Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Варуша Михаил Епифанович

Варуша Михаил Епифанович

21.11.1917 - ?

Герой Социалистического Труда

Даты указов

01.08.1959

Медаль № 9668

Орден Ленина № 311852

Варуша Михаил Епифанович – старший машинист паровозного депо Волноваха Донецкой железной дороги, Сталинская область Украинской ССР.

Родился 21 ноября 1917 года в селении Волноваха Мариупольского уезда Екатеринославской губернии ныне – районный центр город Волноваха Донецкой Народной Республики. Украинец.

Трудовую деятельность начал в начале 1930-х годов разнорабочим в паровозном депо Волноваха Донецкой железной дороги, с 1933 года работал помощником машиниста паровоза до призыва в марте 1938 года для прохождения военной службы.

Служил на Черноморском флоте в экипаже гвардейского (с 03.04.1942) крейсера «Красный Кавказ». В годы Великой Отечественной войны командир котельного отделения машинистов М. Е. Варуша участвовал во всех боевых операциях, проведённых крейсером под Одессой, Севастополем, Феодосией и Южной Озерейкой (возле Новороссийска). Во второй Феодосийской операции он с бойцами полез в котлы и заглушил лопнувшие в них нагревательные трубки, обеспечив скорейший ввод котлов в действие. В период боевых операций не выходил из кочегарки по 18 часов, обеспечивая бесперебойную работу котельных установок.

За отвагу и мужество, проявленные в боевых операциях, гвардии главный старшина Варуша был награждён орденом Красной Звезды и четырьмя медалями.

После демобилизации в январе 1946 года вернулся в паровозное депо Волноваха, сдал экзамены на машиниста и стал водить грузовые поезда. Его поставили старшим молодёжной группы стоявшего на промывочном ремонте локомотива ФД 20-1001, который был выпущен через 12 часов вместо 20 по норме. Чтобы продлить пробег локомотива между промывочными ремонтами, экипаж Варуши тщательно контролировал все параметры во время его эксплуатации. Старший машинист добился, чтобы на тендере его машины нарастили борта для большего набора угля, и суточный пробег вырос до 500 километров. Его примеру последовали другие экипажи, вследствие чего Волновахское депо в 1953 году заняло 1-е место на магистрали, а экипаж ФД 20-1001 постоянно занимал передовые места в социалистическом соревновании среди локомотивных бригад депо.

Когда в депо Волноваха появились мощные тепловозы, первый из них вручили М. Е. Варуше, и на нём он вскоре стал признанным мастером экономии дизельного топлива. С участием теплотехника П. А. Демишкевича разработал технологические карты по экономному режиму вождения составов, помог многим машинистам освоить новые приёмы труда.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Варуше Михаилу Епифановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1977 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживал в родном городе Волноваха. Дата его кончины не установлена.

Награждён орденами Ленина (01.08.1959), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (25.05.1945), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (22.07.1944), «За трудовое отличие» (31.07.1954), «За оборону Одессы» (22.12.1942), «За оборону Севастополя» (22.12.1942), «За оборону Кавказа» (01.05.1944), а также знаком «Почётному железнодорожнику».


 

Биографию подготовил: Сергей Кузоватов

Источники

Документы на сайте «Память народа»

Публикации в сети Интернет