Герой Социалистического Труда
Производство: Машиностроители
Войченко Феодосий Филиппович

Войченко Феодосий Филиппович

11.01.1930 - 04.10.1997

Герой Социалистического Труда

Даты указов

26.04.1971

Медаль № 16212

Орден Ленина № 402062

Войченко Феодосий Филиппович — наладчик Пермского велосипедного завода Министерства машиностроения СССР, Пермская область.

Родился 11 января 1930 года на территории Полоцкого района Белорусской ССР, ныне территория Полоцкого района Витебской области Белоруссии. Из семьи крестьян. Белорус.

В годы Великой Отечественной войны ребёнком пережил немецкую оккупацию (1941—1944). До службы в Советской Армии трудился в колхозе.

В 1956 году устроился работать на Государственный союзный ордена Трудового Красного Знамени завод №260 (с 1967 года — Государственный союзный ордена Трудового Красного Знамени Пермский велосипедный завод, ПВЗ) в городе Молотов (с октября 1957 года — Пермь), центре Молотовской (с октября 1957 года — Пермской) области. Это оборонное предприятие специализировалось на выпуске взрывателей для артиллерийских и авиационных снарядов, торпед, гранат, различных типов мин и т.д., а также производило велосипеды и комплектующие детали для автомобильной промышленности. Завод последовательно входил в структуру Министерства общего машиностроения СССР, с 1957 года — Пермского совнархоза, с 1962 года — Западно-Уральского совнархоза, затем — Министерства обороны СССР, а в 1966—1989 годах — Министерства машиностроения СССР. В феврале 1976 года завод был награждён орденом Октябрьской Революции. В 1979 году на его базе создано производственное объединение «Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской Революции», в дальнейшем ОАО «Велта» (в 2005 году предприятие ликвидировано).

Ф. Ф. Войченко освоил специальность газоэлектросварщика. Успешно окончил курсы инструкторов по контактной сварке в городе Ленинград (ныне — Санкт-Петербург), стал рабочим высокой квалификации. Ему поручались наиболее сложные и ответственные сварочные операции, которые он выполнял качественно и в срок, тем самым он добиваясь успешного выполнения плановых заданий пятилеток. По итогам седьмой пятилетки (расширенной: 1959—1965) награждён орденом Трудового Красного Знамени. В дальнейшем перешёл работать наладчиком сварочного и газорезательного оборудования.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 26 апреля 1971 года за выдающиеся заслуги в выполнении заданий пятилетнего плана Войченко Феодосию Филипповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Феодосий Филиппович проявил себя активным общественником и талантливым рационализатором производства. Работал на ПВЗ до выхода на пенсию. Избирался членом партийного комитета завода, членом бюро Свердловского райкома КПСС.

Проживал в городе Пермь, центре Пермской области (с 2005 года — Пермского края). Умер 4 октября 1997 года. Похоронен на кладбище села Бершеть Пермского района.

Награждён орденами Ленина (26.04.1971), Трудового Красного Знамени (28.07.1966), медалями.



Биографию предоставили краеведы Константин Гайдуков и Борис Матвеев (город Витебск, Республика Беларусь).


Слово и дело (из книги «Герои труда»).

…То был год, когда вся наша страна готовилась трудовыми достижениями встретить столетие со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Рабочие велосипедного завода принимали повышенные социалистические обязательства. Войченко тоже поставил свою подпись под обязательством, где значилось: обеспечивать качественное выполнение сварочных соединений, сдавать детали только с первого предъявления, обучить своей профессии шесть человек, отработать на благоустройстве заводской территории в свободное время 15 часов, внести четыре рационализаторских предложения…

Никто не диктовал — сам писал. Знал: обязательство серьёзное, по силам.

Газоэлектросварщиком работал уже много лет. Был командирован в Ленинград, где успешно закончил курсы инструкторов по контактной сварке. Теперь самые сложные сварочные операции в цехе поручали именно ему, зная, что качество исполнения будет отменным.

Выучить, сделать сварщиками шесть человек — кропотливое дело, но в цехе немало молодых людей, которые с завистью поглядывают, как он ведёт сварные операции. Надо поговорить с ними, приохотить к своему ремеслу.

Сложнее с рационализаторскими предложениями. Интересные замыслы, правда, имеются, но принесут ли они пользу производству?

Как каждый передовой рабочий, Войченко мечтал привнести в работу что-то стоящее, такое, что дало бы солидный экономический эффект, облегчило бы труд товарищей. Ещё когда он приобщался к рационализаторской деятельности, понял — не обойтись без общеобразовательной подготовки. Пошёл в школу рабочей молодёжи, один во всём выпуске закончил десятилетку с золотой медалью.

Тяга к технической литературе, знания, полученные в школе, — всё это оказало положительное влияние на кругозор рабочего. Феодосия Филипповича зачислили в активные рационализаторы завода. Однажды он получил и памятный подарок — выпущенный заводом 500-тысячный велосипед.

Теперь, в год столетия со дня рождения В. И. Ленина, хотелось не просто внести четыре предложения, хотелось доказать, что способен на большее.

В школе товарище предложили ему как-то хитроумную задачку: стоят три домика, напротив них три колодца, надо от каждого домика привести к колодцам дорожки, и чтобы они не пересекались. Ну и помаялся он над этой задачкой, пока не сообразил, что она не имеет решения!

Задача, за которую он взялся, подписав обязательства, должна была иметь решение. Непременно! Войченко надумал переставить в цехе станки с таким расчётом, чтобы, перенося от одного к другому изделия — детали для автомашины «Москвич», станочники до минимума свели бы потери рабочего времени.

С этим Войченко и пришёл к технологу цеха. Выслушав его внимательно, тот всплеснул руками: — Слушай-ка, а идея-то толковая! Действительно, станочники у нас бегают по всему цеху. Сколько времени сбережём!

Потом добавил:

— Выходит, ты предлагаешь своеобразную технологическую цепочку. Так и назовём это предложение.

Войченко и технолог Маротканов советовались с мастерами, рабочими, пока не появилось на бумаге наилучшее решение. Технический совет одобрил предложение, технологическая цепочка получила право на существование. Производительность труда в цехе намного возросла. Станочники стали успешно справляться с нормами выработки, действующими на Московском автозаводе.

Биографию подготовил: Евгений Малашёнков

Источники

Герои Прикамья. Пермь. "Пушка". 2006

Герои труда / Сост. Б. Грин. – Пермское книжное издательство, 1975.

Публикации в сети Интернет