Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Коршунов Константин Ионович

Коршунов Константин Ионович

17.10.1920 - 08.03.2005

Герой Советского Союза

Даты указов

04.02.1944

Медаль № 3134

Коршунов Константин Ионович — командир эскадрильи 29-го гвардейского истребительного авиационного полка 275-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, гвардии старший лейтенант.

Родился 17 октября 1920 года в селе Чернава ныне Милославского района Рязанской области в семье крестьянина. Русский. С 1924 года жил в Москве. Окончив 7 классов, работал в военизированной охране московского судостроительного завода. Одновременно учился в аэроклубе Осоавиахима Пролетарского района столицы.

В 1939 году был призван в Красную Армию и направлен в лётную школу. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Был пилотом, командиром звена, эскадрильи. Воевал на Северо-Западном, Волховском, Ленинградском, 2-м Белорусском фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда и Тихвина. Множество раз сопровождал грузовые транспортные самолёты по маршруту Тихвин-Ладожское озеро-Ленинград. Участвовал в боях по ликвидации блокады Ленинграда и по освобождению балтийского побережья Эстонии, Латвии и Польши.

Командир эскадрильи 29-го истребительного авиаполка гвардии старший лейтенант Коршунов к началу 1944 года совершил 508 боевых вылетов (из них 196 – на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, 100 – транспортных самолётов, 21 – на штурмовку вражеских войск и аэродромов). В 91 воздушном бою лично сбил 15 самолётов противника и 3 в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему лейтенанту Коршунову Константину Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Член КПСС с 1945 года. С 1946 году капитан К.И. Коршунов - в запасе. Жил в городе Новошахтинск Ростовской области. Работал машинистом подъёма на шахте имени В.И.Ленина.

Скончался 8 марта 2005 года*. Похоронен в городе Новошахтинск.

Награждён орденами Ленина (04.02.44), Красного Знамени (13.02.43), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (20.01.43; 06.04.85), орденом Красной Звезды (26.02.42), медалями. Почётный гражданин города Волхов Ленинградской области.


*дата смерти приведена по двухтомному справочнику, на надгробном памятнике — 9.03.2005.


В четырёхлетнем возрасте Костя Коршунов с семьёй переехал в Москву. А потом пришла беда: умерла мать, вскоре не стало отца. Вернулся в деревню. После окончания семилетки снова приехал в Москву. Устроился воспитанником в военизированную охрану водного транспорта. Затем стал бойцом охраны судостроительного завода. Там впервые получил боевую винтовку. Собственно, с того времени уже не выпускал оружия из рук. Тогда же увидел первый самолёт и «заболел» небом. Как ни препятствовала медицинская комиссия (малый вес), Коршунов был зачислен в аэроклуб, после окончания которого ему вручили удостоверение лётчика-спортсмена.

В конце 1939 года Коршунов уехал в Борисоглебскую лётную школу. В ноябре 1940 года он был выпущен в звании лейтенанта и направлен для прохождения службы в Ленинградский военный округ. Здесь Константина и застала Великая Отечественная война.

В те памятные дни Коршунов на истребителе И-16 вместе с другими лётчиками 194-го истребительного полка вылетел навстречу врагам. Начались воздушные бои. Коршунов видел, как гибли товарищи – фашисты были гораздо опытней, прошли Польшу и Францию. В 11-м вылете он, наконец, сбил свой первый «юнкерс». Бой был неравным. С нашей стороны – звено, с фашистской – 9 бомбардировщиков и 5 «мессеров». Тем не менее, Коршунову удалось поразить головной бомбардировщик, но и сам он пострадал от зашедшего в хвост «мессера». Спасло резкое пикирование. После посадки механик насчитал 11 пробоин в самолёте.

В августе 1941 года в 12-м боевом вылете над рекой Волхов Коршунов с ведомым столкнулся с тройкой Ю-88 и четвёркой Ме-109. Ведомый неожиданно бросился на бомбардировщики. Прикрывая его, Коршунов пошёл в лобовую атаку на «мессера». У фашиста не выдержали нервы, и он подставил своё брюхо под очередь. От близкого взрыва фашистского истребителя самолёт Кошунова чуть не бросило взрывной волной в штопор.

Город Ленинград оказался в блокаде. Только над Ладогой летали ещё транспортные самолёты, доставляя медикаменты, продукты, вывозя обратно раненых и больных. Тяжёлые и безоружные Ли-2 были лёгкой добычей фашистских истребителей. 12 октября 1941 года Коршунов с ведомым вылетел на сопровождение 5 транспортных самолётов. Над озером на них «свалились» 4 «мессера» и один бомбардировщик. Коршунов опять пошёл в рискованную лобовую атаку. И снова, подставив брюхо и получив порцию свинца, фашистский бомбардировщик врезался в ладожскую штормовую волну. После этого Коршунов поспешил на помощь ведомому, отбивавшемуся от 4-х «мессеров». После его атаки один «мессершмитт» задымил и, теряя высоту, потянул в сторону вражеского берега. А пара Коршунова снова пристроилась к транспортникам и сопроводила их в Ленинград. В тот же день лейтенант Коршунов был представлен к своей первой награде – ордену Красного Знамени.

В январе 1942 года эскадрилья, в которой служил Коршунов, была полностью передана в 154-й истребительный авиаполк, имевший на вооружении самолёты Як-1. Пришлось Коршунову какое-то время переучиваться на новую для него стремительную машину.

3 февраля 1942 года на уже Як-1 Коршунов в составе четвёрки вылетел на прикрытие наземных войск под Тихвином. Воздушный бой разгорелся над нашими позициями. Сбив 2 вражеские машины, советские лётчики разорвали строй Ю-88, отогнали их от Тихвина. Но вскоре появилась ещё шестёрка «фокке-вульфов». В том бою Коршунову удалось подбить вражескую машину, но и его истребитель от попадания снаряда загорелся и стал падать. Обожженный лётчик сумел выброситься с парашютом и приземлиться на болоте, где его нашли наши пехотинцы. Залечив раны, через месяц Коршунов вернулся в строй.

В 1942 и 1943 годах у лётчиков ленинградского неба была постоянная боевая работа. Полк, в котором сражался Коршунов, стал 29-м гвардейским. Вот фрагменты из боевых донесений тех дней.

«5.6.43 г. группа наших истребителей в составе шести самолётов вылетела на перехват бомбардировщиков противника (12 Ю-87 и Хе-111 под прикрытием истребителей ФВ-190). Первой атакой вражеские бомбардировщики были рассеяны, а затем их атаковывали поодиночке. Гвардии старший лейтенант Коршунов сбил один Хе-111 и один ФВ-190. Всего в этом бою сбито три и подбит один вражеский самолёт. Наша группа без потерь вернулась на свой аэродром».

«8.6.43 г. отражая налёт бомбардировщиков противника на объекты Волховстроя, наша группа в составе шести самолётов встретила и вела воздушный бой с двумя группами бомбардировщиков под прикрытием до тридцати истребителей. В этом неравном воздушном бою наши лётчики сбили три вражеских самолёта. Один из них сбил гвардии старший лейтенант Коршунов».

Таких боевых донесений, в которых фигурировала фамилия Коршунова, в те дне было множество. В конце 1943 года он был представлен к званию Героя Советского Союза. К этому времени он произвёл 509 боевых вылетов, сбив 15 вражеских самолётов лично. 196 раз он сопровождал бомбардировщики и штурмовики на боевые задания, 100 раз ему пришлось сопровождать транспортные самолёты, 21 раз он штурмовал вражеские войска и аэродромы.

К концу войны, которую гвардии капитан Коршунов закончил под Данцигом (ныне Гданьск, Польша), количество его боевых вылетов достигло 580…

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои огненных лет. Книга 7. М.: Московский рабочий, 1984

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.