Герой Российской Федерации
ВВС: Лётчики-испытатели
Шеффер Юрий Петрович

Шеффер Юрий Петрович

30.06.1947 - 05.06.2001

Герой Российской Федерации

Даты указов

07.12.1998

Медаль № 472

Шеффер Юрий Петрович – лётчик-испытатель – заместитель начальника комплекса Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова, Московская область.

Родился 30 июня 1947 года в городе Челябинск в семье рабочего. В 1965 году окончил Челябинскую среднюю школу №92. В том же году окончил и Челябинский аэроклуб. Получил право пилотирования самолета Як-18, вертолёта Ми-1 и планеров. Прошёл парашютную подготовку. С 1965 по 1966 год работал электрослесарем-монтажником в Челябинском специализированном монтажном управлении.

В 1966 году призван в ряды Советской Армии. В 1970 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, получил квалификацию военного лётчика-инженера. Служил лётчиком-инструктором училища. В 1976 году вышел в запас.

В 1977 году прошёл годовой курс обучения в Школе лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности СССР. В 1977 году поступил на вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе. Окончил его в 1980 году, получив квалификацию инженера-механика.

С 1977 года работал лётчиком-испытателем в ОКБ имени А. Н. Туполева. Однажды при заходе на посадку на военную базу Белая под Иркутском на сверхзвуковом бомбардировщике с изменяемой геометрией крыла Ту-22М2 отказал механизм перестановки крыла и, соответственно, выпуска предкрылков и закрылков.

По всей авиационной логике, тяжёлая машина просто не могла совершить посадку с таким отказом: скорость снижения была недопустимо высокой. Экипаж получил команду немедленно катапультироваться. Однако Ю. П. Шеффер смог посадить почти неуправляемый самолёт. Как выяснилось при разборе полёта, его действия в той ситуации открывали абсолютно новую страницу в пилотировании тяжёлых сверхскоростных бомбардировщиков.

При перелёте на опытном самолете «МАИ-89» на аэродром Тушино для участия в демонстрационных полётах в честь Дня Воздушного Флота над Москвой отказал двигатель. Рискуя собственной жизнью, Ю. П. Шеффер осуществил аварийную посадку без двигателя на ограниченную площадку в городской черте. Был сохранён самолёт, на котором впоследствии он летал в небе над Тушино, Кубинкой, в Германии на международном авиасалоне в Шёнефельде.

Неоднократно принимал участие в многочисленных международных аэрокосмических салонах и выставках Европы, Азии и Америки. Был ведущим лётчиком на испытаниях самолета Ту-144ЛЛ, который был создан по решению межправительственной российско-американской комиссии. Объём и сложность экспериментов, выполненных им, не имеют аналогов в мировой авиации, их результаты будут использоваться при создании тяжёлых сверхзвуковых самолетов ХХI века как в России, так и в США.

В сентябре 1983 года был отобран для работ по космической программе «Буран». Был направлен на углубленные медицинские обследования в Институт медико-биологических проблем. 17 апреля 1985 года получил окончательное заключение Государственной межведомственной комиссии (ГМВК) о годности к специальной подготовке. Решением ГМВК от 2 сентября 1985 года рекомендован для зачисления в отряд космонавтов Лётно-исследовательского института.

21 ноября 1985 года приказом Министерства авиационной промышленности СССР №537 был утверждён в должности кандидата в космонавты-испытатели ОКБ Туполева. 2 января 1986 года был переведён из ОКБ Туполева в Лётно-исследовательский институт и зачислен кандидатом в отряд космонавтов этого института.

С 13 ноября 1985 года по 22 мая 1987 года проходил общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. После сдачи зачётов 5 июня 1987 года решением Межведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

Прошёл подготовку по программе «Буран», в ходе которой проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на самолёте-лаборатории Ту-154 и МиГ-25, оснащённых системой управления «Бурана».

С 1992 года – командир отряда лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института, заместитель начальника Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей.

Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 1998 года за мужество и героизм, проявленные при испытании современной авиационной техники, Шефферу Юрию Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

Ушёл из отряда космонавтов Лётно-исследовательского института в начале 2001 года. Оформил пенсию, но продолжил работать в Лётно-исследовательском институте в должности заместителя начальника комплекса.

Жил в городе Жуковский Московской области. Скоропостижно скончался 5 июня 2001 года. Похоронен на Быковском кладбище в Жуковском.

Награждён орденом «За личное мужество» (29.12.1992), медалями.

В Жуковском, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.


 

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Васин В.П., Симонов А.А. Испытатели ЛИИ. Жуковский, 2001