Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Ковтюлев Дмитрий Филиппович

Ковтюлев Дмитрий Филиппович

07.11.1918 - 01.10.1945

Герой Советского Союза

Даты указов

30.01.1943

Медаль № 825

Ковтюлев Дмитрий Филиппович — командир эскадрильи 518-го истребительного авиационного полка 140-й истребительной авиационной дивизии Калининского фронта, младший лейтенант.

Родился 7 ноября 1918 года в деревне Бойдолово Невельского района Псковской области в крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1940 года. Окончил семь классов средней школы в городе Невель. Работал токарем на заводе.

В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В том же году окончил Одесскую военно-авиационную школу лётчиков. Принимал участие в освободительном походе в Западную Украину в 1939 году и советско-финляндской войны 1939-1940 годов.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Начало войны Д.Ф. Ковтюлев встретил в составе 91-го истребительного авиационного полка, который базировался в районе Житомира. Воевал на Калининском, Юго-Западном фронтах.

15 февраля 1942 года шестёрка советских истребителей, поднявшись с полевого аэродрома, взяла курс через линию фронта, на совхоз "Дугино". По данным разведки, близ "Дугино" противник соорудил большой аэродром.

Командир группы младший лейтенант Д.Ф. Ковтюлев, крепко сжимая штурвал самолёта, уверенно вел машину. Под ней проплывала Сычёвка. Окрест - чёрные пепелища сожжённых деревень.

При подходе к цели вокруг наших самолётов заклубились чёрные взрывы снарядов вражеских зенитных установок. Не теряя ни секунды, Д.Ф. Ковтюлев умелым маневром вывел свои машины из зоны заградительного огня и тут же увидел аэродром, на котором стояли вражеские самолёты.

Советские истребители устремились на цель. С бреющего полета они разили огнём построенные в несколько рядов машины противника. За первым заходом последовал второй, третий...

А между тем в машине Д.Ф. Ковтюлева бензиномер показывал: горючего - минимальный запас. Он отдал приказ прекратить штурмовку и повёл группу на свой аэродром. Прошло всего несколько считанных минут полёта, как вдруг появились немецкие истребители. Их было двенадцать.

Командир эскадрильи 518-го истребительного авиационного полка Д.Ф. Ковтюлев был уже опытным воздушным бойцом: с начала войны он совершил более сотни боевых вылетов, участвовал во многих схватках и одержал несколько побед. Он понимал: если сейчас, когда горючее на исходе, его группа втянется в бой, то погибнут и лётчики, и машины.

Времени на размышление уже не было: "Мессершмитты" настигали, ещё мгновение - и завяжется бой, в который вступит он один. Да, да, один против двенадцати. Это единственно правильное решение. Д.Ф. Ковтюлев приказывает своим лётчикам не задерживаться, следовать прежним курсом, а сам круто поворачивает свою машину и устремляется навстречу "Мессерам".

Один против двенадцати! Головной Ме-109 попытался увернуться от лобовой атаки и тут же вспыхнул от меткой пулемётной очереди Д.Ф. Ковтюлева. Словно стая стервятников, набросились остальные немецкие истребители на советский самолёт. В морозном воздухе закрутилась головоломная карусель неравного боя.

Мужественно и яростно сражался Д.Ф. Ковтюлев. Он увертывался от вражеских атак, сам бросался в атаки. А боеприпасы уже на исходе, почти кончилось горючее. Но схватка продолжалась. Противник осыпал "ястребка" градом пуль. "Ястребок" изворачивался. Его фюзеляж был вспорот пулями. На плоскостях - пробоины.

Очередная вражеская очередь перебила управление, и "ястребок" перешёл в крутое пикирование. Д.Ф. Ковтюлев попытался вылезти из кабины, но тщетно: встречный воздух с огромной силой прижал его к борту. Земля неслась навстречу со страшной быстротой.

Младшему лейтенанту Д.Ф. Ковтюлеву казалось: вот и конец… Что ж? Зато живы его боевые друзья. Теперь они уже вне досягаемости немецких истребителей, и он может умереть с сознанием выполненного долга... И вдруг он увидел стремительно приближающиеся заснеженные кроны деревьев. Самолёт ударился об их верхушки, и лётчика выбросило из кабины.

Д.Ф. Ковтюлева нашли наши воины в бессознательном состоянии. Контузия, сотрясение мозга, висящая плетью правая рука - таким доставили его в госпиталь. Началась борьба за жизнь. И в этой борьбе опять же победили железная воля лётчика, непреодолимое желание летать, сражаться с ненавистным врагом. Спустя некоторое время, Д.Ф. Ковтюлев вернулся в авиацию.

Всего к 15 февраля 1942 года командир эскадрильи 518-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Д.Ф. Ковтюлев совершил 141 боевой вылет, в 44 воздушных боях лично сбил 5 и в группе 7 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство младшему лейтенанту Ковтюлеву Дмитрию Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 825).

В феврале 1944 года, после тяжёлого ранения, капитан Д.Ф. Ковтюлев был уволен в запас.

Скончался 1 октября 1945 года. Похоронен в братской могиле в деревне Колки Невельского района .

Награжден орденом Ленина, медалями.


 

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.