Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Муравьёв Павел Игнатьевич

Муравьёв Павел Игнатьевич

20.12.1917 - 19.02.2003

Герой Советского Союза

Даты указов

01.05.1943

Медаль № 932

Орден Ленина № 13163

Муравьёв Павел Игнатьевич – командир авиаэскадрильи 271-го истребительного авиационного полка (274-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиационный корпус, 3-я воздушная армия, Калининский фронт), старший лейтенант.

Родился 7 (20) декабря 1917 года в деревне Сныткино Брасовской волости Севского уезда Орловской губернии (ныне Брасовского района Брянской области). Русский. С 1930 года жил в городе Севск (Брянская область). В 1934 году окончил 7 классов школы, в 1936 году – 2 курса Сычёвского зооветеринарного техникума (Смоленская область), в 1937 году – Ржевский аэроклуб (Тверская область).

В армии с апреля 1938 года. В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком в строевых частях ВВС (в Северо-Кавказском и Киевском военных округах).

Участник советско-финляндской войны: в декабре 1939 – марте 1940 – лётчик 7-го истребительного авиационного полка. Совершил 94 боевых вылета на истребителе И-16, в воздушных боях в составе группы сбил 3 самолёта противника.

Продолжал службу в ВВС начальником парашютно-десантной службы отдельной истребительной авиаэскадрильи (в Северо-Кавказском военном округе). В августе 1941 года окончил курсы командиров звеньев (город Ростов-на-Дону).

Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1941 – мае 1945 – командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи, заместитель командира 271-го (с марта 1943 – 64-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Южном, Калининском, Брянском, 2-м и 1-м Прибалтийских, 3-м и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в оборонительных боях на ростовском направлении, Ростовской, Демянской, Ржевско-Вяземской, Орловской, Брянской, Невельско-Городокской, Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской, Белорусской, Рижской и Мемельской операциях, блокаде курляндской группировки противника и Берлинской операции. В октябре 1941 года в воздушном бою был легко ранен в плечо. За время войны совершил 289 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3, в 83 воздушных боях сбил лично 22 и в составе группы 6 самолётов (по другим данным – лично 29 и в составе группы 2 самолёта) противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года гвардии капитану Муравьёву Павлу Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны до ноября 1946 года служил в ВВС заместителем командира истребительного авиаполка (в Группе советских войск в Германии). В 1946-1948 годах обучался в Военно-воздушной академии (Монино). Затем служил заместителем командира истребительного авиаполка (в Забайкальском военном округе). С сентября 1953 года подполковник П.И.Муравьёв – в запасе.

Работал на Московском электромашиностроительном заводе «Памяти революции 1905 года»: старшим товароведом (1959-1960), инженером (1960-1962), старшим инженером (1963-1967), заместителем начальника отдела материально-технического снабжения и начальником бюро (1968-1974). В 1978-1979 годах работал контролёром военизированной охраны в Научно-исследовательском институте тепловых процессов, в 1979-1982 – начальником группы военизированной охраны в Научно-производственном объединении «Красная Звезда».

Жил в Москве. Умер 19 февраля 2003 года. Похоронен на Головинском кладбище в Москве.

Подполковник (1944). Награждён орденом Ленина (1.05.1943), 3 орденами Красного Знамени (5.06.1940; 12.02.1942; 9.10.1943), орденом Александра Невского (19.07.1943), 3 орденами Отечественной войны 1-й степени (13.02.1943; 19.08.1944; 11.03.1985), медалями.


Из воспоминаний Героя:

В период Орловской операции, особенно перед занятием нашими войсками города Орла, немецкая авиация была брошена с целью остановить наши подвижные наземные войска, прорывавшиеся через их оборону. В этот период можно было наблюдать применение немцами истребителей Ме-110 не только в борьбе с нашими бомбардировщиками, но и как истребителей-штурмовиков для действия по наземным целям.

Патрулируя шестеркой Як-9 в районе станции Моховая, я заметил девятку Ме-110. Ме-110 шли в сторону «клин» на пересекающихся курсах под ракурсом 3/4. Оповестив свою группу, я отдал приказ: «атаковать всем одновременно». Из-за дыма от пожаров видимость не превышала 3-4 км. Мы внезапно сблизились с противником на короткую дистанцию и открыли пулеметно-пушечный огонь. При первой же атаке был сбит один самолет Ме-110, оставшиеся восемь немедленно стали в круг.

Это самый излюбленный метод обороны истребителей Ме-110, потому что подойти к хвосту противника сзади невозможно, так как наш атакующий истребитель находится под двойным обстрелом: огнем стрелка атакуемого Ме-110 и огнем следующего за ним Ме-110 с сильным лобовым вооружением (4 пушки «Эрликон»).

Все попытки разбить замкнутый круг противника заходом на вираже в хвост противнику не дали желаемого результата, и нам не удавалось сбить ни одного немца. Один из наших истребителей, получив повреждение, вышел из боя. Находящийся на КП командир соединения, наблюдая наш бой, приказал моей четверке набрать высоту и сверху атаковать противника, а паре Як-9 продолжать атаки, ведя огонь короткими очередями с дистанции 300-200 метров.

Атакуя сверху, моя четверка сразу же зажгла два самолета Ме-110, экипаж одного из них выбросился на парашютах, летчики приземлились на нашей территории и были взяты в плен.

Применение вертикального маневра в бою с Ме-110 позволило нам безнаказанно атаковать немцев, находясь под воздействием их огня незначительное время. Атаки мы производили парами на растянутой дистанции, что давало возможность ведущему вести огонь по одному самолету противника, а ведомому — по второму. Атакованный ведомым Ме-110 вынужден маневрировать и не может вести прицельный огонь. Таким образом ведомый блестяще решает свою задачу — прикрыть действия ведущего. Вывод из атаки, как правило, производили не на одной высоте с противником, а после атаки продолжали пикирование, проскакивали строй противника вниз на большой скорости с последующим выходом из пикирования и повторением атаки уже снизу.

В этом бою, благодаря применению вертикального маневра, мы сбили три Ме-110, два из них — при применении противником замкнутого круга.

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Бодрихин Н.Г. Советские асы. М., 1998

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Северного АО г. Москвы. М., 2003

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Личное дело

Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.

Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005