Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Перегудов Алексей Иванович

Перегудов Алексей Иванович

12.03.1913 - 30.09.1943

Герой Советского Союза

Даты указов

04.02.1944

Перегудов Алексей Иванович - штурман эскадрильи 34-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (276-я бомбардировочная авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт), гвардии капитан.

Родился 12 марта 1913 года в селе Пригородный Сапожковского района Рязанской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов и профессионально-техническую школу. Работал токарем на 1-м Московском государственном часовом заводе, затем в совхозе.

В Красной Армии с 1935 году. В 1936 году окончил школу младших авиационных специалистов, а в 1938 году эту же школу по лётному профилю. Член ВКП(б) с 1939 года. Участник советско-финляндской войны 1939 – 1940 годов.

На фронтах Великой Отечественной войны с октября 1941 года. Сражался на Ленинградском фронте. Летал штурманом бомбардировщика Пе-2 в экипаже гвардии майора Василия Гречишкина.

Штурман эскадрильи 34-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии капитан Перегудов совершил 220 боевых вылетов на бомбардировку аэродромов, артиллерийских батарей, скоплений войск и техники противника.

30 сентября 1943 года, когда самолёт был подбит и загорелся, направил его на позиции вражеской артиллерии, совершив огненный таран.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом исключительный героизм и самопожертвование гвардии капитану Перегудову Алексею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Похоронен в городе Гатчина Ленинградской области. В посёлке Сапожок Рязанской области его именем названа улица, а на здании СПТУ № 1 установлена мемориальная доска. В городе Гатчина Ленинградской области на улице его имени установлен бюст Героя.

Награждён орденом Ленина (посмертно), двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.


2 года эскадрилья гвардии майора Гречишкина и гвардии капитана Перегудова наносила смертельные удары по тяжёлым батареям гитлеровцев, обстреливающих город на Неве, громила их воинские эшелоны и аэродромы, уничтожала вражеские укрепления, наблюдательные пункты, мосты, склады с горючим и боеприпасами.

220 боевых вылетов совершил Перегудов за 2 года, из них 164 – ночью. И ни разу не случалось, чтобы он не выполнил боевого задания, потерял ориентировку и не нашёл цель.

Он был штурманом высокого класса; недаром же штурманский состав эскадрильи Перегудова считался лучшим в 34-м гвардейском Тихвинском Краснознамённом бомбардировочном авиаполку.

О самоотверженности и мастерстве Перегудова говорится во многих боевых донесениях и в наградном листе:

«9.6.43 г. при бомбардировочном налёте ведущим группы на аэродроме Сиверская уничтожено 13 самолётов врага. Подтверждено фотоснимками.

25.7.43 г. ведущий шести самолётов Пе-2 бомбардировал с пикирования передний край фашистской обороны и мост через реку Мгу. В результате прямого попадания мост разрушен.

28.8.43 г. бомбовым ударом по эшелонам врага на станции Тосно уничтожено и сожжено 3 железнодорожных состава.

7.9.43 г. тов. Перегудов, преодолев сильный огонь зенитной артиллерии противника, точным бомбометанием с пикирования уничтожил дальнобойную батарею фашистов, обстреливавшую Ленинград».

30 сентября 1943 года пятёрка наших Пе-2 шла на выполнение боевой задачи. Предстояло уничтожить тяжёлую батарею фашистов в районе Павкуля. При подходе к цели самолёты попали в завесу зенитного огня. Когда Перегудов заканчивал расчёты, бомбардировщик сильно качнуло, а на левом моторе взметнулось пламя: в него попал зенитный снаряд. Лётчик всё же перевёл машину в пике. Бомбардировщик понёсся к земле. Сильный взрыв – и дальнобойной батареи, в которую врезался бомбардировщик, не стало…

После войны было установлено, что стрелок-радист героического экипажа Гречишки-Перегудов, Иван Марченко не погиб, а выброшенный встречным потоком воздуха из самолёта в момент пикирования чудом остался жив. Он в бессознательном состоянии попал в плен и прошёл через фашистские концлагеря. Иван Марченко подтвердил, что до самого последнего момента горящий самолёт не падал, а пикировал на цель. Это означает, что лётчик и штурман действительно вели машину на «соколиный удар», «предпочитая героическую смерть позорному плену», как это отмечено в наградном листе.

От автора. Иван Марченко во время огненного пике вёл стрельбу по батарее и совершал такой же героический подвиг, как и командиры экипажа. Не его вина, что выброшенный, он остался жив и попал в плен. Но его послевоенная судьба, несмотря на героический, казалось бы, поступок, сложилась прямо противоположно…

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Буров А.В. Огненное небо. - Л.: Лениздат, 1974

Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

На поле ратном. - М.: Московский рабочий, 1977