Герой Социалистического Труда
Строители
Гоциридзе Виктор Давидович

Гоциридзе Виктор Давидович

20.03.1910 - 1995

Герой Социалистического Труда

Даты указов

28.01.1980

Медаль № 19256

Орден Ленина № 432929

Гоциридзе Виктор Давидович — начальник Тбилисского управления тоннельного строительства Министерства транспортного строительства СССР, Грузинская ССР.

Родился 7 (20) марта 1910 года в селе Хотеви Рачинского уезда Кутаисской губернии (ныне Амбролаурского муниципалитета края Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети Грузии) в крестьянской многодетной (9 детей) семье. Грузин.

В 1926 году поехал учиться на рабфаке в Москву, где уже работал его старший брат Илларион Гоциридзе (будущий заместитель наркома путей сообщения СССР). Учился и работал на заводе; зная всего несколько слов по-русски, выучил язык настолько, что впоследствии сам стал помогать отстающим студентам. После рабфака в 1930 году поступил в Московский автодорожный институт на факультет «дорожное строительство». На 5-м курсе добровольцем отправился на строительство Московского метрополитена. Окончив институт в 1934 году, пришёл на шахту «Красные ворота» инженером смены. В 1934—1937 годах работал на строительстве Московского метро.

В 1937 году вместе с женой и дочерью вернулся в Тбилиси. Получив должность главного инженера в отделе просвещения «Тбилгорисполкома», В. Д. Гоциридзе стал заниматься строительством, обустройством и расширением школ. В 1939 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

С первых дней Великой Отечественной войны военинженер 3-го ранга Гоциридзе — помощник военного коменданта железнодорожного участка и станции Тбилиси. С августа 1941 года — военный диспетчер, принимал самое активное участие в обеспечении мобилизационных перевозок, добившись своевременной погрузки, отправления и продвижения в срок эшелонов.

С июня 1942 года — старший помощник начальника отделения по воинским перевозкам отдела военных сообщений Закавказского фронта. В обязанности группы перевозок входило обеспечение надёжной перевозки военного оборудования, живой силы, оружия, эвакуированных, продовольствия, топлива. В. Д. Гоциридзе организовал неослабный контроль за продвижение транспорта как для действующих фронтов, так и внутри Закавказского фронта. За отличную службу инженер-капитан Гоциридзе награждён в 1943 году медалью «За боевые заслуги».

До 1946 года служил в штабе Закавказского фронта, после войны — в железнодорожном управлении Закавказья.

С окончанием войны в Тбилиси вновь заговорили о ещё довоенной идее строительства метрополитена. В городе, по мере роста населения, стали возникать проблемы с передвижением наземного транспорта, перегруженные улицы не справлялись с потоком машин, и вопрос об обеспечении пешеходов безопасным подземным транспортом приобретал все большую актуальность. В 1952 году по решению ЦК КПСС было создано политуправление Тбилисского метрополитена — развернулась широкая организационная работа, была утверждена смета, проектные задания. Начальником строительства назначили опытного специалиста Георгия Насидзе, его первым заместителем — Виктора Гоциридзе. Однако в сентябре 1953 года Совет Министров СССР выпустил постановление о консервации строительства метро в Киеве и Баку и полной ликвидации строительства в Тбилиси. Непростые переговоры в высоких инстанциях легли тогда на плечи Гоциридзе, затратившего немало нервов для доказательства правоты своей позиции. Наконец, было принято новое решение — о консервации, как в Киеве и Баку.

В 1955 году Совмин СССР утвердил проектное задание об использовании подземных выработок в Тбилиси для нужд воздушной обороны. В связи с этим метрострой возобновил работу. В 1957 году начальником управления «Тбилтоннельстрой» (в дальнейшем «Тбилметрострой») стал Виктор Гоциридзе. Республиканский Совмин возглавлял тогда Гиви Джавахишвили. С ним и согласовал Виктор Давидович вопрос о строительстве не только тоннелей для нужд обороны, но и метрополитена. План предполагалось осуществлять за счёт средств, выделяемых для воздушной обороны. Но «дело» раскрылось. В Тбилиси прибыла высокая комиссия из Москвы. Проверялись шахты, выработки. Разговаривали со строителями. Вскоре Г. Д. Джавахишвили вызвали в Москву для объяснения по поводу незаконного расходования денежных средств. Вместе с ним полетел В. Д. Гоциридзе. И опять, уже во второй раз, ему удалось спасти идею строительства тбилисского метро.

Первая линия тбилисского метро была пущена в строй в столице республики 11 января 1966 года.

При Викторе Давидовиче Гоциридзе в Тбилиси построена 21 станция метро (из 23 существующих к 2017 году) и проложено 27 километров линий. Под его руководством строились также автомобильные магистрали, железнодорожные и автомобильные тоннели на Рокском и Рикотском перевалах, у Метехского плато, на трассе Хашури — Самтредиа, Метехский железнодорожный тоннель, 24 тоннеля на линии Зестафони — Чиатура, гидротехнические тоннели, крупные комплексы: птицефабрики в Меджврисхеви, овоще- и плодохранилища в Скра, Хелвачаури, всемирно известное винохранилище в Кварели, «малые города» в Боржоми, Бакуриани, санаторный комплекс в Ликани, подземные переходы, мосты, жилые дома в Тбилиси, Сухуми, Батуми, Цхинвали, значительная часть набережной Куры, здание Института физики, подземная сейсмическая лаборатория Института геофизики, административное здание метрополитена и железнодорожного почтамта, первые подземные переходы... Являлся также руководителем работ по созданию комплекса Новоафонской пещеры, в том числе Новоафонской пещерной железной дороги, открытой в Абхазской АССР в 1975 году.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1980 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые при строительстве и вводе в эксплуатацию второй очереди метрополитена в городе Тбилиси, Гоциридзе Виктору Давидовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Продолжал руководить «Тбилметростроем» до 1985 года, пока не вышел на заслуженный отдых.

Проживал в Тбилиси. Умер в 1995 году.

Награждён 2 орденами Ленина (02.04.1966; 28.01.1980), орденами Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), «Знак Почёта» (07.05.1971), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (09.02.1943), «За оборону Кавказа» (01.05.1944).

Лауреат Государственной премии СССР в области техники (1977, за руководство работами по созданию комплекса Новоафонской пещеры).

Почётный гражданин города Тбилиси.

После смерти Гоциридзе, во второй половине 1990-х годов, станция метро «Делиси» была переименована в его честь («Виктор Гоциридзе»). Однако в 2007 году ей было возвращено первоначальное название. Метростроевцы и дочь Виктора Давидовича направили письмо в адрес мэра Тбилиси с просьбой вновь увековечить его память. В 2011 году была переименована уже другая станция на другой линии — «Гоциридзе» (бывшая «Электродепо»).


 

Биографию подготовил: Евгений Малашёнков

Источники

Документы на сайте «Подвиг народа»

Публикации в сети Интернет