Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Волков Виктор Фёдорович

Волков Виктор Фёдорович

07.02.1917 - 21.10.1998

Герой Советского Союза

Даты указов

01.07.1944

Медаль № 3047

Волков Виктор Фёдорович - командир 157-го истребительного авиационного полка 234-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, майор.

Родился 25 января (7 февраля) 1917 года в деревне Самсоново ныне Даниловского района Ярославской области в крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1940 года. Работал в Ярославском Дворце пионеров, окончил техникум синтетического каучука. Работал на автозаводе (ныне – моторный завод), затем на заводе синтетического каучука.

В 1936 году был призван в ряды Красной Армии. Получил направление в летную школу, прошел медкомиссию и был принят в Одесскую военную авиационную школу летчиков, которую окончил в 1938 году.

На фронте с первых дней войны. Первую победу одержал на И-16, на втором часу войны сбив один из атаковавших аэродром разведчиков около 6 часов утра. Воевал на Калининском, 1-м Белорусском фронтах.

В бою 8 августа 1942 года был сбит в районе Ржева, покинул горящую машину с парашютом. В декабре 1942 года капитан В.Ф. Волков был назначен командиром 157-го истребительного авиационного полка. Провел полк через сражение на Курской дуге, битву на Днепре. Летчики полка под командованием Волкова только с 28 декабря 1942 года по 9 марта 1944 года совершили 2458 боевых вылетов и сбили 131 вражеский самолет.

Один из результативнейших своих боев В.Ф. Волков провел в день Красной Армии в районе Рогачева. Сбив один из истребителей противника — ФВ-190, он прорвался к главной цели — к бомбардировщикам — и точной очередью зажег лидера группы Ю-87.

Майор В.Ф. Волков к марту 1944 года совершил 236 боевых вылетов, в 59 воздушных боях лично сбил 15 и в составе группы 8 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками майору Виктору Фёдоровичу Волкову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3047).

К концу войны совершил 290 боевых вылетов, провёл 75 воздушных боев, в которых лично сбил 17 самолётов противника.

В 1951 году В.Ф.Волков окончил Военно-воздушную академию (Монино). Летал на многих реактивных типах боевых машин. Был заместителем командира истребительной авиационной дивизии, заместителем начальника Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков. В 1972 году после списания с лётной работы уволился в запас в звании полковника.

Жил и работал в Ярославле. Умер 21 октября 1998 года. Похоронен в Ярославле, на Аллее героев Воинского мемориального кладбища.

Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.


Из воспоминаний Героя:

По данным разведки, на центральном аэродроме в Бобруйске стояла эскадра «Мельдерс», которая считалась одной из лучших у противника. Из опроса пленного летчика, сбитого нами, выяснилось, что эскадра понесла от наших истребителей значительные потери в кадровом составе. В ней было 40 процентов молодого летного состава, и все же немецкое командование возлагало большие надежды на эту эскадру, выставляя ее на решающие участки фронта.

Командир ИАД поставил перед полком, которым командовал я, задачу:

"Отнять инициативу у противника в воздухе. Нанести сокрушительный удар эскадре «Мельдерс».

23 февраля 1944 года в течение дня авиация противника особой активности не проявляла. Мною была подготовлена группа в составе 14 экипажей лучшего летного состава с целью дать сокрушительный воздушный бой эскадре «Мельдерс». Базировались мы на аэродроме Юдичи, в 12 км от линии фронта. Летный состав к выполнению боевой задачи был подготовлен хорошо. Тактику немецких истребителей наши летчики знали в совершенстве. На вооружении у нас были самолеты Як-9т (с 37мм пушкой) и Як-1.

К исходу дня 23 февраля за 1 час 30 минут до наступления темноты «Редутом» было обнаружено появление в воздухе в районе Бобруйска нескольких групп авиации противника. Очевидно, противник решил произвести массированный налет на наши войска.

Вся группа 14 экипажей находилась в готовности номер 1 и по сигналу с КП вылетала в район цели Вылет и сбор группы в боевой порядок были произведены быстро и организованно. Боевой порядок нашей группы при следовании на линию фронта и до начала воздушного боя был следующий:

1-я ударная шестерка истребителей Як-9т в строю боевых пар шла на высоте 1500-1800 метров, ведущим этой группы был я.

2-я группа, 4 экипажа Як-1, шла выше и справа на высоте 2800 метров. Ведущим этой группы был Герой Советского Союза майор Зудилов.

3-я группа, 4 экипажа, шла на высоте 3500-4000 метров. Ведущим этой группы был дважды Герой Советского Союза майор Боровко.

Группы состояли из боевых, хорошо слетанных пар. Связь между группами (ведущими) была зрительная и по радио. Управление в воздушном бою осуществлялось по радио и сигналами, ранее выработанными.

В этом боевом порядке, используя облачность и солнце, группа прошла на линию фронта. Я сразу же заметил на встречном курсе и на одной высоте группу истребителей противника из 6 ФВ-190. Это была группа «очистки» воздуха перед приходом главных сил. Я скомандовал по радио:

«Двум группам в бой не вступать, веду бой своей группой».

Сигнал был принят, и я шестеркой со стороны солнца атаковал истребителей противника. Они боя не приняли и на бреющем полете по одному ушли на запад. Увлекаться погоней было бы ошибочно, так как основные силы противника были на подходе к линии фронта. Мы сохранили тот же боевой порядок и заняли наиболее выгодное положение над территорией противника.

Я получил сигнал с радиостанции «Редут» о приближении большой группы немцев на моей высоте. В этот момент я увидел со стороны города Бобруйска две группы бомбардировщиков Ю-87 в количестве до 30 под прикрытием около 20 истребителей. Увидели противника и ведущие остальных групп.

Я принял решение: своей шестеркой атаковать бомбардировщиков противника, второй четверке следовать за мной, а третьей четверке сковать истребителей противника. Сигнал был принят, и все три группы вступили в бой.

Решительной атакой 10 экипажей удалось расстроить группы бомбардировщиков противника, и с первой атаки моей шестерки три Ю-87 были сбиты. Бомбардировщики противника, беспорядочно сбрасывая бомбы, стали уходить по одному на бреющем полете. Часть бомб была сброшена ими на свои войска. Преследовать бомбардировщиков противника дальше не удалось, так как нам навязали бой истребители прикрытия. Третья четверка майора Боровко атаковала сверху группу истребителей и сбила два ФВ-190.

Бросив удирающих бомбардировщиков противника, я вступил в бой с их истребителями. Все наши группы сохранили свой прежний боевой порядок, за исключением четверки майора Зудилова, которая увлеклась преследованием бомбардировщиков и лишь позднее вступила в бой с истребителями, чем в дальнейшем улучшила наше положение. В бою мы применяли действие отдельных пар, взаимодействующих между собой; ведущие, чувствуя надежное прикрытие, атаковали противника наверняка. С самого начала инициатива была в наших руках, немцы стали метаться и по одному уходить из боя, чем мы и воспользовались, сбивая одиночек. Воздушный бой происходил на вертикальном и горизонтальном маневрах в течение 35 минут. Бой закончился полной победой наших истребителей. Было сбито 4 бомбардировщика и 9 истребителей противника, своих потерь не имели.

Этот бой решительно изменил воздушную обстановку в нашу пользу на всем участке нашего фронта. Действия истребителей противника стали весьма ограниченными и трусливыми. Господство в воздухе было завоевано нами.

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Герои огненных лет. Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд., 1985

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005