Герой Российской Федерации
ВВС: Лётчики-испытатели
Мезох Владимир Чемгуевич

Мезох Владимир Чемгуевич

06.01.1929 - 08.12.2015

Герой Российской Федерации

Даты указов

11.10.1995

Медаль № 232

Мезох Владимир Чемгуевич ‒ ведущий инженер научного центра по исследованию проблем безопасности полётов воздушных судов Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации, город Москва.

Родился 6 января 1929 года в городе Краснодар Кубанского округа Северо-Кавказского края, ныне ‒ административном центре Краснодарского края, в многодетной семье служащего. Адыгеец. В 1936 году семья переехала в город Майкоп. На его детство пришлась тяжёлая пора Великой Отечественной войны. Самым трудным временем была вражеская оккупация Майкопа с августа 1942 года по январь 1943 года. За несколько дней до освобождения Майкопа от врага тринадцатилетний подросток встретил недалеко от города советских партизан и добился своего зачисления в партизанский отряд. Самым весомым его аргументом стало обещание отдать в отряд немецкий автомат с патронами, похищенный им ранее у врагов. В составе отряда принимал участие в освобождении родного города от врага, а затем ещё нескольких близлежащих сёл.

В феврале 1943 года его всё-таки вернули домой к матери с соответствующей благодарностью. В том же году после голода оккупации и отсутствия медицинской помощи скончалась мать (отец умер ещё в 1933 году). Воспитывался у родственников в ауле Тахтамукай Адыгейской автономной области Краснодарского края. Окончил 7 классов средней школы, затем был направлен на учёбу в Краснодарскую спецшколу ВВС. Через два года был переведён в Ереванскую спецшколу ВВС, но затем из-за болезни возвращён в Краснодар. В 1948 году окончил Краснодарскую спецшколу ВВС.

В Советской Армии с ноября 1948 года. В 1950 году окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков-бомбардировщиков дальней авиации. С 1950 года был откомандирован в Гражданский воздушный флот СССР, служил в аэропорту Быково (Московская область): второй пилот, командир экипажа транспортного самолёта Ли-2. С 1953 года служил в частях Дальней авиации. С июня 1954 года старший лейтенант В.Ч. Мезох ‒ в запасе.

С 1954 года ‒ в Гражданском воздушном флоте СССР, командир корабля Московского управления ГВФ, трудился в том же аэропорту Быково, с 1958 года ‒ во Внуково. Командир экипажа Ил-12, Ил-14, турбореактивного Ту-104. В 1960 году окончил Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР. С июня 1960 года ‒ лётчик-испытатель Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации, впоследствии ‒ командир специальной авиационной эскадрильи института, ведущий лётчик-испытатель института. В 1975 году окончил Академию Гражданской авиации СССР.

За период летно-испытательной работы освоил и испытал десятки типов и модификаций самолётов, в том числе Бе-32, Л-410, Як-40, Ан-10, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-86. Имеет испытательный налёт свыше 11000 часов. На его счету всесторонние испытания всех самолётов, входивших в парк гражданской авиации. Провёл большое число испытаний систем по автоматическим и директорным заходам на посадку тяжёлых самолётов, по понижению минимумов в сложных метеорологических условиях. Был ведущим лётчиком-испытателем при проведении государственных испытаний Ту-154А, ТУ-154М, Ту-154В, Ил-86.

Значительное число результатов сложных испытаний авиационной техники, проведённых В.Ч.Мезохом, были внедрены в эксплуатационные подразделения гражданской авиации. Сам является автором многих методических пособий и инструкций. Много лет работал членом Методического совета ГосНИИГА, членом Совета испытателей и общественным инспектором по безопасности полётов. На его счету сотни подготовленных лётчиков гражданской авиации СССР и ряда других стран. На лётно-испытательной работе до 1989 года. С 1989 года работал Государственной комиссии по надзору за безопасностью полётов воздушных судов при Совете министров СССР. С 1990 года - ведущий инженер в Центре безопасности воздушных судов, а также на преподавательской работе в ГосНИИГА.

В 1975 году ему первому из лётчиков-испытателей гражданской авиации было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». В 1987 году представлялся к званию Героя Советского Союза, а в 1989 и в 1990 годах ‒ к званию Героя Социалистического Труда.

Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1995 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Мезоху Владимиру Чемгуевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия ‒ медали «Золотая Звезда».

Жил в Москве. Умер 8 декабря 2015 года. Похоронен на федеральном военном мемориале «Пантеон защитников Отечества» в Мытищинском районе Московской области.

Майор (1968). Награждён орденами Ленина (23.06.1981), Октябрьской Революции (27.12.1990), Дружбы народов (9.02.1973), медалями.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.08.1975).

Автор автобиографической книги «Жизнь и профессия лётчика-испытателя Гражданской авиации» (2001, Майкоп).


Из книги Хазретбия Исхаковича Сиджаха «Герои России из Адыгеи»: 

В июне 1960 года, с отличием окончив школу, Владимир Чемгуевич стал летчиком-испытателем Государственного научно-исследовательского института Гражданской авиации и в течение почти 30 лет, как говорится, учил летать самолеты. За эти годы он провел в воздухе более 12 тысяч часов на различных типах самолетов, проведя большое количество испытаний, и вырос до ведущего летчика-испытателя, войдя в число лучших летчиков-испытателей страны, как говорится в характеристике. Он был способен провести самые ответственные и высшей категории сложности летные испытания и дать им аргументированную оценку.

Начало испытательной деятельности В.Ч.Мезоха совпало по времени с переходом винтомоторной авиации на турбовинтовую, турбореактивную и ре¬активную. Шло создание новых машин с совершенно иными летными характеристиками. У летчиков-испытателей был непочатый край работы. И, преданный своей профессии, Владимир Чемгуевич крепко держал штурвал новых самолетов, отдавая все свои силы, знания и опыт их освоению.

Каждому полету предшествовала тщательная подготовка и последующей всесторонний анализ. Эта напряженная работа требовала полной самоотдачи от пилота-испытателя. Очень многое зависело от его мастерства, опыта, интуиции, умения анализировать работу сложных систем в условиях полета. И надо отдать должное Владимиру Чемгуевичу: в этой сложной работе «проколов» у него не было.

В.Ч. Мезох наряду с испытательной работой принимал активное участие в создании новой авиационной техники. Был членом макетных комиссий самолетов Ил-62, Ту-154, Ту-144, Ил-86, Ил-96-300, Ту-204, являлся одним из разработчиков норм летной годности этих машин и минимумов для взлета и посадки.

В это время в авиации развернулась работа по внедрению средств автоматизации посадки. Начались испытания директорных систем и автоматических заходов на различных типах самолетов. В качестве второго пилота Владимир Чемгуевич занимался испытаниями директорных и автоматических систем на Ил-18, в частности испытывал директорную систему «Привод». Затем летал на Ан-10 с системой автоматического управления.

Шло время. Росло мастерство В.Ч. Мезоха. Накапливался драгоценный опыт. Но в марте 1963 года случилось непредвиденное. Возвращаясь после полетов вечером из Шереметьево в Москву, «Москвич», на котором Владимир Чемгучевич ехал с товарищами, попал в аварию и с тяжелой травмой ноги и таза он оказался на госпитальной койке. Казалось, с авиацией покончено, отлетался. Но огромная воля и выдержка, изнурительная гимнастика по разработке ноги и, конечно высокий профессионализм сделали свое дело. Спустя почти восемь месяцев, Владимир Чемгуевич вернулся в стой и вновь сел за штурвал самолета, вскоре став ведущим летчиком-испытателем.

Будучи ведущим летчиком-испытателем, В.Ч.Мезох занимался испытанием систем директорного и автоматического захода на посадку самолетов Ил-18, Ил-62, Ту-154 и Ил-86, получив прозвище «директор директорных систем». Он стал первым из гражданских летчиков, кто в августе 1977 года в качестве ведущего летчика-испытателя поднял в воздух широкофюзеляжный самолет Ил-86, ставший, по его словам, первым отечественным самолетом, полностью сертифицированным в соответствии с международными нормами летной годности.

В ходе испытаний Владимир Чемгуевич совершал полеты с имитацией отказов одного, двух критических двигателей и различных жизненно важных систем, летал на больших углах атаки (на сваливание) и на запредельных скоростях. Полеты проводились в условиях грозы, низких температур и обледенения, с посадками в снегопад, ночью, в тумане при видимости до 500 метров, при нижнем уровне облачности 60 метров. Для этого искали плохую погоду в различных районах нашей страны. Летал Владимир Чемгуевич и в Прагу, где он имитировал катастрофу на Ту-154. Все испытания проводились всегда на максимальных режимах работы двигателей, чем при эксплуатации. Такой метод, по словам Владимира Чемгуевича, способствовал повышению их надежности.

На Ил-86 и Ту-154 Владимир Чемгуевич провел ряд летных испытаний, направленных на расширение диапазона эксплуатации этих самолетов и повышение минимумов в сложных метеорологических условиях. Так были проведены исследования поведения самолета Ту-154 на полосе, покрытой льдом, с имитацией возможных ошибок летчика, с отказами двигателей, навигационных приборов и различных систем, при взлетах и посадках с боковым ветром выше предельно допустимого и т.д. Дважды В.Ч.Мезох выполнял посадки на Ту-154 на грунт вне аэродрома, имитацию катастрофы с выходом на срывные режимы. В 1983 года на Ил-86 Владимир Чемгуевич выполнял испытания по градации грубых ошибок посадок, которые позволили увеличить предельную перегрузку при приземлении и усовершенствовать методику посадки, в результате чего количество грубых посадок в Аэрофлоте уменьшилось в 40 раз. Эта исследовательская работа была удостоена премии на конкурсе летных испытаний. Владимир Чемгуевич провел исследование Ил-86 на скользкой, мокрой полосе с выдачей рекомендаций. В 1985-1986 годах на Ту-154 В.Ч. Мезох провел испытания новой методики захода на посадку с выпуском шасси и механизации на прямой в целях экономии топлива, исследования возможности посадки самолета на взлетно-посадочную полосу при пониженных коэффициентах сцепления, что дало возможность народному хозяйству эффект в 13 миллионов рублей.

На Ту-154 Владимиром Чемгуевичем был проведен большой объем испытаний. Он вел на нем всю автоматику и ему удалось довести ее до такой степени, что из всех советских гражданских самолетов она оказалась на нем самой лучшей. Она была строенной, гидравлической и обеспечивала высокую точность заходов на посадку. Система работала плавно, поэтому все имитации отказов и фактические отказы автопилота были безударны и не приводили ни к каким эволюциям самолета. Как считает Владимир Чемгуевич, Ту-154 был действительно достойный самолет, вобравший в себя лучшие авиационные достижения того времени.

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Сиджах Х.И. Герои России из Адыгеи. Майкоп, 2011.

Симонов А.А. Заслуженные испытатели СССР. – Москва, 2009.