Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Бутусов Василий Васильевич

Бутусов Василий Васильевич

31.03.1912 - 14.04.1983

Герой Социалистического Труда

Даты указов

01.08.1959

Медаль № 9710

Орден Ленина № 310283

Бутусов Василий Васильевич – старший машинист паровозного депо Рига Латвийской железной дороги, Латвийская ССР.

Родился 31 марта 1912 года в деревне Вертяново Арзамасского уезда Нижегородской губернии (ныне – не существует, территория Дивеевского района Нижегородской области) в многодетной крестьянской семье (14 детей). Русский.

Мать Василия умерла, когда ему было 7 лет. С детства работал в поле, помогая отцу и старшему брату растить хлеб. Трудовую деятельность начал подростком на железной дороге в Нижнем Новгороде.

С 1930 года работал смазчиком в вагонном депо станции Тайшет Томской железной дороги (ныне – в Иркутской области). Служил в Красной Армии в частях береговой обороны Черноморского флота в городе Севастополь. После увольнения из РККА переехал в Алма-Атинскую область Казахской ССР (ныне – Алматинская область Казахстана). С 1936 года работал на станции Матай Турксиба кочегаром, помощником машиниста, машинистом паровоза. Активно участвовал в работе комсомольской организации станции, избирался секретарём организации. В 1938 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

В июне 1941 года, на четвёртый день Великой Отечественной войны, был мобилизован для перевозок военных грузов. Под Ленинградом водил составы, доставляя на передовую солдат, снаряды и оружие. В конце 1941 года был тяжело ранен осколками вражеской бомбы. После выздоровления вернулся работать на станцию Матай.

В 1947 году, как опытный специалист, решением Министерства путей сообщения СССР был направлен в Латвийскую ССР (ныне – Латвия), которая быстро развивала своё хозяйство. Поступил работать в локомотивное депо станции Чиекуркалнс (Рига). Позднее работал на станции Шкиротава (Сортировочная). Несмотря на свой богатый опыт вождения паровозов, продолжил совершенствовать профессиональные навыки. У знатного латвийского паровозника Алфреда Граваса, с которым сдружился, перенимал передовые методы труда, научился бережно ухаживать за локомотивами. Сначала работал в его паровозной бригаде, а затем сам стал водить пассажирские поезда. Машина Бутусова явилась образцом для всего депо.

Как коммунист, перешёл в отстающую бригаду и сумел довести до ума паровоз Су-202-11, который находился в запущенном состоянии. Не жалея времени и сил, он добился большой производительности машины. Постепенно увеличивал километраж пробега между подъёмочным и капитальным ремонтом. Особое внимание уделял промывочному ремонту по очистке внутренней поверхности дымогарных и жаровых труб от сажи и изгари. Эта процедура обычно производилась после девяти тысяч километров пробега, но умелый уход за паровозом позволил машинисту увеличить норму межпромывочного пробега сразу вдвое – до 15 тысяч километров.

Так, в 1954 году машинист Бутусов одним из первых реализовал данную инициативу в республике, превысив в полтора раза нормативные показатели, и провёл свой паровоз без аварий более 2 миллионов километров, причём 1 миллион километров – без капитального ремонта (при норме 650 тысяч километров). Активно включился в движение наставничества и к 1959 году подготовил 15 молодых машинистов, в том числе Александра Богданова, который работал в его бригаде помощником машиниста. Неоднократно выходил победителем в социалистическом соревновании паровозных бригад. По праву считался одним из лучших паровозников Прибалтийской железной дороги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Бутусову Василию Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В начале 1960-х годов, пройдя переобучение, стал водить тепловозы как машинист-инструктор. Возглавлял Шкиротавскую локомотивную группу, был инспектором группы народного контроля и наставником молодёжи. Воспитал не одно поколение машинистов локомотивов.

Избирался членом Рижского горкома Компартии Латвии.

С 1973 года – на пенсии.

Жил в Риге (Латвия). Умер 14 апреля 1983 года. Похоронен на 2-м Лесном кладбище Риги.

Награждён орденом Ленина (01.08.1959), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (01.08.1953), «За трудовое отличие» (16.07.1951), знаком «Почётный железнодорожник», Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета Латвийской ССР (31.07.1954).



Биографию предоставил Константин Гайдуков (город Витебск, Республика Беларусь).


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Публикации в местных СМИ