Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Остаев Алексей Егорович

Остаев Алексей Егорович

15.12.1905 - 07.01.1942

Герой Советского Союза

Даты указов

21.03.1940

Медаль № 265

Орден Ленина № 5727

Остаев Алексей Егорович – старший лётчик 58-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (55-я скоростная бомбардировочная бригада, ВВС 7-й армии, Северо-Западный фронт), старший лейтенант.

Родился 2 (15) декабря 1905 года в селе Сохта Горийского уезда Тифлисской губернии (ныне Дзауского района Южной Осетии). Осетин. В 1928-1925 годах батрачил. С 1925 года жил в селе Ногир (Пригородный район Северной Осетии). Был ремонтным рабочим на железной дороге на участке Владикавказ – Назрань. В сентябре 1926 – сентябре 1927 служил в армии, красноармеец Кавказского стрелкового полка. С 1927 года работал милиционером, молотобойцем и слесарем на строительстве Гизельдонской гидроэлектростанции (Северная Осетия).

Вновь в армии с июня 1931 года. В октябре 1931 года окончил школу переподготовки командиров запаса в городе Детское Село (ныне город Пушкин Ленинградской области), в 1933 году – Луганскую военную авиационную школу лётчиков. В июле-декабре 1933 – лётчик-инструктор Луганской военной авиационной школы лётчиков. Затем служил в строевых частях ВВС лётчиком, командиром корабля и командиром звена (в Ленинградском военном округе).

Участник советско-финляндской войны: в ноябре 1939 – марте 1940 – старший лётчик 58-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. 19 декабря 1939 года в воздушном бою тяжело ранен в ногу. Был отправлен в госпиталь, но вернулся в полк и помогал готовить самолёты к вылетам. Вскоре добился разрешения летать на боевые задания. 19 февраля 1940 года его самолёт был подбит, но он на одном двигателе сумел вернуться на свой аэродром. Всего совершил 30 боевых вылетов на бомбардировщике СБ.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного совета СССР от 21 марта 1940 года старшему лейтенанту Остаеву Алексею Егоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Продолжал службу в ВВС командиром звена (в Ленинградском военном округе). В апреле 1941 года окончил Рязанскую высшую военную школу штурманов ВВС. С мая 1941 года служил в ВВС заместителем командира авиаэскадрильи (в Московском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-ноябре 1941 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи, а с ноября 1941 года – командир 208-го бомбардировочного авиационного полка (Западный фронт и ПВО г.Москвы). Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии и Московской битве. Совершил несколько боевых вылетов на самолётах СБ и Пе-3.

Погиб 7 января 1942 года на самолёте Пе-3 при возвращении с боевого задания. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Майор (1941). Награждён орденами Ленина (21.03.1940), Красного Знамени (15.01.1940), медалью «За оборону Москвы» (1944, посмертно).

Бюст А.Е.Остаева установлен на Аллее Героев в городе Цхинвал (Южная Осетия). Его имя носят улицы в городах Владикавказ и Цхинвал, а также в сёлах Донгарон, Ногир, Сунжа и Тарское (Пригородный район Северной Осетии). Во Владикавказе на здании школы, носящей его имя, и в селе Ногир установлены мемориальные доски.


До цели было ещё далеко. Эскадрилья набрала высоту и неслась на полной скорости к железнодорожной станции. При подлёте к станции эскадрилья развернулась и пошла со снижением к цели. Вдруг впереди самолёта в воздухе повисли голубые и белые дымки, разноцветными кляксами упавшие на безоблачную морозную синеву. Мелькнули огоньки разрывов.

Станция была уже совсем близко. Разрывы участились. Оглушительный взрыв подбросил самолёт. А.Е.Остаев почувствовал острую боль в ноге. На секунду он закрыл глаза и крепко сжал челюсти. Он понял, что снаряд попал в самолёт. Но уже через секунду он обратил внимание на то, что отстал от товарищей. Этого нельзя было допустить. Маневрируя, он проверил работу руля поворота, элеронов, рулей глубины. Они были в исправности. А.Е.Остаев прибавил скорость и занял свое место в строю.

Неожиданный вихрь ворвался в кабину. Это штурман открыл бомбовые люки. Они летели уже над станцией. А.Е.Остаев видел, как соседние самолёты сбросили бомбы. Когда через несколько мгновений он оглянулся назад, в воздухе висели чёрные тучи земли. Вагоны были охвачены ярким пламенем и взрывались.

А.Е.Остаев облегченно вздохнул. Самое главное было сделано. Он связался со штурманом – у того всё в порядке. Затем вызвал стрелка-радиста Погребняка. Радист не отвечал. А.Е.Остаев послал записку пневматической почтой. Ответа не было. Это ещё больше взволновало А.Е.Остаева. Может быть, Погребняк тяжело ранен и ему нужна быстрая помощь. Скорее домой, скорее на свой аэродром.

Унта пропитана кровью. Нога глухо болела, и он уже не мог нажимать ею на педаль. Ослабевший от потери крови, А.Е.Остаев всё же продолжал уверенно управлять машиной. И вот показался аэродром. А.Е.Остаев пошёл на посадку. Машина бежала уже по снегу. Лётчик не позвал на помощь, хотя имел на это право. Он сделал то, что делал всегда: прибавил газ, чтобы зарулить на якорную стоянку.

Навстречу ему бежали техники, скрестив над головой руки. Это означало – рулить нельзя. Когда А.Е.Остаев вышел из самолёта, он увидел, что колёса исковерканы осколками снаряда. Погребняк вышел вслед за командиром корабля. Он был ранен. Обоих отправили в госпиталь.

Через полчаса А.Е.Остаеву сообщили количество пробоин. Их было семьдесят пять. Осколки раздробили кислородные приборы, лонжероны, турель, патронный ящик. А.Е.Остаев пролежал в госпитале десять томительных дней. Больше там оставаться он не хотел и вернулся в часть. Его машина ещё была в ремонте. Командир предложил ему отпуск, но А.Е.Остаев попросил дать ему другую машину.

Опять начались для А.Е.Остаева боевые дни. В ожидании, когда его машина встанет в строй, он летал на других самолётах. Однажды над Выборгом, после бомбежки, на него напали истребители. А.Е.Остаев увидел струи трассирующих пуль. Они летели, как искры из трубы гигантского паровоза.

«Фоккеров» было девять. Они кружились вокруг шестёрки бомбардировщиков, шедших сомкнутым строем. А.Е.Остаев заметил знаки стрелка-радиста ведущей машины. Тот указывал ему рукавицей кверху. А.Е.Остаев понял и набрал высоту.

«Фоккеры» вели настойчивые атаки. Огненный ливень обрушился на машину А.Е.Остаева. Пули застучали по кабине. Он резко набрал высоту, потом опять спустился. Маневрировал, но машина уже была поражена. Удушливый запах гари заполнил кабину, мешал дышать. Из разбитых радиатора и маслобака вытекали вода и масло.

Атака «фоккеров» не удалась. Мощный огонь наших стрелков создал непроходимую завесу. «Фоккеры» начали отходить всё дальше и дальше, пока, наконец, не отвалились. Моторы машины А.Е.Остаева дают резкие перебои. Термометры масла и воды показывают нуль. Сквозь колпак А.Е.Остаев видел, как на крыле дымится краска. Сейчас вспыхнет пламя, и тогда.

Он быстро выключил мотор. Что ж – правый мотор отказал, зато ведь есть левый! Это было на высоте две тысячи метров. В такие минуты земля совсем не кажется приветливой. Можно было спланировать на одно из многочисленных озер и отсидеться там до прибытия помощи.

Но А.Е.Остаев решил тянуть до конца. Он положился на свои силы, свой опыт, на машину, которая продолжала слушаться руля. Через полчаса он сел на своём аэродроме. Утомлённый боем он не ушёл отдыхать, а стал помогать техникам менять развороченные пулями баки, плоскости, мотор.

Описание подвига Героя предоставлено Игорем Сердюковым.

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Бетоева М.Д. Дорогами мужества. Книга 1. Владикавказ, 2010

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

За нашу Совегскую Родину. Орджоникидзе, 1957.

Личное дело

Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.

Муриев Д.З. Осетии отважные сыны. - Орджоникидзе: Северо-Осетинское изд., 1974

Учётно-послужная карта

Цкитишвили К.В.,Чинчилакашвили Т.Г. Герои Советского Союза из Грузии. Тб,1981