Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Кубарев Василий Николаевич

Кубарев Василий Николаевич

30.01.1918 - 17.11.2006

Герой Советского Союза

Даты указов

28.09.1943

Медаль № 1120

Кубарев Василий Николаевич - командир эскадрильи 65-го гвардейского истребительного авиационного полка 4-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 15-й воздушной армии Брянского фронта, гвардии майор.

Родился 30 января 1918 года в деревне Ненаедово ныне Ржевского района Тверской области в крестьянской семье. Русский.

В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В 1938 году окончил Одесскую военно-авиационную школу пилотов и остался в ней инструктором-лётчиком. Был командиром звена в Конотопской, затем в Армавирской военно-авиационной школе пилотов. В боях Великой Отечественной войны с ноября 1941 года. Член ВКП(б)КПСС с 1942 года.

Полк сражался в Крыму. В марте 1942 года на истребителе И-15-бис капитан В.Н. Кубарев сбил фашистский "мессер". Из Крыма полк перебазировался на Калининский фронт, перешел в подчинение 1-го гвардейского истребительного корпуса. Здесь капитан В.Н. Кубарев командовал эскадрильей, получил звание майора, был назначен заместителем командира полка по лётной подготовке.

Летом 1943 года он с полком сражался на Курской дуге. Летая на "яках" и совершая за день по нескольку боевых вылетов, советские лётчики-истребители смело бросались на врага, надежно прикрывали наши бомбардировщики и штурмовики, навязывали врагу свою волю в воздушных боях.

Майор В.Н. Кубарев водил большие группы самолетов и, как правило, первым начинал атаку. Однажды он сбил фашистский Ю-88, но и сам был ранен в ногу. Благополучно посадил самолёт на свой аэродром, подлечился и снова в воздух. В боях на Курской дуге В.Н. Кубарев лично сбил 13 фашистских стервятников.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору Василию Николаевичу Кубареву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1120).

Майор В.Н. Кубарев стал первым Героем в полку. Гвардейцы стояли тогда под Серпуховом. В.Н. Кубарева пригласили в Кремль, где М.И. Калинин вручил Герою-лётчику орден Ленина и Золотую Звезду. Счастливый и окрыленный, В.Н. Кубарев вернулся в полк. Лётчики подхватили Героя на руки, стали качать, подбрасывая над землей. И радостно улыбающийся В.Н. Кубарев падал "без парашюта" на руки друзей - сильные и самые надежные.

На последнем этапе войны В.Н. Кубарев мастерски управлял воздушными боями, водил эскадрильи на штурмовку. Последние победные вылеты В.Н. Кубарев совершил в небе над Берлином. К 5 мая 1945 года, В.Н. Кубарев совершил около 300 боевых вылетов, сбил в воздушных боях 18 вражеских самолётов, успешно провел 36 штурмовок переднего края противника, уничтожив десятки единиц вражеской боевой техники и много живой силы.

В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию, в 1960 году — Военную академию Генерального штаба. Успешно продвигался по службе, командовал авиационной дивизией, корпусом противовоздушной обороны. В 1957 году получил звание генерал-майора авиации. В 1960-1965 годах - 1-й заместитель командующего, в 1965-1973 годах - командующий 6-й отдельной Краснознамённой армией противовоздушной обороны (город-герой Ленинград).

С 1973 по 1981 годы - начальник Военной инженерной радиотехнической академии противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза Л.А. Говорова (город Харьков).

В 1981 году генерал-полковник авиации В.Н. Кубарев уволился из Вооруженных Сил по выслуге лет, переехал в Ленинград и возглавил кафедру Академии гражданской авиации, защитил кандидатскую диссертацию, стал кандидатом военных наук. Он - автор военно-теоретических трудов и книги "Атакуют гвардейцы". Являлся председателем объединенного комитета ветеранов войны и военной службы - однополчан.

Жил в Санкт-Петербурге. Скончался 17 ноября 2006 года. Похоронен на Никольском кладбище Алекандро-Невской лавры в городе Санкт-Петербурге.

Награжден 2 орденами Ленина (в том числе - 28.09.1943), орденом Октябрьской Революции, 6 орденами Красного Знамени (в том числе - 19.04.1942, 06.02.1943, 14.10.1944), 2 орденами Александра Невского (в том числе - 01.08.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (21.07.1943, 06.04.1985), 2 орденами Красной Звезды (в том числе - 17.10.1942), орденом Дружбы (01.04.1995), медалями.


Из воспоминаний Героя:

Лето 1943 года. Наши войска вели наступательные действия на Орловско-Курской дуге. Моя часть действовала севернее города Орла в направлении города Волхов.

Наземные части, мотопехота и танковые соединения переправлялись через реку Оку на занятый заранее нашими войсками плацдарм.

Мне как командиру группы была поставлена задача: шестью самолетами Як-9 прикрыть готовящуюся на западный берег реки Оки переправу, где было сосредоточено много техники. Необходимо было прикрыть эту переправу, для того чтобы наши механизированные части пришли скрытно в исходное положение и остались незамеченными.

Главным образом требовалось не допустить немецкие самолеты к бомбометанию по переправе.

Нам сообщили с постов ВНОС и станций наведения, что немецкие бомбардировщики проходят группами под прикрытием истребителей.

Я подобрал сильных летчиков ведущими пар: Героя Советского Союза лейтенанта Гуськова, старшего лейтенанта Килоберидзе и полетел на выполнение этого ответственного задания.

Взлет, набор высоты и следование по маршруту (аэродром находился в 15 км от переправы) прошли благополучно, без встречи с самолетами противника. На 28-й минуте патрулирования появились 4 Ю-88 под прикрытием 8 ФВ-190 с курсом в направлении переправы.

Это были разведчики переправы, как мы об этом после узнали. Встреча с этой группой произошла над территорией противника. Быстрота принятия решения и внезапность атаки решили исход боя. С первой атаки был сбит один Ю-88 и один ФВ-190, остальные сбросили бомбы и ушли. Нашему успеху способствовала кучевая облачность.

Отразив нападение первой группы, мы сразу же заметили появление эшелона в 27 Ю-88 под прикрытием 20 ФВ-190.

Я подтянул свою группу и повел свою шестерку в атаку.

Встреча произошла над территорией противники, не доходя 5 км до переправы. Наземные войска наблюдали ход воздушного боя. Наземная станция всё время корректировала бой.

Используя облачность и солнце, я затруднил противнику определение количественного состава моей группы.

Боевой порядок группы противника был построен так: между облаками эшелоном шла группа бомбардировщиков и часть истребителей, а за облаками шла группа истребителей прикрытия.

Первой внезапной атакой мы без сопротивления сбили двух Ю-87 и навели панику во всем эшелоне. Первая девятка сразу сбросила бомбы на свои войска; вторая попыталась пройти к переправе, но, когда мы последующей атакой и во второй девятке сбили один Ю-87, группа, рассыпавшись, тоже сбросила бомбы неприцельно.

Третья группа, видя такое положение, вернулась обратно.

Во время воздушного боя с бомбардировщиками их истребители пытались противодействовать.

В результате было сбито 4 ФВ-190.

Таким образом самолеты противника не были допущены к переправе. Наш успех объяснялся тем, что группа была хорошо оттренирована и приучена к осмотрительности, к четкому выполнению команд и к производству согласованных внезапных атак в воздухе.

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005