Герой Социалистического Труда
Производство: Машиностроители
Карпов Владимир Фёдорович

Карпов Владимир Фёдорович

04.11.1911 - 24.09.1987

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.04.1971

Медаль № 15719

Орден Ленина № 375723

Памятники

Бюст в Мариуполе

Карпов Владимир Фёдорович – директор Ждановского завода тяжелого машиностроения Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР, Донецкая область.

Родился 4 ноября 1911 года в городе Молочанск ныне Токмакского района Запорожской области Украины в семье горного инженера и учительницы.

После окончания семилетней школы поступил в Харьковский автотранспортный техникум. Завершив обучение в техникуме, и получив диплом в 1931 году, сразу же устроился в отдел технического контроля Харьковского тракторного завода (ХТЗ). С 1932 года становится студентом вечернего отделения Харьковского механико-машиностроительного института, продолжая работать на ХТЗ.

В 1933 году переехал в город Краматорск Донецкой (в 1938-1961 годах – Сталинской) области УССР и стал трудиться на Новокраматорском машиностроительном заводе (НКМЗ), где довольно быстро освоил сложную и ответственную профессию фрезеровщика-зуборезчика, став одним из лучших на заводе специалистов этого, далеко не простого дела. Но совмещать работу в цехе с учебой становилось все труднее, поэтому в июне 1936 года он отправляется в Харьков, и на последнем – пятом курсе вуза обучается на стационаре. В июле следующего года блестяще защищает дипломный проект и получает диплом инженера-механика с отличием. В июне – декабре 1937 года – мастер участка в одном из цехов НКМЗ. В декабре 1937 – январе 1939 года – в Красной Армии. После службы в РККА возвращается на НКМЗ, где его назначают старшим инженером-технологом, а чуть позже заведующим бюро технологических работ в цехе № 6.

С июня 1941 года – в Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны. Занимал должность командира разведывательного взвода отдельного танкового батальона 227-й стрелковой дивизии. Был ранен. В 1944-1945 годах – помощник, старший помощник начальника отделения по использованию опыта ведения войны оперативного отдела штаба 6-й гвардейской армии, гвардии капитан. Награжден орденами Отечественной войны 1-й, 2-й степеней, Красной Звезды.

Демобилизовавшись из Красной Армии в звании майора в 1946 году, возвратился на НКМЗ и приступил к работе в качестве заместителя главного технолога завода. Талантливого инженера, обладающего вдобавок недюжинными организаторскими способностями и неукротимой волей в достижении намеченных целей, приобретенными на фронте, заметили и предложили должность начальника производства. С апреля 1949 по ноябрь 1955 года – главный инженер Новокраматорского машиностроительного завода в Сталинской области УССР. Принимал активное, творческое участие в проектировании и изготовлении первого отечественного блюминга – стана для прокатки стальных заготовок, из которых при последующих переделах изготавливаются рельсы, швеллеры, балки и тому подобные изделия для строительства и машиностроения. За эту работу он, вместе с группой товарищей, в 1951 году был удостоен Сталинской премии.

В ноябре 1955 года командирован в Германскую Демократическую Республику, где до марта 1957 года работает советником Министерства тяжелого машиностроения ГДР. В те годы специалистов, находившихся в длительных зарубежных командировках, по их возвращении на родину, как правило, назначали на должность, на ступеньку низшую по сравнению с той, что они занимали до того. Так случилось и с Карповым. Теперь он только заместитель главного инженера НКМЗ. Правда, в этом качестве он находился всего три месяца. С июня 1957 года по 1961 год – главный инженер Управления машиностроения Сталинского (с ноября 1961 года – Донецкого) совнархоза.

В 1961-1976 годах – директор Ждановского завода тяжелого машиностроения (ЖЗТМ) в городе Жданов (с 1989 года – Мариуполь) Донецкой области.

Именно при нем была начата масштабная реконструкция ЖЗТМ. Были построены новые производственные корпуса, станочный парк был увеличен за счет нового современного оборудования. Все это позволило существенно нарастить объемы ранее выпускавшихся изделий, расширить номенклатуру, организовать новые не только для нашего города, но и для всей страны отрасли машиностроения. На предприятии начали массово изготавливать специальные подъемно-транспортные машины с грузоподъемностью несколько сот тонн, уникальное металлургическое и горнорудное оборудование, реакторы для нефтехимической промышленности…

К 1962 году на ЖЗТМ было спроектировано уже 58 наименований новых машин и оборудования. В этом же году на ЖЗТМ изготовили самый большой в мире сталеразливочный ковш садкой 480 тонн. В начале 1962 года постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР ЖЗТМ был определен головным (и единственным) предприятием по созданию кислородных конвертеров для металлургических заводов страны. (100 процентов советской конвертерной стали выплавлено в конвертерах ЖЗТМ). В 1963 году на Ждановском металлургическом заводе имени Ильича был создан конвертерный цех, оснащенный конвертерами ЖЗТМ. За всем этим стояла упорная работа наших замечательных специалистов: конструкторов, инженеров, техников, рабочих. В цехах завода работали рабочие с высокой степенью квалификации. В 1967 году в СССР проводился первый всесоюзный конкурс молодых станочников. В Москву съехались несколько сотен лучших токарей, фрезеровщиков и т.д. Лучшим токарем страны и обладателем «Хрустального резца» стал токарь ЖЗТМ Василий Дударев. А тяжмашевец Владимир Вовк получил звание лучшего токаря страны на всесоюзном конкурсе 1968 года.

В 1969 году на заводе началось проектирование и производство грузоподъемных кранов. В 1970 году первые два портальных и козловой краны были отправлены заказчикам. За последующие четыре года тяжмашевские конструкторы разработали 14 типов козловых кранов. В начале 1970-х годов в ЖЗТМ изготовлена самая большая в мире железнодорожная 8-осная цистерна емкостью 120 тонн. В 1971 году завод удостоен ордена Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 года за особые заслуги в выполнении заданий пятилетнего плана Карпову Владимиру Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1976-1980 годах – генеральный директор производственного объединения «Ждановтяжмаш» Министерства тяжелого и транспортного машиностроения СССР.

В 1975-76 годах для судоверфи в румынском порту Констанца ЖЗТМ поставил два доковых козловых крана ГП-480, не имевших аналогов в мире. Высота подъема груза составляла 66 метров, а пролет между опорами – 115 метров. В 1977 году кран выдержал мощное землетрясение, не получив никаких повреждений. В 1976 году на знамени завода, ставшего производственным объединением, появился орден Октябрьской Революции, а в декабре этого же года польское правительство за оборудование конвертерного цеха в Катовице наградило трудовой коллектив ПО «Ждановтяжмаш» Командорским орденом Заслуги со Звездой. Являясь в основном производителем мирной техники, «Ждановтяжмаш» продолжал работать на оборону страны. Без участия ждановских машиностроителей не обходилась практически ни одна важная государственная программа, в его цехах разрабатывались уникальные машины.

Депутат Верховного Совета УССР 7-го – 9-го созывов (1967-1980).

С 1980 года – на пенсии, но до последнего дня жизни работал ведущим инженером-консультантом научно-исследовательского отдела патентов, информации и новой техники ПО «Ждановтяжмаш».

Жил в Жданове (ныне – Мариуполь, Украина). Умер 24 сентября 1987 года. Похоронен на Старокрымском кладбище под Мариуполем.

Лауреат Сталинской (1951) и Государственной УССР (1978) премий.

Заслуженный машиностроитель УССР (1980).

Почетный гражданин города Жданов (03.09.1987). Почетный работник Министерства тяжелого и транспортного машиностроения СССР.

Награжден орденом Ленина (05.04.1971), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (15.06.1945, 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (06.11.1944), 3 орденами Трудового Красного Знамени (26.04.1956, 17.06.1961, 09.07.1966), орденом Красной Звезды (17.08.1944), медалями, а также иностранной наградой – орденом Заслуг перед Польской Народной Республикой степени Командора со Звездой (1976).

В честь В.Ф. Карпова в Ильичевском районе Мариуполя названа улица и установлен бюст (2002) возле центральных проходных ОАО «Азовмаш».


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Документы на сайте «Подвиг народа»

Публикации в сети Интернет

Твоя, Мариуполь, слава! Н.Н. Рябченко, В.П. Джувага. Мариуполь, 2004 г.