Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Шеин Павел Степанович

Шеин Павел Степанович

18.06.1921 - 16.05.1945

Герой Советского Союза

Даты указов

22.01.1944

Медаль № 2851

Шеин Павел Степанович - штурман-радист самолёта-разведчика 28-й авиационной эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота, младший лейтенант.

Родился 18 июня 1921 года в селе Подгорном Романовского района Саратовской области. Русский. Жил в городе Ессентуки Ставропольского края.

С 1939 года - в Военно-Морском флоте. Окончил Военно-морское авиационное училище имени С.А. Леваневского в 1941 году (Николаев).

Старший сержант П.С. Шеин участвовал в Великой Отечественной войне с августа 1941 года. Воевал в 118-м отдельном морском разведывательном авиационном полку Военно-воздушных сил Северного флота: воздушный стрелок-бомбардир, с июля 1943 - начальник аэрофотослужбы эскадрильи.

К сентябрю 1943 года штурман-радист самолёта-разведчика 28-й авиационной эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота младший лейтенант Шеин Павел Степанович выполнил 105 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск и кораблей противника. Считался лучшим штурманом-разведчиком Северного флота, непревзойденным мастером аэрофотосъемки.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство младшему лейтенанту Шеину Павлу Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К концу 1943 года выполнил 120 боевых вылетов. Тогда же был отозван с фронта и направлен на учёбу на Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, окончил их в 1944 году. С июня 1944 года - штурман-испытатель Лётно-испытательного института авиации ВМФ.

Погиб в авиакатастрофе 16 мая 1945 года при выполнении испытательного полёта. Похоронен в городе Баку (Азербайджан) на Ясамальском кладбище.

Награждён орденом Ленина (22.01.1944), четырьмя орденами Красного Знамени (2.02.1942, 2.04.1943, 4.07.1943, 1945), медалями "За оборону Советского Заполярья" (1945), "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1945).

Бюст П.С. Шеина в числе 6-и лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов (малой), открытой 14 августа 1982 года на улице Панина в посёлке Сафоново-1 ЗАТО город Североморск Мурманской области (скульптор Э.И. Китайчук; архитектор В.В. Алексеев). Имя Героя носит улица в Ессентуках, где на здании школы № 1 установлена мемориальная доска.


Боевую работу на Северном флоте Шеин начал с разведки морского побережья, занятого противником с одновременным нанесением бомбардировочных ударов по обнаруженным целям. 19 января в поселке Большая Западная Лица точным попаданием бомб он взорвал крупный склад боеприпасов, а через два дня там же уничтожил продовольственный склад горно-егерской дивизии.

В последующем Шеин летал на поиск подводных лодок противника и его конвоев в Баренцевом море, на разведку и аэрофотосъемку военно-морских баз Киркенес, Билле-фиорд, Альте-фиорд и Гаммерфест, аэродромов Луостари, Хебугтен, Банак и Свартнес.

Особенно трудными были полеты в условиях Заполярья в зимнее время. Лютые морозы, сильные ветры, частые снегопады, густые туманы на море сильно ограничивали, а иногда и вовсе исключали боевую работу авиации. В таких сложных метеоусловиях действовали только отлично подготовленные экипажи, в том числе экипаж, в состав которого входил Шеин. Зимой 1943 года он произвел 9 боевых вылетов на разведку военно-морской базы Киркенес и порта Линахамари. Разведка производилась с высоты бреющего полета под сильным огнем зенитной артиллерии противника. По обнаруженным кораблям и транспортам наносились удары силами бомбардировочной авиации флота.

20 февраля 1943 года при возвращении с боевого задания самолет попал в сплошной снегопад с видимостью до нуля. Летчик продолжал полет, пользуясь расчетами штурмана Шеина. Эти расчеты оказались, как и всегда, исключительно точными, и Экипаж благополучно приземлился на своем аэродроме. В подобных условиях экипаж летал десятки раз.

19 апреля 1943 года в пасмурную погоду и при сильном огне зенитной артиллерии Шеин с высоты 1000 метров обнаружил в порту Киркенес 12 транспортов противника. Используя эти данные, наша авиация нанесла по судам успешный бомбардировочный удар.

12 июня 1943 года Шеин за один полет, продолжавшийся три часа, произвел плановую съемку места строительства нового аэродрома, аэродромов Хебугтен, Луостари, Банак, портов Киркенес, Вадсэ, Линахамари и другие Доставленные им снимки раскрыли перед командованием полную картину обстановки на море, в портах, базах и на аэродромах противника.

Летом 1943 года Шеин отлично справился со сложным заданием по разведке коммуникации противника, проходящей вдоль побережья Северной Норвегии и Варангер-фиорда. Каждый раз, обнаружив конвой, он передавал сведения в штаб, а сам продолжал наблюдение до подхода нашей бомбардировочной авиации, отбивая при этом атаки вражеских истребителей.

За первые два года боевой работы экипаж Шеина сфотографировал обширные районы занятого врагом морского побережья, обнаружил на коммуникациях и в портах 41 конвой, 266 транспортов и 450 боевых кораблей противника.

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.

Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.