Герой Социалистического Труда
Транспорт: Лётчики ГВФ
Бахшинян Эдик Мисакович

Бахшинян Эдик Мисакович

03.12.1934 - 2002

Герой Социалистического Труда

Даты указов

04.02.1983

Медаль № 20146

Орден Ленина № 400324

Бахшинян Эдик Мисакович – начальник лётно-штурманского отдела Армянского управления гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР, город Ереван.

Родился 3 декабря 1934 года в городе Ереване – столице Армянской ССР, ныне – Армении, в семье рабочего. Армянин.

После окончания Краснокутского лётного училища гражданской авиации в 1957 году был направлен в малую авиацию, три с половиной года летал на Як-12 различных модификаций над Арменией, распылял удобрения, перевозил пассажиров, почту, продукты и медикаменты.

За время лётной работы в качестве пилота летал на самолётах Як-12, Ан-12, Ил-14, Ил-18 и Ту-154.

Рано утром 10 сентября 1961 года лётчик Бахшинян вылетел в очередной рейс Ереван – Ехегнадзор с тремя пассажирами на борту, которые, имея умысел захватить воздушное такси и угнать его в Турцию, во время полёта напали на пилота. В ходе нападения Эдик Мисакович получил 9 ножевых ранений, но ему удалось посадить самолёт, который рухнул недалеко от виноградников на территории Армении.

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебных обязанностей при пресечении попытки угона самолёта, Э. М. Бахшинян был награждён орденом Красного Знамени.

После выздоровления в конце 1961 года был переведён в большую магистральную авиацию.

В один из полётов в 1974 году он пилотировал Ил-18 из Еревана в Киев, но при посадке в аэропорту Борисполь нога шасси не выпустилась. Только благодаря умелым действиям экипажа самолёт благополучно приземлился.

В 1979 году окончил Ленинградскую академию гражданской авиации и продолжил работать начальником лётно-штурманского отдела Армянского управления гражданской авиации.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1983 года за выдающиеся производственные достижения, досрочное выполнение плановых и социалистических обязательств, освоение и внедрение новой авиационной техники и проявленную при этом трудовую доблесть Бахшиняну Эдику Мисаковичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1984 году был списан с лётной работы по состоянию здоровья, перешёл работать начальником лётно-методологического центра лётной службы авиакомпании «Армянские авиалинии».

После распада СССР с 1991 года работал на руководящих должностях в гражданской авиации Армении, а с 1998 по 2002 год занимал должность министра гражданской авиации республики. Эти годы были расцветом гражданской авиации Армении, при Э. М. Бахшиняне открылось 5 авиакомпаний и вновь заработали 4 аэродрома.

Избирался депутатом Верховного Совета Армянской ССР 9-го созыва (1975–1980).

Проживал в городе Ереване. Скончался в 2002 году. Похоронен в Ереване на Зейтунском кладбище.

Награждён орденами Ленина (04.02.1983), Красного Знамени (25.10.1961), медалями.


Как лётчик Эдуард Бахшинян предотвратил угон самолета из СССР в Турцию


Сейчас мало кто помнит, что в СССР, при довольно умеренной цене на билеты, существовали воздушные маршрутные такси. В 60-х годах это были, в основном, самолёты Як-12А с четырёхместной кабиной, и они использовались для перевозки трёх пассажиров, почты и грузов на коротких местных воздушных линиях.

После окончания Краснокутского лётного училища молодой лётчик Эдик Бахшинян был направлен в малую авиацию и три с половиной года пролетал на Як-12 различных модификаций над Арменией, распыляя удобрения, перевозя пассажиров, почту, продукты, медикаменты. И мечтая о штурвале настоящего большого лайнера и настоящей, большой авиации. Ну совсем как Мимино в одноимённом фильме Георгия Данелия.

И вот, 54 года назад, 10 сентября 1961 года, 25-летний Эдик Бахшинян рано утром вылетел в свой очередной рейс Ереван – Ехегнадзор с тремя пассажирами на борту: ровесником пилота Генрихом Секояном, 18-летним студентом-первокурсником Ереванского университета Сержем Туманяном и 27-летним фарцовщиком Гарегином Мовсесяном. Эти люди не были диссидентами, им просто надоел Советский Союз, и они решили захватить воздушное такси и угнать его в Турцию – благо расстояние от Еревана до турецкой границы составляет всего около 15 километров.

План захвата самолёта был прост. По сигналу Секояна (он должен был снять солнцезащитные очки) Туманян и Мовсесян нападают на пилота, а Секоян, прошедший до этого курсы пилотирования при ДОСААФ, перерезает провода радиосвязи и садится за штурвал.

Самолёт взлетел в сторону границы, набрал высоту и должен был сделать разворот, чтобы пойти по маршруту, когда пассажиры подскочили, перерезали провода радиосвязи, схватили пилота за руки и скомандовали: «Не разворачивай. Давай прямо!». Эдик Бахшинян штурвала из рук не выпустил, и тогда ему нанесли несколько ножевых ударов и стащили с кресла пилота. Секоян сел за штурвал, но в спешке не заметил вытянутого рычажка руля высоты и не смог выровнять самолёт, который то забирал вверх, то нырял вниз. «Сука! Не умеешь!» – закричал один из террористов.

Тогда Бахшинян сказал: «Он нас всех сейчас угробит. Давайте я поведу». Те посадили его в сиденье пилота и приставили ножи со словами: «Будешь дурить, убьём!». Лётчик сел, выровнял самолёт, и, когда угонщики немного успокоились, резко крутанул штурвал вбок. Самолёт рвануло вправо, бандитов отбросило влево, и в то же мгновение пилот кинул самолёт в пике, и бандитов бросило на пол. Перед самой землёй Бахшинян рванул штурвал на себя, немного выровнял самолёт и смягчил удар.

Разваливаясь на части, Як-12А пропахал виноградники, встал на нос и перевернулся. К упавшему самолёту поспешили колхозники-виноградари, и Бахшинян им заорал: «Это угон! Это бандиты!». По официальной версии, один из угонщиков, Гарегин Мовсесян, погиб при ударе о землю. По неофициальной версии, при падении самолёта он пострадал меньше всех, пытался бежать, но перепуганные колхозники его забили насмерть лопатами. А вот выжившие Секоян и Туманян пережили своего «подельника» всего на полтора года – Верховным судом Армянской ССР они были приговорены к смертной казни. И близкие Эдика Бахшиняна ещё долго потом сопровождали его в прогулках по Еревану, опасались мести со стороны родственников казнённых.

Наземные станции засекли время падения время, когда с самолётом оборвалась связь – 8:05, и время падения самолета – 8:11. Таким образом, это ЧП в воздухе продолжалось всего 6 минут. Поединок в небе длился 6 минут. За это время отважный пилот получил 9 ножевых ранений, потерял много крови. Врачи не только его спасли, но и вернули в небо.

В ноябре 1961 года Бахшиняна вызвали в Москву на XII Пленум ЦК ВЛКСМ, где вручили орден Красного Знамени. В ответном слове Эдик сказал: «Меня готовили к подвигу всю жизнь, и прежде всего это делал комсомол. Ему я и обязан своей наградой».

Биографию подготовил: Сергей Кузоватов

Источники

Герои армяне: Энциклопедия / Сост. А. Г. Асрян. - Ереван: Арамас, 2015.

Публикации в сети Интернет