Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Комарицкий Григорий Кириллович

Комарицкий Григорий Кириллович

16.12.1916 - 05.05.2000

Герой Советского Союза

Даты указов

23.02.1945

Медаль № 5349

Комарицкий Григорий Кириллович - командир эскадрильи 723-го штурмового авиационного полка 211-й штурмовой авиационной дивизии 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта, старший лейтенант.

Родился 16 декабря 1916 года в селе Михайловка ныне Рыльского района Курской области в крестьянской семье. Русский. В 1937 году окончил Харьковский техникум политпросвещения.

В 1937 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Тамбовскую военно-авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с августа 1943 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

Командир эскадрильи 723-го штурмового авиационного полка старший лейтенант Г.К.Комарицкий к середине августа 1944 года произвёл 105 боевых вылетов на Ил-2, нанеся врагу большой урон в живой силе и боевой технике. Всего за годы Великой Отечественной войны выполнил 170 боевых вылетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Комарицкому Григорию Кирилловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5349).

В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию. Освоил реактивную технику. Был командиром полка, начальником штаба дивизии. В 1959-1968 годах проходил службу в Главном управлении кадров Министерства обороны СССР. С 1968 года полковник Г.К.Комарицкий - в запасе.

Жил в Москве. Умер 5 мая 2000 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.


Из воспоминаний Героя:

С зенитными средствами противника мне пришлось встретиться в первом же вылете на боевое задание. Действуя в районе Духовщина, сильно прикрытом огнем ЗА, я пришел к выводу, что производить обработку цели, не обращая внимания на зенитки и пулеметный огонь, невозможно.

Можно, конечно, с таким мощным вооружением, как на самолете Ил-2, обрушиться всей группе на подавление зенитных средств, но это значит не выполнить поставленной задачи. Поэтому для подавления зенитных точек из состава групп выделялись специальные самолеты.

Мне приходилось неоднократно выполнять подобные задачи.

В группе 6-8 самолетов для этой цели выделялась пара, а когда шла целиком эскадрилья — звено в составе двух пар. Отбирались лучшие летчики, умевшие хорошо стрелять, бомбить, а также хорошо ориентироваться. Требовалось найти цель, без промаха подавить огневую точку и в случае срыва от группы самостоятельно прийти на свой аэродром.

Такие самолеты при подходе к цели оттягивались на увеличенную дистанцию с расчетом более свободного маневра на флангах группы.

В сентябре 1943 года наша группа штурмовиков в составе 8 Ил-2 наносила удар по городу Духовщина.

Когда группа подошла к пункту, противник открыл сильный зенитный огонь. Я и мой ведомый, летчик Назаркин, заметили стреляющие батареи на северной окраине пункта и с первой атаки подавили две батареи в то время, когда группа нанесла удар по пункту.

При выходе группы из атаки и при уходе от цели мы продолжали подавлять огневые точки с малой высоты и дали возможность группе вернуться на свой аэродром без потерь.

В следующих вылетах в том же районе я со своим ведомым, как правило, атаковывал огневые точки до начала атаки группы или во время выхода и отхода группы от цели. Последнее особенно важно потому, что во время отхода все зенитки (в том числе и запоздавшие) ведут усиленный огонь в хвост группе. В этом случае мы шли на увеличенном интервале, для того чтобы при догоне строя не налететь на снаряды, выпущенные по впереди идущим самолетам.

Выделение специальных самолетов для подавления ЗА обеспечивало спокойную работу группе и повышало эффект удара.

Подавлять ЗА противника приходилось не только в группе, но и во время вылетов парой на разведку и охоту.

Однажды при вылете на охоту по железнодорожной ветке Полац — Идрица в составе пар я обнаружил два эшелона на станции Прибытки. Один эшелон состоял из цистерн, а второй — из товарных вагонов с паровозом.

Первых два захода сделали на подавление ЗП, которые располагались на станции. Огневые точки прекратили стрельбу. Затем уже произвели атаку по эшелонам и в спокойной обстановке подожгли 3 цистерны, разбили 2 вагона и паровоз.

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Золотые Звёзды курян. Воронеж: Центрально-Чернозёмное изд.,1966

Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984

Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005