Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Калугин Фёдор Захарович

Калугин Фёдор Захарович

15.02.1920 - 08.05.1976

Герой Советского Союза

Даты указов

02.09.1943

Медаль № 1084

Калугин Фёдор Захарович – командир звена 42-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), гвардии лейтенант.

Родился 15 февраля 1920 года в селе Знаменье ныне село Знаменское Орловской области. Русский. С конца 1920-х годов жил в Туле. В 1938 году окончил 8 классов школы и Тульский аэроклуб.

В армии с января 1939 года. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Белорусском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 – младший лётчик 122-го истребительного авиационного полка, в августе 1941-феврале 1942 – командир звена 12-го истребительного авиационного полка. Сражался на Западном фронте. Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии и обороне Москвы. В феврале 1942-марте 1944 – командир звена 8-го (с февраля 1943 года – 42-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Сражался на Южном, Северо-Кавказском и Закавказском фронтах, в Отдельной Приморской армии. Участвовал в оборонительных боях на Донбассе, битве за Кавказ, освобождении Кубани, Керченско-Эльтигенской операции.

23 августа 1942 года в районе города Моздок (Северная Осетия) его самолёт был подбит. Был вынужден приземлиться в расположении вражеских войск. После этого сжёг свой истребитель, сумел скрыться от преследования и спустя четверо суток возвратился в полк. К июню 1943 года Ф.З.Калугин совершил 252 боевых вылета, в 56 воздушных боях сбил лично 10 и в группе 3 самолёта противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года гвардии старшему лейтенанту Калугину Фёдору Захаровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1084).

В 1944 году окончил Полтавскую высшую офицерскую школу штурманов (в городе Краснодар). С декабря 1944 года вновь на фронте в должности штурмана 42-го гвардейского истребительного авиационного полка (2-й Белорусский фронт). Участвовал в Восточно-Прусской операции и освобождении Польши. Всего за время войны совершил 337 боевых вылетов на истребителях И-16, Як-1 и Як-9У, в 81 воздушном бою сбил лично 18 и в составе группы 3 самолёта противника.

После войны до 1946 года продолжал службу в ВВС (в Северной группе войск, Польша). В 1950 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). В 1950-1954 – заместитель командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (в Белорусском военном округе); освоил реактивный истребитель МиГ-15.

В 1954-1961 – начальник командного пункта 9-й истребительной авиационной дивизии (в Московском военном округе). С апреля 1962 года подполковник Ф.З.Калугин – в запасе.

В 1963-1967 годах работал инженером на одном из оборонных предприятий. С 1967 года жил в городе Жуковский Московской области, работал старшим инженером представительства заказчика в Центральном гидроаэродинамическом институте. Умер 8 мая 1976 года. Похоронен на Быковском кладбище в Жуковском.

Полковник (1975). Награждён орденом Ленина (2.09.1943), 3 орденами Красного Знамени (30.11.1941, 25.05.1942, 9.09.1942), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (27.04.1943, 8.06.1945), орденом Красной Звезды (30.12.1956), медалями.

Его именем названа улица в городе Жуковский Московской области и в селе Знаменское Орловской области.


30 июня 1978 года на карте города Жуковский в Московской области появилось новое название – улица Калугина. Так была увековечена память о военном лётчике, участнике Великой Отечественной войны, Герое Советского Союза Фёдоре Захаровиче Калугине. К сожалению, за прошедшие тридцать лет многое стёрлось в памяти жителей: теперь кто-то ошибочно считает, что Калугин жил на этой улице, а кто-то вообще не знает – за какие подвиги он стал Героем… А ведь когда-то этот человек по праву считался одним из лучших асов отечественных Военно-Воздушных Сил.

Фёдор Захарович Калугин родился 15 февраля 1920 года в деревне Знаменье на Орловщине. Теперь это село Знаменское – райцентр Орловской области. Родители – Захар Тимофеевич и Мария Михайловна – были крестьянами, в семье было пятеро детей: Татьяна, Фёдор, Пётр, Иван и Антонина. В конце 1920-х годов Калугины переехали в Тулу и поселились в небольшом домике в самом начале улицы Революции возле Тульского Кремля. Учился Фёдор в школе-восьмилетке №20. Одновременно с учёбой с октября 1937 года занимался в Тульском аэроклубе, который окончил одновременно со школой – осенью 1938 года. Именно тогда 18-летний паренёк сделал выбор, навсегда связав свою жизнь с авиацией.

В январе 1939 года Фёдор становится курсантом Качинской военной авиационной школы лётчиков в Крыму. После её успешного окончания в марте 1940 года Ф.З.Калугин получает воинское звание «младший лейтенант» и назначение младшим лётчиком в формирующийся 122-й истребительный авиационный полк в Бобруйске. Здесь, в Белоруссии, молодой лётчик встретил войну.

Начиная с первого дня Великой Отечественной войны, он совершает по несколько боевых вылетов в день на своём истребителе И-16. В основном это вылеты на разведку и штурмовку наступающих войск противника. 17 июля 1941 года в составе группы из трёх самолётов Фёдор Калугин одерживает свою первую победу в воздухе – сбивает вражеский истребитель Ме-109.

Вскоре, в начале августа Фёдор Захарович получает назначение на должность командира звена в 12-й истребительный авиационный полк на том же Западном фронте. 24 августа он одерживает свою первую личную победу – в районе Ельни сбивает вражеский бомбардировщик До-215.

Осенью 1941 года во время ликвидации ельнинской группировки противника Ф.З.Калугин выполнял по 5-6 боевых вылетов в день. Однажды на своём И-16 в одиночку, без прикрытия он произвёл воздушную разведку по маршруту Медынь–Боровск–Малоярославец. 12 и 16 сентября ведущим группы из 12 самолётов И-16 и И-153 Фёдор Калугин выполнил две штурмовки вражеского аэродрома в городе Боровск, в результате которых на земле было уничтожено около 15 самолётов противника. А 28 сентября в районе Ельни его группой были уничтожены батарея зенитных пушек и 8 автомашин с пехотой. К началу контрнаступления наших войск под Москвой младший лейтенант Ф.З.Калугин совершил 66 боевых вылетов, из них 11 – на штурмовку войск и аэродромов противника. 30 ноября 1941 года молодой лётчик получил свою первую награду – орден Красного Знамени.

В декабре Фёдор Захарович был направлен в 13-й запасной авиаполк для переучивания на истребитель Як-1. А в феврале 1942 года получил новое назначение – командиром звена в 8-й истребительный авиационный полк и убыл на Южный фронт. Именно с этим полком будет связан весь его дальнейший боевой путь.

Вскоре после прибытия на новое место службы он смог продемонстрировать лётчикам полка своё незаурядное лётное мастерство. 22 марта ведомая им пятёрка Як-1 сопровождала тройку Ил-2 на штурмовку. В районе цели нашу группу атаковали 18 истребителей Ме-109. В ходе завязавшегося боя были сбиты 3 самолёта противника. Наши потери составили один самолёт. За этот бой 25 мая 1942 года Ф.З.Калугин был награждён вторым орденом Красного Знамени.

Весной 42-го наши войска вели тяжелейшие оборонительные бои, пытаясь любой ценой не пропустить врага к Дону. 8 мая восьмёрка Як-1, в составе которой был Ф.З.Калугин, прикрывала группу Ил-2, штурмовавших вражеский аэродром в городе Сталино (нынешней Донецк). Связав группу Ме-109 воздушным боем, наши истребители дали возможность штурмовикам провести несколько атак. Итог штурмовки – 23 уничтоженных на земле самолёта противника. 10 мая – ещё один вылет десяткой Як-1 на прикрытие четвёрки Ил-2, штурмующих вражеский аэродром. Удар был нанесён так внезапно, что в воздух не успел подняться ни один самолёт противника. В результате на земле было уничтожено 19 и повреждено 20 самолётов врага. 18 мая семёрка Як-1 вступает в бой с 11 истребителями Ме-109, в ходе которого Ф.З.Калугин сбивает 2 вражеских самолёта. Через два дня – очередной вылет на прикрытие штурмовиков, наносящих удар по аэродрому в Сталино. На этот раз на земле уничтожено и повреждено 62 самолёта, в воздухе Ф.З.Калугин сбил Ме-109.

Несмотря на героизм и самоотверженность наших войск, врагу летом 1942 года удалось прорваться на Северный Кавказ. 14 августа Ф.З.Калугин, выполняя вылет в паре с будущим Героем Советского Союза А.Л.Приказчиковым, обнаружил движение главных сил противника в составе танков и мотопехоты в районе кабардинского села Баксанёнок. Сведения об этом были немедленно сообщены в штаб фронта. По войскам врага был нанесён внезапный удар, в результате которого колонна была задержана. Наши части за это время успели перегруппироваться и занять оборону по реке Терек. 20 августа в районе осетинского села Балта Ф.З.Калугин сбил вражеский разведчик ФВ-189 (получивший в наших войсках прозвище «рама»).

Через три дня над нашим аэродромом в районе Моздока появилась ещё одна «рама». Вот как вспоминает об этом в своей книге «Однополчане» Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Г.Р.Павлов:

«Был полдень, мы отдыхали в палатке, тщательно замаскированной травой и зелёными ветками. И вдруг слышим гул самолёта. Наших в воздухе вроде бы не было.

– Чужой! – выразил кто-то общую догадку.

Так оно и оказалось. Над аэродромом кружил фашист. По приказу командира эскадрильи Калугин побежал к своему истребителю, вскочил в кабину и взлетел.

Погода стояла ясная, и «раму» обнаружить было нетрудно. Калугин быстро догнал её и атаковал. Подбитый разведчик потянул к линии фронта, пытаясь уйти, отстреливался. Снаряды и пули сверкали совсем рядом с самолётом Калугина, но Фёдор не отступал. Он сбил фашиста уже над Моздоком. И тут попал в зону зенитного огня противника. Несколько снарядов угодило в машину. Двигатель запарил, кабина «яка» была сильно повреждена, наполнилась паром, запахло горелым авиамаслом.

Говорят, беда не приходит в одиночку. Калугин обнаружил выше себя два истребителя Ме-109, вызванных на подмогу пилотом «рамы». А у «яка» не было запаса высоты, и, подбитый, он летел над самыми вершками деревьев. Калугин успел передать по радио:

– Машина почти не управляема. Стараюсь дотянуть до кукурузного поля. Пожалуй, дотяну...

В этот день Калугин на аэродром не вернулся».


Совершив вынужденную посадку на Як-1 в тылу врага, Фёдор Захарович сжёг свой самолёт и начал пробираться к своим. В одном селении дед в черкеске накормил его, дал гражданскую одежду и показал, куда идти дальше. В казачьей станице до наступления темноты лётчика прятали в кузнице. Переправившись через бурный Терек, Ф.З.Калугин на четвёртые сутки вернулся в свой полк. 9 сентября 1942 года он был награждён третьим орденом Красного Знамени.

Заслуги 8-го истребительного авиаполка в обороне Кавказа получили самую высокую оценку – в феврале 1943 года полк стал 42-м гвардейским. 27 апреля за 30 боевых вылетов и 3 сбитых самолёта противника лейтенант Ф.З.Калугин был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

И вновь бои… Теперь – за освобождение Кубани. 27 мая 1943 года тройка Як-1 под командованием Фёдора Захаровича прикрывала наши войска в районе станицы Киевская. В ходе завязавшегося с десяткой Ме-109 воздушного боя Ф.З.Калугин сбил один истребитель противника. На следующий день четвёрка Як-1, ведомая Фёдором Захаровичем, прикрывала наши войска в том же районе. На этот раз 60 вражеских бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием 10 истребителей Ме-109 попытались нанести бомбовый удар по нашим позициям. В результате завязавшегося боя самолёты противника были рассеяны, беспорядочно сбросив бомбы. 3 июня Ф.З.Калугин сбивает истребитель Ме-109, на следующий день – ещё один «мессер». На его счету уже 13 сбитых самолётов врага.

21 июня командир 42-го гвардейского истребительного авиаполка подполковник Г.К.Гарбарец подписывает представление Ф.З.Калугина на звание Герой Советского Союза. В конце того же месяца Фёдор Захарович заканчивает курсы штурманов и становится старшим лейтенантом. А 2 сентября 1943 года выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания Герой Советского Союза.

9 октября наши войска вышли к Керченскому проливу – Северный Кавказ был полностью освобождён. Впереди был Крым. В ходе проведения Керченско-Эльтигенской операции и подготовки Крымской операции Фёдор Захарович сбил 8 вражеских самолётов. Но принять участие в освобождении Крыма ему не пришлось – в марте 1944 года капитан Ф.З.Калугин был направлен в Высшую офицерскую школу штурманов, расположенную в Краснодаре.

После её окончания в августе того же года Фёдор Захарович возвращается в свой полк, который в это время перевооружается в тылу на истребители Як-9У. Теперь Ф.З.Калугин – штурман 42-го гвардейского истребительного авиационного полка. С декабря 1944 года лётчики на новых самолётах начинают боевую работу на 2-м Белорусском фронте, участвуя в Восточно-Прусской операции и освобождении Польши.

Всего за время войны Фёдор Захарович Калугин совершил 337 боевых вылетов на истребителях И-16, Як-1 и Як-9У, в 81 воздушном бою сбил лично 18 и в составе группы 3 самолёта противника. Уже после Победы, 8 июня 1945 года, он был награждён вторым орденом Отечественной войны 1-й степени.

До февраля 1946 года майор Ф.З.Калугин служил в составе Северной группы войск, дислоцировавшейся в Польше. Затем поступил в Военно-воздушную академию в подмосковном Монино, которую успешно закончил весной 1950 года. Получил назначение заместителем командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка в Белорусском военном округе. Освоил реактивный истребитель МиГ-15, стал подполковником. Однако в начале 1954 года строгая медицинская комиссия отстранила Фёдора Захаровича от полётов.

Но 34-летний пилот не смог расстаться с авиацией и продолжил служение ей на земле – начальником командного пункта 9-й истребительной авиационной дивизии в Подмосковье. В декабре 1956 года Ф.З.Калугин за выслугу лет был награждён орденом Красной Звезды. Служба в любимой авиации прервалась в октябре 1961 года – из-за сокращения армии Фёдор Захарович был выведен за штат, а в апреле 1962 года уволен в запас.

Уйдя на «гражданку», вчерашний офицер не смог сидеть без дела и уже в апреле 1963 года устроился на работу инженером на одно из оборонных предприятий. Весной 1967 года Фёдор Захарович переехал в город Жуковский и поселился на улице Серова. Работал старшим инженером представительства заказчика в ЦАГИ, вёл большую общественную работу. В преддверии 30-летия Победы Ф.З.Калугину было присвоено воинское звание «полковник». Через год, 8 мая 1976 года, отважный лётчик ушёл из жизни. Ему было всего 56 лет. Похоронен Герой на Быковском кладбище.

Через два года по инициативе ЦАГИ и городского Совета ветеранов Парковый проезд был переименован в улицу Калугина, а в мае 1980 года на доме в самом начале улицы была открыта бронзовая доска, посвящённая Фёдору Захаровичу. Позже улица, носящая имя Героя, появилась в его родном селе.

Андрей Симонов

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Бессмертен подвиг их высокий. - Тула: Приокское кн. изд., 1983

Бодрихин Н.Г. Советские асы. М., 1998

Быков М.Ю. Асы Великой Отечественной. - М.: Эксмо; Яуза, 2007.

Быков М.Ю. Советские асы. 1941-1945. - М.: Яуза, Эксмо, 2008.

Герои битвы за Кавказ. - Цхинвали, 1975

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации

Личное дело

Фролов П.И., Пирогов В.А., Макушев А.Ф. Боевое созвездие орловцев. Тула,1985