Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-испытатели
Нюхтиков Михаил Александрович

Нюхтиков Михаил Александрович

16.06.1906 - 05.05.1998

Герой Советского Союза

Даты указов

01.05.1957

Медаль № 11147

Нюхтиков Михаил Александрович - лётчик-испытатель ОКБ А.Н. Туполева, полковник.

Родился 16 июня 1906 года в городе Чарджоу, с 1999 года - город Туркменабат Лебапского велаята Туркменистана, в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. Окончил 9 классов средней школы.

В 1927 году успешно окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, где его сокурсником оказался будущий кавалер "Золотой Звезды" № 1 – А.В. Ляпидевский. После окончания Ленинградской военно-теоретической школы работал инструктором Осоавиахима в городе Стародуб.

С 1927 года в рядах Красной Армии. В 1928 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. С 1933 года на лётно-испытательной работе. Работал в НИИ ВВС, затем - в ОКБ А.Н. Туполева.

Пожалуй, нельзя найти самолетов, на которых ему не доводилось летать. В воздухе опробовались не только отдельные экземпляры, но и строились сложные авиаконструкции, как это было вначале со «Звеном-1», когда авиаматка ТБ-1 несла на себе три истребителя; и совсем уж экзотическое «Звено-3», когда М.А. Нюхтиков поднимал бомбардировщик ТБ-3 – четырехмоторный гигант, на плоскостях которого сверху «сидели» два истребителя, а под плоскостями крепились еще два. В воздухе к этой «этажерке» подлетал еще один истребитель и «причаливал» под фюзеляж. И все девять двигателей работали и несли конструкцию вперед. Результаты этой непростой работы максимально были использованы в годы Великой Отечественной войны, когда наша авиация из-за значительного удаления не могла поразить очень важные точечные вражеские цели, например, стратегические мосты. Под ТБ-3 подвешивались два истребителя, которые, отделяясь от авиаматки при приближении к цели, фугасными авиабомбами с одного захода уничтожали предписанные объекты.

10 ноября 1936 года М.А. Нюхтиков установил новый международный рекорд высоты полёта с контрольной нагрузкой в 10000 кг, поднявшись на ДБ-А 4АМ-34Р на 7032 метра, а 11 ноября с грузом 10000 кг - уже на 12695 метров. В мае 1939 года участвовал в испытаниях первой в СССР системы автоматического взлета и посадки тяжелого самолета (ТБ-1).

Участник боёв с японскими милитаристами у озера Хасан в 1938 году, на реке Халхин-Гол летом 1939 года.

Участник Великой Отечественной войны. 25 августа 1944 года им совершён уникальный полет в истории войны. Накануне М.А. Нюхтиков получил боевое задание: лидировать двадцать истребителей Як-9Д через оккупированные фашистами Румынию, Югославию и Болгарию в город Тари (Италия). До этого направлялось уже две группы, и обе были уничтожены. М.А. Нюхтиков сумел скрытно взлететь и провести группу через контролируемые немецкими перехватчиками районы.

По окончании войны отважный лётчик продолжил работу в ГК НИИ ВВС: новые конструкции, новые полёты. В ноябре 1952 года начались испытания, созданного в ОКБ А.Н. Туполева, первого отечественного стратегического бомбардировщика Ту-95. Однако не всё на испытаниях шло гладко...

11 мая 1953 года произошла авиакатастрофа в результате возникшего пожара. Командир корабля А.Д. Перелёт приказал экипажу покинуть машину. Семеро из одиннадцати спаслись на парашютах. Командир не уцелел. Из ГК НИИ ВВС по просьбе главного конструктора, не забывшего, кто дал путёвку в небо Ту-2, ведущим лётчиком на модернизированный Ту-95 был приглашен М.А. Нюхтиков. Во главе с ним члены экипажа в короткие сроки провели испытания этого самолета. В том что стратегические бомбардировщики и ракетоносцы полвека в строю – большая заслуга М.А. Нюхтикова.

После введения в строй военной машины, работая в ЛИИДБ, М.А. Нюхтиков участвовал в составе экипажа ведущего летчика А.П. Якимова в испытаниях пассажирского лайнера Ту-114, летал на нем из Москвы в Хабаровске, Париж, Пекин, Нью-Йорк.

Освоил 232 типа самолётов и 15 планёров. Испытывал бомбардировщики ДБ-А, Ту-95. Построил 3 планёра собственной конструкции.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года за освоение новой военной авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-испытателю полковнику Нюхтикову Михаилу Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11147).

С 1963 года полковник Нюхтиков М.А. - в запасе. Жил в городе Жуковский Московской области. Скончался 5 мая 1998 года. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.

Награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, орденом "Знак Почёта", медалями. Посмертно удостоен высшей степени отличия Туркмении - звания "Герой Туркменистана". Почетный гражданин города Жуковский.

В посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.


Биографию подготовил: Кирилл Осовик

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.