Гурзуф (Крым). Затем служил командиром авиаэскадрильи истребительного авиаполка (в Таврическом военном округе). С июня 1947 года майор В.Н.Барсуков – в запасе.

В 1953 году окончил Московский заочный юридический институт.

Вновь в армии с февраля 1951 года. В феврале-октябре 1951 – офицер отдела перелётов Главного штаба ВВС. В 1951-1953 – офицер оперативного управления штаба Управления командующего Войск воздушной обороны приграничной линии, в 1953-1956 – офицер и старший офицер направления группы боевого управления Центрального командного пункта ПВО. В 1956-1958 – научный сотрудник военно-научного отдела Штаба Войск ПВО страны. С сентября 1958 года подполковник В.Н.Барсуков – в запасе.

В 1962-1964 годах работал заместителем начальников объектов по полит-массовой и культурной работе на оборонных предприятиях**. В 1964-1978 годах работал инженером в Центральном научно-исследовательском радиотехническом институте.

Жил в Москве. Умер 26 сентября 1990 года. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

Полковник (1975). Награждён орденом Ленина (19.04.1945), 2 орденами Красного Знамени (23.07.1943; 1.07.1944), орденами Александра Невского (28.03.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (21.09.1943; 5.01.1944), медалью «За боевые заслуги» (26.10.1955), другими медалями.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 286 боевых вылетов и участие в 44 воздушных боях, в которых сбил лично 20 и в составе группы 2 самолёта противника (на март 1945 года);
2) Точные наименования предприятий не установлены (п/я 1065 и п/я 1050).

Сочинение:
Крылом к крылу. М., 1980 (с рисунками автора).


Из воспоминаний Героя о бое 28 июня 1944 года:

Пройдя Толочин, я заметил восемь немецких истребителей, идущих навстречу. Предупредил по радио свой аэродром и пошёл на сближение с ними. Конечно, было немного не по себе идти на восьмёрку врага, но воодушевляло то, что небо-то наше и не пристало гвардейцам пасовать, да и раздумывать было уже некогда.

Фашисты, видимо, были очень удивлены тем, что одинокая пара советских истребителей сама лезет в пекло. Уверенные в лёгкой победе, они атаковали нас спокойно с разных направлений. Одним словом, не торопились разделаться с нами. Играли, как кошка с мышкой. Мы атаковали. Фашистские лётчики стреляли короткими очередями. Вроде не хотели расходовать на нас много снарядов. Но мы все чаще и чаще заставляли их шарахаться в стороны. Смотрю, одна четвёрка фашистов стала отваливать в сторону. Наконец, мне на боевом развороте удалось вписать в перекрестие прицела одного фашиста. И чёрный шлейф дыма начал размазываться по чистому голубому небу.

После первого сбитого как-то на душе полегчало. Нет, думаю, так-то просто с нами не разделаетесь.

Но тут и началось самое страшное...

Увидев бесславную кончину одного из своих асов, фашисты остервенели. Трудно словом, даже самым ёмким, передать те мгновения воздушного боя. В момент горячей схватки все моральные и физические силы предельно сосредоточены. В разгар воздушного боя кажется, что в один клубок смешались крылья, фюзеляжи, винты. От прилива крови к голове темнеет в глазах, прикованных к прицелам, а пальцы судорожно сжимают гашетки.

В это время вновь появилась ушедшая четвёрка фашистских самолётов. Началась охота за нами. Были моменты, когда я не сознавал, где земля, а где небо. Фашист, которого я преследовал, вдруг решил из левого боевого разворота перейти в правый и тут вспыхнул, как факел, от моей очереди. Теперь их оставалось шесть, а мы были по-прежнему вдвоём. Делали такие фигуры высшего пилотажа, каких нет ни в одном наставлении, да и сами мы едва ли могли их объяснить. Но эта «воздушная акробатика» сбивала с толку наших врагов. Они не могли разгадать наш очередной трюк. Один из «фоккеров» подставил на вираже свой хвост, и Гриша метров с двадцати тоже отправил в него меткую очередь. «Фоккер» вышел из виража и, медленно заваливаясь на крыло, пошёл вниз.

– Три! Три! – закричал я, но тут пулемётная очередь ударила по моей кабине и приборной доске. Аж в глазах зарябило. Чем-то резко ударило по голове. Пули или осколок? Схватился рукой за шлемофон, крови нет. Значит, порядок!

Чувствую, что боекомплект на исходе, а фашистов ещё пять. Вырвавшись из клещей крутым виражом, я оказался в хвосте немецкого истребителя. В него-то мне и удалось послать последнюю очередь. Теперь с нами дралась только четвёрка, но я был уже безоружен. И в это время фашист ударил по самолёту Гриши. Я видел, как полетели из радиатора соты – и сразу самолёт Гриши запарил. Но тут появились «яки» нашей «Нормандии», как раз вовремя успели французы. Гитлеровцы бросились наутёк. А Гриша пошёл на посадку. К его машине подбежали наши солдаты, обступили, помогли выбраться. Когда появилась среди солдат голова Гриши с белым подшлемником, я со спокойной душой взял курс на свой аэродром.

Описание эпизода боевого пути Героя предоставлено
Игорем Сердюковым.

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Быков М.Ю. Все асы Сталина. Москва, 2014.

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои огненных лет. Книга 4. М.: Московский рабочий, 1980

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Долгов И.А. Золотые звёзды калининцев. Кн. 2. - М.: Московский рабочий, 1984

Дриго С.В. За подвигом - подвиг. Калининградское кн.изд.,1984.

Личное дело

Московский некрополь Героев. Том 1. – Москва, 2011.