Дважды Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Одинцов Михаил Петрович

Одинцов Михаил Петрович

18.11.1921 - 12.12.2011

Дважды Герой Советского Союза

Даты указов

04.02.1944

Медаль № 1466

Орден Ленина № 15742

27.06.1945

Медаль № 6035

Одинцов Михаил Петрович – командир авиаэскадрильи 820-го штурмового авиационного полка (292-я штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт), старший лейтенант;
заместитель командира 155-го гвардейского штурмового авиационного полка (9-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии майор.

Родился 18 ноября 1921 года в селе Полозово Полозовской волости Сарапульского уезда Пермской губернии (ныне Большесосновского района Пермского края). Русский. В 1929–1935 годах жил в селе Черновское (ныне Большесосновского района), городах Барнаул (Алтайский край), Ижевск и Воткинск (ныне Республика Удмуртия), с 1935 года – в городе Свердловск (ныне Екатеринбург). В 1936 году окончил 7 классов школы, в 1937 году – 1 курс Свердловского лесостроительного техникума. В 1937–1938 годах работал на Свердловской обувной фабрике. В 1938 году окончил Свердловский аэроклуб.

В армии с ноября 1938 года. В ноябре 1939 года окончил Молотовскую военную авиационную школу лётчиков (ныне город Пермь), в октябре 1940 года – Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком 162-го резервного авиационного полка (в Западном особом военном округе; аэродром Зябровка Гомельского района Гомельской области, Беларусь), с марта 1941 года – лётчиком и командиром звена 226-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (в Киевском особом военном округе; город Киев, Украина).

Участник Великой Отечественной войны: в июне – июле 1941 – командир звена 226-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (Юго-Западный фронт). Участвовал в оборонительных боях на Западной Украине. Совершил 8 боевых вылетов на бомбардировщике Су-2. 3 июля 1941 года в воздушном бою был тяжело ранен в левую руку и левую ногу, но сумел довести подбитый самолёт до своего аэродрома.

До октября 1941 года находился в госпиталях в городах Хорол (Полтавская область, Украина) и Харьков. После частичного выздоровления был отправлен в отпуск в Свердловск. В декабре 1941 года вернулся в свой полк, проходивший переформирование в тылу (в Приволжском военном округе).

В мае 1942 – июне 1943 – заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи, лётчик и вновь заместитель командира авиаэскадрильи 800-го штурмового авиаполка. Воевал на Юго-Западном (май – июль 1942), Калининском (октябрь 1942 – февраль 1943 и февраль – март 1943), Северо-Западном (февраль 1943) и Воронежском (март – июнь 1943) фронтах. Участвовал в Воронежско-Ворошиловградской, Великолукской, Демянской и Ржевско-Вяземской операциях.

31 мая 1942 года 2-й авиаэскадрилье 800-го штурмового авиационного полка была поставлена задача уничтожить авиацию противника на аэродроме в Курске. Пара Ил-2 в составе младшего лейтенанта М.П. Одинцова и лейтенанта П.М. Степанова выполняла при этом задачу подавления зенитной артиллерии противника, чтобы дать возможность остальным самолётам нанести удар по аэродрому. Пара не только подавила пушечным огнём и ракетными снарядами ПВО противника, но и метким бомбовым ударом уничтожила 2 вражеских самолёта на аэродроме. При этом М.П. Одинцову при отходе от цели пришлось вести воздушный бой с звеном истребителей противника. Несмотря на полученные 20 пробоин и повреждённое колесо, лётчик сумел успешно посадить самолёт на своём аэродроме.

6 июня 1942 года девятка Ил-2, ведомая командиром полка майором А.И. Митрофановым, штурмовала мотомеханизированную колонну противника в районе села Мосьпаново (Чугуевский район Харьковской области, Украина). М.П. Одинцов уничтожил один и поджёг 9 вражеских танков. При возвращении на свой аэродром группа была перехвачена звеном вражеских истребителей Ме-109, которая открыла огонь по ведущему самолёту. М.П. Одинцов прикрыл своим штурмовиком самолёт командира, который всё же получил значительные повреждения. М.П. Одинцов продолжал отгонять вражеских истребителей от отставшего от группы самолёта А.И. Митрофанова и сопровождал его до вынужденной посадки на своей территории. Несмотря на повреждения своего самолёта М.П. Одинцов привёл Ил-2 на свой аэродром, где доложил о месте посадки командира.

10 июня 1942 года четвёрка Ил-2 под его командованием совершила два боевых вылета в район сёл Отрадное (Шевченковский район Харьковской области, Украина) и Юрченково (Чугуевский район Харьковской области). В результате штурмовок было уничтожено 9 танков, 12 танкеток, 9 автомашин и 1 цистерна с горючим. Во время второго вылета самолёт М.П. Одинцова был подожжён истребителями противника. На объятом пламенем штурмовике продолжал штурмовать вражеские танки. Только полностью израсходовав свой боезапас, отошёл от цели. На обратном пути вражеские истребители продолжали обстрел его самолёта. Проявив большое хладнокровие, умело маневрируя, М.П. Одинцов довёл горящий Ил-2 до своей территории, где совершил вынужденную посадку.

Осенью 1942 года во время переучивания в Московском военном округе по вине М.П. Одинцова произошла авиакатастрофа. Военным трибуналом 69-го района авиационного базирования он был приговорён к 8 годам тюремного заключения. Благодаря командованию, которое отстояло опытного лётчика, мера пресечения была заменена пребыванием на фронте. При этом командир авиаэскадрильи М.П. Одинцов был понижен в должности до рядового лётчика. Только в марте 1943 года судимость с него сняли, и он был назначен заместителем командира авиаэскадрильи.

С июня 1943 – командир авиаэскадрильи, помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе, штурман полка и заместитель командира 820-го (с февраля 1944 года – 155-го гвардейского) штурмового авиационного полка. Воевал на Воронежском (июнь – июль 1943), Степном (июль – октябрь 1943), 2-м Украинском (октябрь 1943 – июль 1944) и 1-м Украинском (июль 1944 – май 1945) фронтах. Участвовал в Курской битве, Белгородско-Харьковской операции, битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Берлинской и Пражской операциях.

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года капитану Одинцову Михаилу Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

9 октября 1944 года за выполнение 184 боевых вылетов был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда». 30 ноября 1944 года наградной лист подписал командующий 2-й воздушной армией генерал-полковник авиации С.А. Красовский. Однако представление так и не было реализовано.

За время войны совершил 210 боевых вылетов (8 вылетов – на бомбардировщике Су-2 и 202 вылета – на штурмовике Ил-2) для нанесения бомбо-штурмовых ударов по живой силе и технике противника, в воздушных боях его экипаж сбил 3 самолёта противника.

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающее право на получение звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года гвардии майор Одинцов Михаил Петрович награждён второй медалью «Золотая Звезда»**.

После войны до июля 1946 года продолжал службу в ВВС заместителем командира 155-го гвардейского штурмового авиационного полка (в Центральной группе войск; город Эбергассинг, Австрия). В июле – августе 1946 – заместитель командира 75-го гвардейского штурмового авиационного полка (в Белорусском военном округе; город Барановичи Брестской области, Беларусь).

С августа 1946 года обучался в Военно-воздушной академии (Монино). В 1948 году в связи с обострением нефрита был госпитализирован, признан негодным к лётной службе и списан с лётной работы. Добился перевода в Военно-политическую академию.

В июле 1952 года окончил Военно-политическую академию. Во время учёбы активно занимался регулярными физическими упражнениями и в 1950 году был вновь признан годным к полётам. С октября 1952 – командир 746-го бомбардировочного авиационного полка (в Прибалтийском военном округе), в июле 1956 – декабре 1957 – командир 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии (в Прибалтийском военном округе; город Черняховск Калининградской области). Летал на реактивном бомбардировщике Ил-28. Военный лётчик 1-го класса (10.1953).

В августе 1959 года окончил Военную академию Генерального штаба. В декабре 1959 – августе 1961 – заместитель командующего 48-й воздушной армией по боевой подготовке (в Одесском военном округе; город Одесса, Украина), в августе 1961 – январе 1963 – 1-й заместитель командующего 1-й Особой Дальневосточной воздушной армией (в Дальневосточном военном округе; город Хабаровск).

В январе – ноябре 1963 – начальник Центра подготовки космонавтов.

В ноябре 1963 – декабре 1965 – заместитель командующего 30-й воздушной армией по боевой подготовке (в Прибалтийском военном округе; город Рига, Латвия), в декабре 1965 – ноябре 1967 – заместитель командующего ВВС Киевского военного округа (город Киев, Украина).

В ноябре 1967 – июне 1971 – командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа (город Ростов-на-Дону), в июне 1971 – июле 1976 – командующий ВВС Московского военного округа.

Освоил реактивные истребители МиГ-17, МиГ-21 и МиГ-23, вертолёты Ми-4 и Ми-8. Его общий налёт составил около 3.500 часов.

26 июля 1972 года на самолёте МиГ-23УБ вместе с командиром 32-го гвардейского истребительного авиационного полка подполковником Н.А. Власовым на аэродроме Шаталово (Починковский район Смоленской области) выполнял полёт на сложный пилотаж. Полёт завершился катапультированием обоих лётчиков на предельно малой высоте из самолёта, который не выходил из штопора.

В июле 1976 – октябре 1981 – генерал-инспектор Инспекции ВВС Главной инспекции Министерства обороны СССР, в октябре 1981 – январе 1987 – помощник по ВВС представителя Главного командования Объединёнными вооружёнными силами государств – участников Варшавского договора в Польше. С июня 1987 года генерал-полковник авиации М.П. Одинцов – в отставке.

Вёл активную общественную работу, был 1-м вице-президентом Российской ассоциации Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы, а также председателем Объединённого комитета ветеранов ВВС. На юбилейном параде Победы 9 мая 1995 года нёс Знамя Победы.

Жил в Москве. Умер 12 декабря 2011 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Заслуженный военный лётчик СССР (08.07.1967).

Награждён российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (3.12.2001), советскими 2 орденами Ленина (04.02.1944; 29.04.1957), орденом Октябрьской Революции (16.12.1972), 5 орденами Красного Знамени (31.07.1942; 01.09.1943; 21.01.1944; 22.02.1955; 16.02.1982), орденом Александра Невского (17.08.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (05.11.1942; 11.03.1985), орденами Отечественной войны 2-й степени (22.02.1945), Красной Звезды (30.04.1954), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалями «За боевые заслуги» (20.06.1949), «За отвагу на пожаре» (01.11.1972), другими медалями, украинским орденом «За заслуги» 3-й степени (06.05.2005); иностранными орденами Возрождения Польши 5-й степени (06.10.1973), Тудора Владимиреску 5-й степени (Румыния, 24.10.1969), Красного Знамени (Чехословакия, 05.05.1975), Крестом Храбрых (Польша, 19.12.1968), иностранными медалями.

Почётный гражданин города Екатеринбург (23.04.1980).

Бронзовый бюст М.П. Одинцова установлен в Екатеринбурге. В Москве на доме, в котором он жил, и в Екатеринбурге на здании школы, где он учился, установлены мемориальные доски. В селе Полозово Большесосновского района Пермского края установлен бюст М.П. Одинцова.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 96 боевых вылетов (на 6 сентября 1943 года);
2) В наградном листе указан ошибочный итоговый счёт за войну – 215 боевых вылетов (вместо 210 правильных). Ошибка возникла из-за того, что при подсчёте использовались 13 боевых вылетов, совершённых М.П. Одинцовым на бомбардировщике Су-2 (хотя во всех предыдущих наградных листах говорится о том, что он совершил 8 боевых вылетов на Су-2, после чего был сбит).

Воинские звания:
младший лейтенант (10.10.1940)
лейтенант (31.07.1942)
старший лейтенант (5.08.1943)
капитан (27.12.1943)
майор (05.08.1944)
подполковник (05.04.1949)
полковник (03.10.1953)
генерал-майор авиации (27.08.1957)
генерал-лейтенант авиации (19.02.1968)
генерал-полковник авиации (28.10.1976)

Сочинения:
Тогда, в 42-м… М.: Правда, 1977;
Испытание огнём. М.: Молодая гвардия, 1979;
Преодоление. М.: Изд-во ДОСААФ, 1982;
Испытание огнём. 2-е издание. М.: Молодая гвардия, 1983;
Преодоление (на литовском языке). Каунас: Швиеса, 1985;
Преодоление. 2-е издание. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1987;
Испытание огнём. 3-е издание. М.: Голос-Пресс, 2005;
Испытание огнём. 4-е издание. М.: Яуза – Эксмо, 2010;
Испытание огнём. 5-е издание (в сборнике «Крещение огнём»). М.: Яуза – Эксмо, 2013.


Фото в заголовке биографии предоставлено
Сергеем Яковлевичем Глухарёвым (г.Боровск Калужской обл.).

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.

Личное дело

Люди бессмертного подвига. Книга 2. М., 1975

Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.

Симонов А.А., Бодрихин Н.Г. Боевые лётчики – дважды и трижды Герои Советского Союза. – М., 2017.