Герой Социалистического Труда
Производство: Радиоэлектронная промышленность
Пахолков Георгий Александрович

Пахолков Георгий Александрович

01.04.1918 - 24.06.1999

Герой Социалистического Труда

Даты указов

19.09.1977

Медаль № 18890

Орден Ленина № 429465

Пахолков Георгий Александрович - специалист в области автоматических систем управления и ближней радионавигации, заместитель директора по научной работе Всесоюзного научно-исследовательского института радиоаппаратуры Министерства радиопромышленности СССР, город Ленинград.

Родился 1 апреля 1918 года в городе Тотьма Вологодской губернии, ныне Вологодской области. Русский. Сын служащего лесного ведомства. В 1921 году отец погиб, мать с сыном перебралась к родственникам в село Шуйское Тотемского уезда. С 1933 года работал техником радиоузла на лесопильном комбинате.

В 1935 году приехал в Ленинград (с 1991 года - Санкт-Петербург), где мать жила до гражданской войны. В 1935 году окончил среднюю школу № 3 в Петроградском районе города. Во время учёбы серьёзно увлекся радиотехникой и ещё школьником достиг значительных успехов, также играл в оркестре народных инструментов и занимался волейболом. В 1940 году окончил Ленинградский электротехнический техникум связи с отличием. С 1939 года работал лаборантом в лаборатории передающих устройств, одновременно с 1940 года учился в Ленинградском электротехническом институте связи имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, был призван в Красную Армию. Служил в команде радиосвязи на одном из аэродромов у советско-финской границы на выборгском направлении. В начале сентября 1941 года после прорыва финнами линии фронта оказался в окружении, из которого спасся, с группой красноармейцев на рыбацкой лодке по Финскому заливу доплыв до Кронштадта. Затем в служил в батальоне радиосвязи на Ленинградском фронте (у посёлка Токсово), обслуживая новейшую по тому времени радиолокационную станцию противовоздушной обороны РУС-2. Обладая хорошими теоретическими и практическими знаниями, предложил целую серию усовершенствований в конструкцию спешно принятой на вооружение станции, и в 1943 году был переведён в управление радиосвязи штаба Войск противовоздушной обороны в Москву. До конца войны многократно откомандировывался в действующую армию для практического обучения личного состава эксплуатации новейшего оборудования. Вскоре после Победы в 1945 году уволен в запас.

С ноября 1945 года работал в объединённом конструкторском бюро на авиазаводе № 278 (Ленинград): технолог, старший инженер. В сентябре 1947 года весь персонал ОКБ был переведён в НИИ-33 в Ленинграде (затем - Научно-исследовательский институт по радионавигационной технике, Ленинградский научно-исследовательский институт авиационного оборудования, с 1967 - Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоаппаратуры, ныне - акционерное общество «Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры»). Там Г.А. Пахолков трудился на протяжении всей своей дальнейшей трудовой биографии: старший инженер, заместитель главного инженера, заместитель директора по научной работе. Быстро вышел в число ведущих советских специалистов и учёных в области ближней радионавигации. Сначала работал над созданием ультракоротковолновых радиомаяков для оснащения аэродромов. В 1950-х годах под его руководством была создана комплексная радиомаячная система ближней навигации и посадки самолётов «Свод» (широко эксплуатировалась в СССР несколько десятков лет, а её военный вариант был принят на вооружение). Один из руководителей создания системы автоматизированного управления воздушным движением самолётов «Старт» (ею были оборудованы аэропорт «Пулково» в Ленинграде и ряд других).

В 1960-1987 годах - Генеральный конструктор Единой Государственной системы автоматизированного управления воздушным движением, навигации и посадки самолётов «Полёт». Внёс большой вклад в решение задач повышения безопасности полётов самолётов в сложных метеоусловиях, в решение проблем обеспечения навигации. Работал и в области обороны страны, по этой причине учёный на длительное время был засекречен. Из ставших известных в последнее время оборонных работ можно выделить создание автоматизированной системы взлёта и посадки летательных аппаратов на авианесущие крейсера (первым оснащённым системой Пахолкова крейсером стал «Киев», вступивший в строй в 1975 году).

При проектировании средств радионавигации Г.А. Пахолковым были решены крупные научные проблемы, связанные с выявлением и устранением влияния отражений электромагнитной энергии от местных предметов, повышением помехозащищенности и улучшением параметров радиомаяков посадки и ближней радионавигации. Им была разработана теория и реализованы радионавигационные устройства направленного принципа действия с использованием широкополосных сигналов. Особенно плодотворной оказалась идея комплексной обработки навигационной информации от различных источников на борту летательных аппаратов для систем ближней радионавигации и посадки. Бортовые навигационные комплексы и теперь используют этот принцип. Значительное место в работах Г.А. Пахолкова занимают вопросы взаимодействия навигационных датчиков и систем автоматического управления на борту летательного аппарата. Результаты этих работ были внедрены в практику полетов авиации в системы автоматического управления (САУ), позволившие стабилизировать летательный аппарат на траектории полета.

За выдающиеся заслуги в создании и производстве новой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 19 сентября 1977 года Пахолкову Георгию Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Затем участвовал в работе над созданием специализированной аппаратуры для космических аппаратов, в том числе для проекта «Энергия-Буран». С 1982 года - на пенсии.

Много лет работал в Международной организации гражданской авиации (ИКАО), член Международной комиссии ИКАО по разработке стандартов единой системы посадки самолётов в международных аэропортах.

Доктор технических наук (1971, кандидат технических наук с 1958 года). Профессор (1975). Много лет был председателем Учёного совета института, в котором работал. С 1966 года преподавал в Ленинградском электротехническом институте имени М.А. Бонч-Бруевича. Основатель научной школы по теории и практике автоматизации управления воздушным движением. Автор около 140 научных работ, нескольких монографий и учебных пособий, 62 изобретений.

Жил в городе-герое Санкт-Петербурге. Скончался 24 июня 1999 года. Похоронен в семейном захоронении на Серафимовском кладбище.

Награждён орденами Ленина (19.09.1977), Октябрьской Революции (26.04.1971), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (29.07.1966), Красной Звезды (2.07.1945), медалями «За боевые заслуги» (22.08.1944), «За трудовое отличие» (21.06.1957), «За оборону Ленинграда», другими медалями.

Сталинская премия (1951). Государственная премия СССР (1967).

Составитель биографии сердечно благодарит дочь Героя Наталию Георгиевну Пахолкову (Санкт-Петербург) за предоставленные материалы.


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Отечественная радиолокация. Биографическая энциклопедия. Москва, 2011.

Радиолокация России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2007.

Свидетельство Героя или его родных