Герой Социалистического Труда
Производство: Машиностроители
Бутов Владимир Иванович

Бутов Владимир Иванович

25.10.1934 - 06.11.1999

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.12.1985

Медаль № 20567

Орден Ленина № 433765

Бутов Владимир Иванович – конструктор двигателей, генеральный конструктор Головного специализированного конструкторского бюро «Трансдизель» Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, Челябинская область.

Родился 25 октября 1934 года в слободе Ровеньки Ровеньского района Воронежской области, ныне посёлок городского типа Ровеньского района Белгородской области. Русский. Из семьи крестьянина. Окончил Ясеновскую семилетнюю школу.

В 1957 году окончил Харьковский политехнический институт имени В.И. Ленина. С 1957 года всю свою трудовую жизнь, ровно 40 лет, работал на Челябинском тракторном заводе: инженер-испытатель, с 1958 года – инженер-исследователь, старший инженер-исследователь, руководитель конструкторской группы, начальник экспериментального конструкторского бюро, заместитель главного конструктора действующего при заводе СКБ-75 (затем - Головного специализированного конструкторского бюро «Трансдизель»).

Будучи талантливым конструктором и организатором, с ярко выраженным стремлением к новаторству, быстро вышел в число ведущих конструкторов СКБ и допущен генеральным конструктором И.Я. Трашутиным к самостоятельному созданию дизельных двигателей. Впервые в СССР коллектив под его руководством создал модификацию базового дизельного двигателя семейства В-2 с применением газотурбинного наддува. В начале 1960-х годов были созданы опытные образцы турбопоршневых танковых двигателей В-36Ф мощностью 640 лошадиных сил и В-27 в 700 лошадиных сил. В серийное производство они не пошли, но практически сразу на их базе были созданы еще более совершенные дизельные двигатели В-61 и В-61Ф для гусеничных машин военного назначения. Под руководством В.И. Бутова разработано семейство дизелей В-2 в 6-, 8-, 12- и 16-цилиндровом исполнении для перспективных военных гусеничных и колёсных машин. Например, 6-цилиндровый оппозитный двигатель применялся в боевой машине десанта и легкой бронетехнике нового поколения.

С 1981 года, после ухода на пенсию И.Я. Трашунина - генеральный конструктор Головного специализированного конструкторского бюро «Трансдизель», сменив его на этом посту. На этом посту завершил многолетнюю работу по созданию новых дизельных двигателей постановкой в серию турбопоршневого двигателя В-58 и его модификаций для колёсных шасси ракетных установок. Были созданы и прошли стендовые испытания опытные модификации тракторного двигателя В-30 с турбонаддувом для промышленных тракторов класса 15 тонн. Впервые в СССР разработаны и изготовлены опытные образцы двигателя для трактора ДЭТ-250 с гидромеханической трансмиссией.

Под руководством В.И. Бутова создано новое семейство дизелей типа 2В оппозитного и Х-образного расположения цилиндров, которое по ряду параметров до сих пор превосходит лучшие зарубежные образцы. Основным преимуществом этих двигателей является их высокая компактность. Создано более 35 модификаций этого семейства дизелей, причём их мощность выросла на 40%, превысив 1000 лошадиных сил.

За выдающиеся успехи в области создании новых образцов транспортных дизельных двигателей Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 5 декабря 1985 года Бутову Владимиру Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В период конверсии по его инициативе впервые в России создано семейство мини-дизелей для народного хозяйства, в том числе мини-дизели водяного охлаждения и мини-дизель воздушного охлаждения В2Ч8 для мини-тракторов.

С 1997 года – на пенсии.

Автор и соавтор 73 изобретений (внедрено в производство 51), многих научных работ.

Жил в Челябинске. Скончался 6 ноября 1999 года. Похоронен на Успенском кладбище Челябинска.

Награждён орденами Ленина (05.12.1985), «Знак Почёта» (15.09.1976), медалями, а также медалями ВДНХ СССР.

Государственная премия Российской Федерации (1995). «Заслуженный изобретатель РСФСР» (1983). «Заслуженный конструктор Российской Федерации» (1993). «Лучший конструктор Минсельхозмаша СССР» (1978).


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Вооружение и военная техника Сухопутных войск. Биографическая энциклопедия. 2010.

Машиностроители России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2010.