Герой Социалистического Труда
Производство: Машиностроители
Федунец Иван Иванович

Федунец Иван Иванович

15.03.1914 - 31.05.1972

Герой Социалистического Труда

Даты указов

09.07.1966

Медаль № 14356

Орден Ленина № 362932

Федунец Иван Иванович – директор Узловского машиностроительного завода Министерства тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения СССР, город Узловая Тульской области.

Родился 15 марта 1914 года в деревне Верх-Ачино Томского уезда Томской губернии, ныне в составе Тогучинского района Новосибирской области. Украинец. Из семьи крестьян.

После смерти родителей от тифа во время Гражданской войны в 1920 году жил с старшим братом, затем у родственников, с 1929 года воспитывался в детском интернате в городе Болотное (ныне Новосибирской области), там же в 1931 году окончил школу рабочей молодёжи.

В 1935 года окончил Кемеровский горный техникум. С 1935 года работал на шахте имени К.Е. Ворошилова в Кемерово: механик участка, начальник подземного транспорта, главный механик шахтоуправления.

В январе 1938 года призван в Красную Армию. Служил в 511 гаубичном артиллерийском полку Сибирского военного округа. В октябре 1940 года младший командир И.И. Федунец уволен в запас.

С 1940 года работал на шахте имени К.Е. Ворошилова в городе Прокопьевск Новосибирской области (с 1943 - в Кемеровской области). С ноября 1941 года - начальник Центральных электромеханических ремонтных мастерских треста «Прокопьевскуголь».

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, на базе этих мастерских был образован Прокопьевский механический завод комбината «Кузбассуголь» и И.И. Федунец был назначен его первым директором. В короткие сроки провёл необходимые организационные мероприятия, наладил устойчивый выпуск продукции - во время войны завод производил корпуса для мин. После Победы руководил переоснащением завода и организацией выпуска мирной продукции - оборудования для горно-шахтной промышленности, запчастей к горным и обогатительным машинам.

В 1950 году переведён на должность директора Государственного машиностроительного завода (ныне - ОАО Машиностроительный завод «Кран» имени И.И. Федунца) в городе Узловая Тульской области, который возглавлял до последнего дня жизни. Образованный за несколько лет до этого завод ещё даже не был достроен, практически по всем показателям числился отстающим в отрасли. Под руководством И.И. Федунца началось его стремительное развитие. Уже в 1950 году было освоено серийное производство ручных лебёдок и передвижных строительных бункеров, бетонорастворных агрегатов и помольных установок для шлакоцемента. В 1951 году завод начал массовый выпуск ленточных конвейерных транспортёров «Ленинец». В том же году завод впервые выполнил годовой план.

Был инициатором расширения производства и превращения завод в многопрофильный. Стройка на заводе велась непрерывно. Расширялся и ассортимент продукции - в 1950-е годы завод стал выпускать электрокранбалки разной грузоподъемности и конфигурации, электрофильтры для брикетных и обогатительных фабрик, путеподъёмники для ремонта железнодорожных путей, контейнерное оборудование новой конструкции для кирпича и шлакоблоков, двухбарабанные лебёдки, шахтные вагонетки, бетоноукладчики, бетономешалки, проходческие лебёдки, вибрационные мельницы, козловые краны, удлинённые ленточные перегружатели для погрузки угля и породы в вагонетки при ведении горных выработок, тележки на фермы мостового крана, редукторы ЦДШ-500 для конвейеров на поверхности шахт и на обогатительных фабриках, консольно-козловые краны грузоподъёмностью по 7,5 и 10 тонн, проходческие щиты ОПЩМ-4. К середине 1950-х годов вывел завод на лидирующие позиции в отрасли.

Огромное внимание уделял улучшению жилищных условий и объектам социально-культурного назначения. К 1950 году практически все рабочие завода жили в бараках и землянках, домик в частном секторе являлся роскошью. При Федунце сначала были построены большие благоустроенные общежития, затем началось массовое жилищное строительство. Также были построены за счёт завода средняя школа, техникум, горнопромышленная и музыкальная школы, два детских сада и ясли, поликлиника, больница, аптека, гостиница, столовая, ресторан, 4 магазина, почтовое отделение, швейная и сапожная мастерские, баня, прачечная, парк культуры и отдыха, Дом Культуры машиностроителей, в городе построены асфальтированные дороги на месте непролазной грязи. Был образован вечерний горно-машиностроительный техникум, а в 1961 году - заочный Политехнический институт с вечерним посещением.

В 1961 году завод наряду с горно-конвейерным оборудованием получил второе ведущее направление - строительство подъёмно-транспортного оборудования, прежде всего - мостовых кранов. Преодолев значительные производственные трудности и организовав самое тесное взаимодействие с Всесоюзным проектно-технологическим институтом тяжелого машиностроения, завод начал массовый выпуск мостовых и козловых кранов грузоподъёмностью 20 тонн, и практически сразу - более мощных кранов грузоподъемностью 30 и 50 тонн. С 1964 года завод стал ведущим краностроительным предприятием в СССР и за один год выпускал столько кранов, сколько до 1960 года весь СССР - за три года.

Из другой новейшей техники завод выпускал многопрофильные горно-добывающие комплексы «Мосбасс» и «Тула», комплексы КМК97 для комбайновой выемки тонких угольных пластов в условиях шахт Донбасса, комплексы КВМА для добычи марганцевых руд в шахтах Марганецкого горно-обогатительного комбината, комплексы КМ70 для добычи урановых руд на рудниках Учкудука и Навои, струговые горно-добывающие агрегаты.

За выдающиеся заслуги в выполнении заданий семилетнего плана и достижение высоких технико-экономических показателей в работе, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1966 года Федунцу Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Освоение выпуска новой продукции на заводе продолжалось постоянно. Часть продукции продавалась на экспорт. Сам директор в 1970 году окончил заочно Тульский политехнический институт и был полон новых замыслов. Но тяжёлая болезнь преждевременно оборвала его жизнь.

Член ВКП(б)/КПСС с августа 1941 года. Депутат Верховного Совета СССР 7-8 созывов (1966-1972). В 1946-1950 годах - депутат Прокопьевского городского Совета депутатов трудящихся Кемеровской области, член Прокопьевского горкома и райкома ВКП(б). Член бюро Тульского областного и Узловского городского комитетов КПСС.

Жил в городе Узловая Тульской области. Скончался 31 мая 1972 года. Похоронен в городе Узловая на Старом городском кладбище.

Награждён орденами Ленина (09.07.1966), Октябрьской Революции (05.04.1971), Трудового Красного Знамени (26.04.1957), «Знак Почёта» (20.10.1943), 2 медалями «За трудовое отличие» (14.04.1942; 04.09.1948), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (06.06.1945), другими медалями, знаками «Шахтёрская слава» 1-й и 2-й степеней.

Почётный гражданин города Узловая (03.10.2006, посмертно). Его именем названы Машиностроительный завод «Кран» в г.Узловая (1972), лицей в г.Узловая (2014). В городе Узловая установлены мемориальные доски на административном здании Машиностроительного завода «Кран» и на доме, в котором жил Герой. Мемориальная доска установлена также в городе Прокопьевске Кемеровской области на здании бывшего Прокопьевского механического завода.


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров