Герой Социалистического Труда
Строители
Голубков Алексей Ионович

Голубков Алексей Ионович

17.08.1918 - ?

Герой Социалистического Труда

Даты указов

26.07.1966

Медаль № 14485

Орден Ленина № 338726

Голубков Алексей Ионович – производитель работ Ленинградского монтажного управления треста «Севзапмонтажавтоматика» Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР.

Родился 17 августа (по другим данным – 19 сентября) 1918 года в селе Зашугомье ныне Солигаличского района Костромской области в семье крестьянина. Русский.

Трудовую деятельность начал избачом в родной деревне, затем окончил ремесленное училище в городе Ярославль и получил специальность слесаря, но проработал недолго.

С апреля 1939 года – в Военно-морском флоте. По комсомольской путевке был направлен в город Севастополь в военное училище, готовившее морских офицеров-электротехников, но окончить его не успел, так как началась война. Участник Великой Отечественной войны. Служил на вспомогательном крейсере «Анастас Микоян». Ранее мирное судно (ледокол), оснащенное артиллерией, стало боевым кораблем Черноморского флота. Вчерашний курсант участвовал в десантах, его корабль поддерживал огнём войска, отражавшие атаки фашистских танковых колонн. В конце 1941 года с корабля сняли орудия, так как Турция отказывалась пропустить военный корабль через проливы Босфор и Дарданеллы, и «Анастас Микоян» снова стал ледоколом Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП) при Совете Народных Комиссаров (СНК) СССР. Ледокол получил приказ: из Чёрного моря на крайний северо-восток страны – в бухту Провидения.

Был участником этого героического рейса вдоль берегов Африки, Латинской Америки, по трём океанам. Судно не раз атаковали вражеские торпедные катера, подводные лодки, но 9 августа 1942 года оно добралось до бухты Провидения и повело караваны судов по Севморпути в Баренцево море. 21 декабря 1942 года ледокол обогнул мыс Канин Нос и подошел к 42-му меридиану, как вдруг прогремел взрыв – судно наткнулось на одно из минных заграждений, выставленное немецкими эсминцами. Ледокол остался на плаву, хотя взрыв искорежил всю кормовую часть судна, сильно повредив машинное отделение, вывел из строя рулевую машину. Даже верхняя палуба на юте вспучилась бугром. Но валопроводы и винты остались целы. Ремонт проходил прямо в море, среди льдов: близко не было ни одной бухты. Благодаря поистине героическим усилиям экипажа ледокол удалось спасти, и в канун 1943 года «Анастас Микоян» прибыл в порт Молотовск (ныне – Северодвинск), где был оставлен в распоряжении руководства Главсевморпути. Но судну требовался серьезный ремонт, а на Севере в ту пору не было дока, способного вместить корабль подобных размеров. С открытием навигации по договоренности с союзниками «Анастас Микоян» отправился на ремонт в город Сиэтл (США). Ледокол пошел Северным морским путем своим ходом, да еще и повел за собой на восток караван судов.

В дальнейшем являлся командиром отделения зенитных комендоров (артиллеристов) ледокола «Северный ветер» ГУСМП при СНК СССР, старшина 2-й статьи. Приказом командующего Беломорской военной флотилии в 1945 году награжден орденом Красной Звезды. В 1945 году вступил в ВКП(б)/КПСС. После войны ходил на тральщиках, очищая прибрежные воды от мин. Демобилизован в 1946 году в звании старшины 1-й статьи.

Демобилизовавшись из ВМФ, в 1946-1948 годах служил на ледоколах, но по состоянию здоровья вынужден был списаться на берег. С 1948 года трудился прорабом в Ленинградском монтажном управлении треста «Севзапмонтажавтоматика» в городе Ленинград (ныне – Санкт-Петербург), но с кораблями не расстался – строил их, собирая и налаживая сложнейшие приборы и оборудование. Среди построенных сего участием судов – мощные сухогрузы, танкеры, пассажирские теплоходы.

Участвовал в строительстве атомного ледокола «Ленин» на Адмиралтейском судостроительном заводе. Два года трудилась на нем бригада под его руководством. Бригаде был доверен монтаж в центральном отсеке приборов, регулирующих работу сердца корабля – атомного реактора. В ходе монтажа Алексей Ионович внес в некоторые приборы усовершенствования, за которые был удостоен диплома ВДНХ СССР. А когда атомоход спустили на воду, бригадира наладчиков вместе с другими строителями отметили правительственной наградой – медалью «За трудовую доблесть».

Ему пришлось немало поработать и на реконструкции, переоснащении ленинградских заводов, в том числе и на Кировском заводе, где Алексей Ионович участвовал в строительстве нового гигантского кузнечного цеха. Он не только отлично трудился сам, но и обучал этому других – возглавил курсы по повышению квалификации слесарей-монтажников.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана в капитальном строительстве, Голубкову Алексею Ионовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С назначением пенсии работу не оставил и с 1972 года трудился механиком в НПО «Ленсистемотехника». Имел ответственное общественное поручение – постоянно поддерживал связь с учащимися базового ПТУ №132. В объединении возглавлял совет ветеранов войны и труда.

С 1976 года – персональный пенсионер союзного значения. Жил в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Дата смерти не установлена.

Награждён орденами Ленина (26.07.1966), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (12.04.1945), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (14.05.1960), «За оборону Одессы» (22.12.1942).


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Документы на сайте «Подвиг народа»

Книга Памяти. Звезды Славы. Ленинградская область. Том 1. СПб, ИПК "Вести", 2009

Публикации в сети Интернет