Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Клочко Николай Антонович

Клочко Николай Антонович

19.09.1907 - 08.04.1981

Герой Советского Союза

Даты указов

29.06.1945

Медаль № 6352

Клочко Николай Антонович - летчик-инспектор по технике пилотирования 276-й бомбардировочной авиационной Гатчинской дважды Краснознаменной ордена Суворова дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, майор.

Родился 6 (19) сентября 1907 года в селе Воронеж ныне поселок городского типа Шосткинского района Сумской области Украины в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года. Окончив начальную школу, работал телефонно-телеграфным мастером шахты №1 Чистяковского рудоуправления Донецкой области.

В Красной Армии с 1929 года. В 1933 году окончил военно-авиационную школу летчиков и летнабов в городе Харькове.

Участник Советско-финляндской войны 1939-1940 годов.

Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Сражался на Ленинградском, Калининском и 3-м Белорусском фронтах. Несколько раз был ранен.

Летчик-инспектор по технике пилотирования 276-й Гатчинской дважды Краснознаменной ордена Суворова бомбардировочной авиационной дивизии (1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) майор Николай Клочко совершил 192 боевых вылета на бомбардировку укрепленных узлов обороны, скоплений живой силы и техники противника, железнодорожных станций и аэродромов, нанес врагу большой урон.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство майору Клочко Николаю Антоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны отважный летчик продолжал службу в ВВС СССР. В 1951 году окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы. С 1954 года подполковник Н.А.Клочко - в запасе.

Жил в городе Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Скончался 8 апреля 1981 года. Похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга.

Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.


ЗАЩИЩАЯ ГОРОД ЛЕНИНА

Во время блокады Ленинграда эскадрилья под командованием Клочко совершала по нескольку боевых вылетов в день, бомбила и штурмовала батареи дальнобойной вражеской артиллерии, которая вела варварский обстрел города. Ленинградцы мужественно переносили тяжелые дни фашистской блокады, всеми силами помогали фронту. Они подарили эскадрилье, в которой служил Клочко, десять самолетов, построенных на их личные сбережения.

Вот что пишет об этом А.В. Буров в своей книге «Твои герои, Ленинград»: «...На аэродром приехала делегация ленинградцев. Они направились к самолетам, на темно-зеленых фюзеляжах которых четко выделялся белый рисунок: справа — на броневике Ленин со стремительно вытянутой вперед рукой, слева — Петр на вздыбленном коне. В центре — Адмиралтейская игла. Внизу, вдоль всего рисунка, прямым, твердым шрифтом одно слово «Ленинград». И так на всех десяти новеньких бомбардировщиках. Эти самолеты были построены на деньги, собранные ленинградцами. Вручить их решено было эскадрилье майора Клочко. Для этого на аэродром и приехали ленинградцы. Когда начался митинг, члены делегации профессор Романовский и работница Светлова поблагодарили летчиков за большой вклад в оборону Ленинграда и дали наказ — не жалеть сил для полного разгрома врага.

Потом слова попросил Клочко: «Передайте ленинградцам, что мы знаем цену этим самолетам. Даем слово, что оправдаем ваши надежды. Самолеты эскадрильи «Ленинград» будут громить фашистов в их собственном логове».

На этих боевых машинах летчики громили врага на передовых позициях и в его глубоком тылу. В июне 1943 года девятка Пе-2, возглавляемая Николаем Клочко, атаковала вражеский аэродром недалеко от Сиверска и уничтожила 13 машин противника. В июле того же года звено снова вылетело на выполнение боевого задания. Над вражеским объектом наши самолеты встретились с немецкими истребителями. В воздушном бою вышел из строя левый мотор в машине Николая Клочко. Тогда он передал командование своему заместителю, а сам взял курс на аэродром. Около линии фронта от попадания вражеского снаряда загорелся второй мотор. Проявив исключительное мастерство и мужество, летчик сумел посадить машину в расположении наших войск.

Во время прорыва блокады Ленинграда в боях в районе Синявино отважный командир был тяжело ранен, но благополучно посадил самолет на своем аэродроме.

В конце февраля 1944 года группа Пе-2 под командованием Клочко на аэродроме недалеко от Тарту уничтожила более 20 и повредила 5 самолетов противника. В сентябре на станции Тапа в результате смелой атаки летчиков во главе с Николаем Клочко загорелся вражеский железнодорожный эшелон.

В начале февраля 1945 года командир повел пятнадцать машин на опорный пункт противника Кройцбург. В результате меткого бомбометания вспыхнуло тринадцать больших пожаров. 26 марта группа Пе-2 во главе с Клочко уничтожила на аэродроме вблизи города Нойтиф 13 фашистских самолетов, три ангара и склад горючего.

За годы войны отважный командир не потерял ни одной боевой машины, неоднократно спасал от гибели свой экипаж. Для летчиков он был образцом мужества и стойкости, высокого летного мастерства. Эскадрилья Клочко совершила 980 вылетов, разбомбила 14 железнодорожных эшелонов с живой силой и техникой, 13 складов с боеприпасами, около 340 железнодорожных вагонов, подавила 10 артиллерийских и 5 минометных батарей противника. Летчики уничтожили более 60 и повредили 15 самолетов на аэродромах, сбили в воздушных боях 10 вражеских машин.

Биографию подготовил: Кирилл Осовик

Источники

Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970

В путешествие по Сумщине. Харьков, 1979

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Гриченко И.Т., Головин Н.М. Подвиг. - Харьков: Прапор, 1983