Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Зюзин Пётр Дмитриевич

Зюзин Пётр Дмитриевич

24.07.1922 - 15.04.1999

Герой Советского Союза

Даты указов

02.11.1944

Медаль № 4318

Зюзин Пётр Дмитриевич – штурман эскадрильи 29-го гвардейского истребительного авиационного полка (324-я истребительная авиационная дивизия, 7-я воздушная армия, Карельский фронт), гвардии лейтенант.

Родился 24 июля 1922 года в деревне Жуковка ныне Одинцовского района Московской области в семье крестьянина. Русский. В 8 лет остался без родителей. Детство и юность провёл в Москве. В 1938 году окончил 8 классов школы, в 1940 году – ФЗУ при Дзержинском узле связи Москвы. Работал надсмотрщиком на Московской центральной телефонной станции. В 1941 году окончил Октябрьский аэроклуб г.Москвы.

В Красной Армии с апреля 1941 года. В мае 1942 года окончил Черниговскую военную авиационную школу лётчиков. В 1942-1943 – лётчик 6-го запасного авиационного полка (г.Рассказово Тамбовской области).

Участник Великой Отечественной войны: в марте 1943-мае 1945 – лётчик, старший лётчик, командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи 29-го гвардейского истребительного авиационного полка (Ленинградский и Карельский фронты). Участвовал в обороне Карелии и Свирско-Петрозаводской операции.

В 1944 году получил из рук знаменитой русской певицы Лидии Руслановой один из четырёх истребителей «Эстрада–фронту», построенный на средства артистов эстрады Москвы и Ленинграда.

Всего за годы войны совершил более 208 боевых вылетов на истребителях Як-7Б и Як-9, участвовал в 41 воздушном бою, в которых лично сбил 16 и в составе группы 3 самолёта противника. Был дважды ранен в воздушных боях – 30 июля 1943 года и 30 мая 1944 года.

За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии лейтенанту Зюзину Петру Дмитриевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны продолжал службу в 324-й истребительной авиационной дивизи (в Московском военном округе). Неоднократно участвовал в воздушных парадах.

В 1951-1958 – на лётно-испытательной работе в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС. Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях по испытанию авиадвигателей и радиолокационного оборудования.

С декабря 1958 года подполковник П.Д.Зюзин – в запасе. В 1960-1984 годах работал инженером в ОКБ А.И.Микояна. Используя свой лётный опыт, принимал активное участие в отработке систем ручного, полуавтоматического и автоматического управления на полноразмерных стендах самолётов, а также в составлении инструкций лётчику в части системы автоматического управления.

Жил в Москве. Умер 15 апреля 1999 года. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

Подполковник (1956). Награждён орденом Ленина (2.11.1944), 3 орденами Красного Знамени (15.05.1944, 19.08.1944, 16.10.1957), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (21.06.1944, 11.03.1985), 3 орденами Красной Звезды (31.01.1944, 30.12.1956, 16.10.1957), медалями (в том числе – медалью «За отвагу» (14.08.1943), «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья»).

Лётчик-испытатель 2-го класса.


26 марта 1944 года в четырёх вылетах провёл 4 воздушных боя и лично сбил 3 самолёта противника: два истребителя ФВ-190 и один бомбардировщик-пикировщик Ю-87.

30 мая 1944 года во главе восьмёрки «яков» прикрывал наземные войска южнее Нарвы. Перелетел линию фронта для осмотра аэродрома противника. Вблизи обнаружил девять девяток бомбардировщиков Ю-87! А с аэродрома взлетали истребители ФВ-190, которые должны были прикрывать их для полёта на бомбёжку. П.Д.Зюзин передал ведущему второго звена, чтобы он связал боем ФВ-190, а сам, своей четвёркой, напал на бомбардировщики. Немцы не ожидали, что их рискнёт атаковать горстка советских истребителей, да ещё над чужим аэродромом. Внезапная атака ошеломила фашистов, а последующие атаки внесли полнейшую сумятицу в их ряды. Ю-87 один за другим стали сбрасывать бомбы и налегке удирать в разные стороны. Замысел немцев был сорван, и их налёт на наши войска не состоялся. Кроме того, немцы потеряли в том бою пять Ю-87 и два ФВ-190. Все наши самолёты вернулись на аэродром. Одному Ф-190 всё же удалось прорваться к самолёту Зюзина. Самолёт получил повреждения, а сам советский лётчик был тяжело ранен, но всё-таки сумел довести свою повреждённую машину до аэродрома. На земле в самолёте насчитали 108 пробоин.

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Всем смертям назло. М., 2000

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.

Учётно-послужная карта