Загидуллин Раис Газизович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 14530
Орден Ленина № 356718
Загидуллин Раис Газизович – шофёр Казанского грузового автохозяйства Татарского управления автомобильного транспорта Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, Татарская АССР.
Родился в 1932 году в деревне Большие Кайбицы Кайбицкого района Татарской АССР (ныне – Республики Татарстан). Татарин.
Его отец в числе 30-тысячников участвовал в коллективизации сельского хозяйства в Кайбицком районе Татарской АССР, а в 1936 году семья Загидуллиных переехала в Казань. После окончания 4 классов школы №65 трудовую деятельность начал в 1943 году в 12-летнем возрасте на обувном комбинате «Спартак» – сперва учеником, затем механиком швейных машин. В 1946 году поступил в школу фабрично-заводского обучения (ФЗО) при комбинате, окончив её, стал работать токарем в ремонтно-механическом цехе «Спартака» до призыва на военную службу.
После службы в пограничных войсках в 1954 году вернулся в Казань, окончив курсы шоферов, работал водителем в организации Гидроспецстрой «Казаньзащита». Он перевозил тонны песка и камня на строительство дамб по берегам рек Волги и Казанки для защиты Казани при заполнении Куйбышевского водохранилища. В этот период он освоил работу на всех отечественных грузовиках, внедрил бригадную форму перевозки грузов, выступил инициатором вождения автопоездов.
После окончания в 1957 году училища автомехаников в Москве Раис Газизович вернулся в Казань. Работал по специальности в Казанском грузовом автохозяйстве, с 1960 года – шофёром на автомобиле «Татра» на вывозе грунта из карьеров и отвалов, добился высокой производительности труда. В 1964 году по его инициативе на вскрышных работах стали создаваться комплексные бригады, в которых наряду с шоферами трудились машинисты экскаваторов, одну из бригад он возглавил. Новшество позволило поднять производительность труда на 14 процентов, его бригада одна из первых в автохозяйстве была удостоена почётного звания «Коллектив коммунистического труда».
Плановое задание седьмой семилетки (1959-1965) бригада выполнила за 6 лет, сверх плана было перевезено 42 867 тонн различных народнохозяйственных грузов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана по перевозкам народнохозяйственных грузов и пассажиров, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог Загидуллину Раису Газизовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В последующие годы он по ускоренному курсу обучения в школе рабочей молодёжи, без отрыва от производства, окончил за два года восьмилетку и Васильевский автотранспортный техникум. По его инициативе бригада приступила к перевозке грузов автопоездами. Для этого использовались прицепы, оставшиеся от списанных автомобилей «МАЗ» и «Татра» после частичной переделки гидравлической системы, ходовой части и кузова. Выработка на автомобиль-тонну возросла на 30 процентов, в тонно-километрах – до 40 процентов, что позволило значительно перевыполнить план перевозки груза в 1975 году – 2704,3 тысячи тонн при плане 2315 тысяч тонн.
В конце 1975 года Раис Газизович приехал в Набережные Челны для участия в сборке и испытании первых «КамАЗов». На одном из них он совершил автопробег до Казани, затем обкатывал машину в течение 10 месяцев. Новый большегруз выдержал все нагрузки и сложные дороги, был запущен в производство с учётом рекомендаций первого испытателя. Когда 8 августа 1978 года с главного сборочного конвейера КамАЗа сошёл 50-тысячный* грузовик, то его торжественно вручили прославленному в Татарстане водителю Р. Г. Загидуллину.
Избирался депутатом Верховного Совета Татарской АССР (1975-1980), членом Президиума Верховного Совета республики, депутатом Кировского райсовета города Казани. Делегат XI и XII съездов профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог, дважды избирался членом ЦК этого профсоюза.
Проживал в городе Казани. Скончался в 1998 году.
Награждён орденом Ленина (05.10.1966), медалями.
______
* 16 февраля 1976 года сошёл первый КамАЗ, 27 декабря 1976 года – 5-тысячный большегруз был вручён лучшему водителю Ленинградской области С. А. Попову.
Биографию подготовил:
Герои Социалистического Труда Татарии. - Казань: Татарское книж. изд-во, 1980.
Публикации в сети Интернет